Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Российский рынок франшиз захватывают производители пиццы. РЕЙТИНГ-2017

Рынок франшиз в России меняется: обострилась борьба между центрами медицинских анализов, оживились автосервисы и автоломбарды, а «КонсультантПлюс», занимавший год назад второе место, исчез из списка.

Ежегодный рейтинг самых динамично развивающихся в России франшиз опубликовал РБК. Из 50 компаний, представленных в нынешнем рейтинге, 32 компании — новички, топ-10 обновился на 50%. Неизменной остается только верхняя строчка списка — крупнейший поставщик софта для автоматизации бизнеса 1С (№ 1) с большим отрывом лидирует в рейтинге уже третий год подряд. При этом разработчик справочной правовой системы компания «КонсультантПлюс», которая предыдущие два года попадала на вторую позицию, в этом году не вошла даже в топ-50.

Мы не развиваем сейчас франчайзинг. Новых договоров заключается мало, работают те же франчайзи, что уже были, — пояснила представитель компании Марианна Скворцова.

Главная «звезда» 2017 года — это компания «Додо Пицца», она взлетела на второе место с 15-го и, судя по динамике открытия новых точек, имеет все шансы сохранить позиции в рейтинге 2018 года. Серьезная конкурентная борьба идет на рынке лабораторных анализов. Компания «Инвитро», которая первой начала строить масштабную франчайзинговую сеть в этом сегменте, вылетела из топ-10. Ее обогнал не только вечный конкурент «Гемотест», но и компания «Хеликс».

Новая ниша, где активно развивается франчайзинг, — это автосервисы. Компания «Вилгуд» впервые попала в топ-50, в списке еще три франчайзи СТО, хотя год назад была всего одна. Впервые в рейтинг попала компания из финансовой индустрии — автоломбард «Национальный кредит». Компания начала продавать франшизу только в 2016 году, а уже в 2017-м Росстат зарегистрировал 41 договор.

Топ-20 самых популярных франшиз 2017 года

1.     , 698 заключенных контрактов;

2.     «Додо пицца», 128 заключенных контрактов;

3.     «Гемотест», 101 контракт;

4.     «Бегемот», 96 контрактов;

5.     «Чербакульская птица», 87 контрактов;

6.     «220 вольт», 66 контрактов;

7.     «Сибирская заправка», 49 контрактов;

8.     Автосервис «Вилгуд», 47 контрактов;

9.     «Хеликс», 45 контрактов;

10.  «Национальный кредит», 41 контракт;

11.  «Суши Шоп», 38 контрактов;

12.  «Точка красоты», 36 контрактов;

13.  «Бронницкий ювелир», 34 контракта;

14.  «Инвитро», 31 контракт;

15.  Nokian Tyres, 31 контракт;

16.  «Баскин Роббинс», 29 контрактов;

17.  FIT SERVICE, 29 контрактов;

18.  «33 пингвина», 28 контрактов;

19.  «Фасоль», 26 контрактов;

20.  «Белвест», 25 контрактов.

 

Рынок франшиз в России развивается стабильно. По данным портала franshiza.ru, в сентябре 2017 года в России действовали 1470 продавцов франшиз, но активно продвигали свои услуги не более 700 компаний. Рост количества франчайзеров на сентябрь 2017-го по отношению к сентябрю 2015 года составил всего 4,8% (за предыдущие два года — 7,14%).

Динамика подключения новых партнеров — это показатель востребованности франшизы и устойчивости ее бизнес-модели, — считает основатель каталога franshiza.ru Нина Семина. — С другой стороны, понятно, что лидеры рейтинга уже работают в условиях сильной конкуренции, но география продаж франшиз огромная, а франчайзеры обычно стараются не допустить конкуренцию между франчайзи. 

Как составлялся рейтинг

Так как понятие «франчайзинг» в российском законодательстве отсутствует, единственный формат, юридически идентичный договору франчайзинга в зарубежных странах, — это договор коммерческой концессии (ДКК). Он наиболее широко и подробно регулирует отношения франчайзера и франчайзи, защищает интересы обеих сторон, позволяет передать целый комплекс исключительных прав, а также установить возможность определенных ограничений, например цен и конкуренции. В этом году по просьбам владельцев франшиз в рейтинг также включили договоры коммерческой субконцессии, которые обычно используют «дочки» иностранных компаний для своих франчайзи в России.

Все договоры концессии и субконцессии в обязательном порядке регистрируются в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент), где издание и запросило информацию о товарных знаках, по которым в течение 2017 года были зарегистрированы ДКК, а также данные о расторгнутых за год договорах по этим товарным знакам и общем количестве зарегистрированных договоров на конец 2017 года (показатель масштаба бизнеса). Место франшизы в рейтинге определяется количеством заключенных в 2017 году договоров. Если этот показатель у двух торговых марок совпадает, то более высокое место занимает та франшиза, которая лидирует по общему числу контрактов.

Теги: рейтинг, бизнес

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.