Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Дмитрий Шишкин: «У современного делового мужчины часто нет даже хорошего базового костюма»

Владелец портновской мануфактуры SHISHKIN начал бизнес десять лет назад. Сегодня он обшивает политическую и бизнес-элиту, выполняет заказы на экспорт и готовится запустить сеть собственных магазинов.

Свою портновскую мануфактуру Дмитрий Шишкин открыл в 20 лет, когда учился на третьем курсе Юридической академии в Екатеринбурге. Сегодня ему 30, и в костюмы под брендом SHISHKIN одеваются известные бизнесмены и политики. Его фабрики, выпускающие классические костюмы и спортивную одежду, обшивают российских и зарубежных заказчиков  Fisher, «Газпром», «Зенит». До конца года Дмитрий планирует открыть еще одно крупное производство, а после  запустить сеть магазинов готовой мужской одежды в пяти российских миллионниках. Тогда костюмы «от Шишкина» будут представлены во всех сегментах мужской одежды. Правда, ни в одном из них, как признается Дмитрий, он не испытывает особой конкуренции. Поэтому собирается поискать их за границей. 

Как запустить бизнес на третьем курсе вуза

Мастерская в центре города на Горького  первое помещение мануфактуры. На манекенах и вешалках красуются пиджаки и пальто: шелковистая альпака, пиджак из бамбука, роговые и перламутровые пуговицы, разноцветные ленты галстуков. Бизнес Дмитрия Шишкина начинался с пошива одежды на заказ по индивидуальным меркам. 

Дмитрий Шишкин: «У современного делового мужчины часто нет даже хорошего базового костюма» 1

Швейным делом Дмитрий увлекся еще в старших классах школы: признается, что ассортимент одежных магазинов его не устраивал, и он начал шить на себя сам. Первую вещь  пальто с меховой оторочкой  он сшил себе в 9 классе.

После школы Дмитрий прошел по конкурсу сразу в четыре вуза, в том числе, и в УрФУ на факультет искусствоведения и культурологии. Однако родители настояли на том, что «у мужчины первое образование должно быть основательным», и Дмитрий оставил документы в Юридической академии. Впрочем, в аспирантуру он пошел на выбранный изначально факультет и осенью собирается защищать диссертацию по теме «Диалектика эволюции мужского костюма».

На первых курсах института будущий владелец мануфактуры за символическую плату шил вещи однокурсникам и «друзьям друзей», нарабатывая базу и навыки  сначала сам, потом начал размещать заказы в ателье, взяв на себя роль дизайнера и администратора. На третьем курсе Дмитрий скопил средства и отшил дебютную мужскую коллекцию, представил ее на Ural fashion week, и почти сразу после этого открыл свой модный дом с десятью сотрудниками. 

Дмитрий Шишкин: «У современного делового мужчины часто нет даже хорошего базового костюма» 2

На создание коллекции я потратил около 300 тыс. руб., для 2008-го это было немало: женскую коллекцию могли запустить и за 50-70 тысяч. Но я представлял 20 полноценных мужских образов  от сорочек и аксессуаров до верхней одежды, кроме того, мне всегда нравилось работать с хорошими и дорогими тканями и фурнитурой, поэтому вещи дешевыми получиться никак не могли. На открытие модного дома потребовалось еще 700 тыс. руб.  что-то накопил сам, что-то занял. Итого, начальных вложений  около миллиона. Сразу после запуска быстро пошел в гору: мужской одеждой никто не занимался ни тогда, ни сейчас, поэтому конкурентов в этом у меня нет,  рассказывает г-н Шишкин.

В конце 2000-х мануфактура обшивала молодых и подающих надежды специалистов. Костюм тогда стоил 20-30 тыс. руб., и ежемесячно в мастерскую приходили по 500-700 заказчиков. Параллельно Дмитрий по крупицам собирал знания и специалистов в сфере пошива мужского костюма. Это  подчеркивает он  самый сложный вид одежды, ни одно свадебное платье, расшитое тысячами пайеток, не сравнится с ним по сложности исполнения и технологичности. 

К сожалению, в 90-е русская школа костюма, которая начала формироваться в Советском Союзе, развалилась. Причем, в прошлое ушли не только «Дома моделей», но и все отрасли, так или иначе связанные с высокой модой  текстильная промышленность, животноводство и растениеводство, которые поставляют шерсть, лен и хлопок, станкостроение  а значит, все, от швейных машин до ножниц, от ткани до ниток, приходится покупать за границей. Но самое главное  ушла система образования, а рабочие профессии оказались дискредитированными. Найти хорошего конструктора или тем более воспитать его самостоятельно очень сложно, хотя это уже, скорее, творческая профессия. Да и зарабатывают они куда больше менеджеров в офисе,  объясняет Дмитрий. 

Тем не менее собрать команду, выписывая специалистов со всего постсоветского пространства, ему удалось. Сегодня пошивом на заказ в мануфактуре занимаются около ста человек. Главный конструктор с сорокалетним стажем  Сергей Буланов  когда-то возглавлял Вильнюсский «Дом Моделей», который разрабатывал конструкции изделий для всего Союза.

Дмитрий Шишкин: «У современного делового мужчины часто нет даже хорошего базового костюма» 3

Дмитрий Шишкин: «У современного делового мужчины часто нет даже хорошего базового костюма» 4

Пошив костюма  дело не быстрое. Сотня мастеров выдает в месяц не более ста изделий: на костюм, который изготавливается по бесклеевой технологии (никакого дублерина и клея, только полотно из конского и верблюжьего волоса и прокладки из льна и хлопка, приметанные к основной ткани тысячами стежков вручную), требуется 6-7 недель. 

Дмитрий Шишкин: «У современного делового мужчины часто нет даже хорошего базового костюма» 5Минимальная стоимость костюма составляет 200 тыс. руб., сорочки  от 30 тыс. руб. «Потолка» нет: только ткань может стоить 500 тыс. руб., плюс  работа мастера. Но оно того стоит: хороший костюм служит годами, классика не выходит из моды, а вещь, сшитая на заказ, серьезно отличается от купленной в магазине, даже премиального бренда. «Кроме того, мы бесплатно обслуживаем изделие в течение всего срока носки: химчистка, профилактика, если владелец костюма сбросил несколько килограммов подгонка по фигуре. Мы действительно любим каждую вещь, которая вышла из нашей мануфактуры»,  отмечает г-н Шишкин. 

Классика для спортсменов

Несмотря на цены, бизнес, основанный на ручной технологии пошива элитной одежды, в лучшем случае работает в ноль. Этот сегмент необходим мануфактуре для поддержания статуса и как площадка для возрождения школы русского костюма. Дмитрий отмечает: за десять лет его компания стала непререкаемым авторитетом в пошиве мужского костюма. Конкуренции в этой сфере у мануфактуры нет, но нет и перспектив по расширению круга заказчиков. Сформировать большой объем спроса и набрать нужное количество специалистов для его удовлетворения, чтобы этот бизнес дорос до масштаба прибыльного, в ближайшем будущем не удастся.    

В Европе культура пошива костюма на заказ складывалась даже не десятилетиями — веками. Там в этой сфере трудятся целые города из поколения в поколение. У нас 90% мужчин идут в магазин и покупают плохо сидящий костюм. В лучшем случае пойдут в ателье Made-Тo-Мeasure, где с них снимут мерки, отправят на фабрику и сошьют костюм по стандартным лекалам с подгонкой по фигуре. Но это все равно будет не продукт высокого портновского искусства, а конвейерный костюм, да еще и отшитый не у нас в стране, а в Южной Азии или в Восточной Европе. 95% заказчиков, которые приходят к нам впервые, заказывают стандартные темно-синие или серые костюмы. А это означает, что у современного делового мужчины нет даже приличного базового костюма, не говоря уже о том, что мало кто готов идти на какие-либо эксперименты. Даже в индивидуальном пошиве, даже с нашими возможностями выбора — а в нашей коллекции тканей, которую мы собирали больше 8 лет, более 40 тыс. видов тканей — на эксклюзив, на действительно индивидуальную вещь решаются единицы. Все привычно загоняют себя в рамки 

Дмитрий Шишкин: «У современного делового мужчины часто нет даже хорошего базового костюма» 6

Сегодня мануфактура зарабатывает на фабрике, которая открылась весной прошлого года на ЖБИ и Made-Тo-Мeasure производстве. На них работает более 200 человек, отшивая промышленные партии спортивной одежды и аксессуаров и корпоративные заказы по классическим костюмам. На этот сегмент приходится процентов 80 оборота компании, и именно он приносит основную долю прибыли. Конечно, классический костюм делается уже не вручную, и стоит он 50-70 тыс. руб., но на менее дорогих изделиях, которые изготавливаются партиями, заработать можно. Фабрика ежемесячно отшивает до тысячи классических костюмов и до 40 тыс. спортивных. 

Корпоративный заказ начинается от нескольких миллионов рублей, и сшить на заказ хорошие костюмы своим сотрудникам могут позволит себе не так много предприятий. Это госкорпорации, крупные компании — «Газпром», Сбербанк, «Лукойл», «Роснефть», спортивные клубы из высших лиг, состоятельные спортивные федерации. Например, сейчас мы шьем коллекцию классической одежды для «Зенита»  с символикой клуба. Ее будут продавать в фирменных магазинах «Зенита»,  рассказывает г-н Шишкин.   В этом сегменте в России у нас тоже нет конкурентов, но и здесь у отечественных заказчиков не сформировалась культура пошива на заказ. Поэтому основная задача наших менеджеров  донести до потенциального заказчика, что такие услуги есть, и почему это выгодно и удобно. 

Как не ошибиться на рознице

В этом году Дмитрий Шишкин планирует открыть на ЖБИ (в одном из районов Екатеринбурга) еще одну фабрику на 500 сотрудников и запустить производство готовой одежды, под которую к концу года запустят розничное направление. Фабрика будет рассчитана на огромные потоки с пооперационным разделением труда, где на каждый артикул (порядка 100 в коллекции) будет закупаться не 50-100 метров, а 5-10 тыс. метров материи. К концу 2018-го откроют пять флагманских магазинов в стратегических миллионниках  Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и Новосибирске. В дальнейшем планируется ежегодно как минимум вдвое наращивать объемы продаж. 

В этом сегменте ценовая политика будет другой. Готовый костюм будет стоить 35 тыс. руб., рубашка  3-4 тыс. руб. Как объясняет владелец мануфактуры, «чтобы это мог себе позволить даже потрепанный кризисом средний класс».  

Дмитрий Шишкин: «У современного делового мужчины часто нет даже хорошего базового костюма» 7

Дмитрий признается, что запустить свою коллекцию готовой одежды куда сложнее, чем работать под заказ, даже в такой сложной сфере, как пошив мужского костюма: нужно, чтобы одежда соответствовала системе международной сертификации, необходимо добиться высокого качества при низкой себестоимости, попасть в ожидания аудитории, кроме того  это совершенно другой уровень инвестиций. Для собственного ателье достаточно небольшого помещения и пяти сотрудников; говоря о рознице, Дмитрий называет цифру в 400 млн руб. 

Когда дизайнер, о котором вчера еще ничего не знали, внезапно запускает в продажу собственную коллекцию, это  не бизнес, это развлечение, основанное на инвестициях богатого папы или мужа,  объясняет Дмитрий.  Я набирался опыта десять лет на двух производствах, я могу штамповать фабрики «как пирожки», но только сейчас у меня сложилась четкая бизнес-модель и концепция развития бизнеса в сфере ритейла. Когда люди сразу начинают с этого, они ошибаются в 99% случаев: это совершенно другие бизнес-процессы, с иным подходом к маркетингу и потребителю. В этой нише как раз есть конкуренция: прежде всего со стороны западных брендов. Поэтому мы тщательно продумывали все: концепцию и стилистику одежды, позиционирование на рынке и ценовую политику. Над разработкой уникального авторского стиля у меня трудятся целые отделы на протяжении последних нескольких лет. 

Дмитрий Шишкин планирует зарабатывать не только на внутреннем рынке, но и выходить на экспорт. По его словам, получать прибыль в неконкурентной и слабой бизнес-среде России «не требует большого ума», а по-настоящему сильным бизнесменом можно считаться, только если твоя продукция пользуется спросом на мировом рынке. И выходить на экспорт со своим товаром он уже начал: производство спортивной одежды сейчас на 30% работает на экспорт, отшивая коллекции для многих международных брендов, например, для австрийской компании Fischer.

Фото, инфографика: Игорь Черепанов, DK.RU; Портновская мануфактура SHISHKIN

Видео: Игорь Черепанов, Екатерина Тарханова

Дмитрий Шишкин: «У современного делового мужчины часто нет даже хорошего базового костюма» 8

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.