Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Екатеринбург должен отказаться от гигантомании

Когда я только приехал на Урал и начал думать, что стоило бы поменять в градостроительной политике, чтобы Екатеринбург мог принять ЭКСПО-2020, первой мыслью было – развивать его экстенсивно, вширь.

Тем более я очень часто слышал вокруг, что мегаполис должен строить новые районы на крупных площадках – от 300 га, что это правильно. Но вскоре я понял: эта идея абсурдна! Я абсолютно уверен: будущее Екатеринбурга связано с развитием центра, а не периферии. В своей градостроительной модели он может использовать технику так называемой городской акупунктуры – когда развитие происходит не за счет масштабных строек, а точечно. Мы, например, в Барселоне перед Олимпиадой тоже серьезно меняли город и пошли именно по такому пути: построили 140 небольших объектов в центре вместо одной глобальной застройки. Говоря медицинским языком, провели много маленьких безболезненных операций вместо одной большой, опасной для жизни. В Испании у нас все получилось, так почему не перенести этот опыт на Урал?

Кроме того, я часто слышу мнения, что Екатеринбургу жизненно необходимы новые транспортные развязки и магистрали, что только так можно решить проблемы автомобильных заторов. Снова речь заходит о многомиллионных вложениях. И я опять не согласен: да, город не справляется с транспортным потоком, мест для парковки не хватает, воздух сильно загрязнен выхлопами, уровень шума достигает 100 децибелл. Но! В Испании перед Олимпиадой у нас были похожие проблемы, но мы смогли с ними справиться. В Екатеринбурге количество авто сопоставимо с числом машин в более комфортных Милане или Барселоне – вам просто нужно организовать имеющуюся систему, а не тратить время, силы и деньги на новые транспортные объекты. А высвободившиеся средства направить на действительно необходимые современному городу опции. Например, Екатеринбургу нужен абсолютно свободный Wi-Fi по всему городу, как в Манхеттене. У вас уже есть около 200 точек свободного доступа, но этого мало. Нужно добавить опций аэропорту Кольцово. В Амстердаме аэропорт зарабатывает не за счет самолетов, а за счет софта – услуг, сервисов и проч. Вот чем нужно сегодня заниматься!

Вообще Екатеринбургу важно уходить от этой страсти к масштабным стройкам, новым мостам, дорогам, промышленности, от гигантомании. Не обязательно трансформировать мегаполис  глобально, не это сегодня выводит города в лидеры. В XXI веке каждый город, если он хочет развиваться, должен заняться собственной эффективностью. Мы в i.CUP два года исследовали эту во многом метафизическую эффективность: отталкивались от мысли, что город – это организм, со своим уникальным биоритмом. Согласитесь, один и тот же мегаполис ночью и днем – это две большие разницы, в будний день или в выходной – тоже. Разная энергия, разная информация, которая в итоге формирует городской метаболизм. И это все нужно учитывать, когда хочешь внести какие-то изменения в облик мегаполиса. Учитывать, чтобы не навредить.  

Мы изучали транспортные системы городов Европы и Азии, их энергетику, человеческую деятельность, ВРП на душу населения, продолжительность жизни и в итоге составили рейтинг самых эффективных городов. И вот что удивительно: лидерами стали не самые крупные мегаполисы, а, например, Копенгаген, Стамбул, Осло. А в Азии – Сингапур, в котором живет всего-то 3 млн человек. Не вижу никаких причин, чтобы Екатеринбург не смог встать в этот ряд в недалеком будущем. Начать нужно с транспорта. Наши исследования показали: эффективным город становится, если в нем отлажена транспортная система. Причем важно не только привести ее в порядок, но и создать задел на будущее: вам уже давно пора обзавестись экологичным общественным транспортом и стимулировать горожан покупать авто, минимизирующие выхлопы. Владельцам таких машин можно, например, разрешить бесплатно парковаться в центре, а всем остальным – запретить. Также нужно создавать инфраструктуру для электромобилей – заправки по всему городу, парковки и др. Потому что очевидно, что за ними будущее. Вам стоит подумать и об использовании геотермической энергии для решения энергетических проблем – я изучал этот вопрос, у Екатеринбурга есть для этого потенциал. Не обязательно, что эти новшества должны заработать в городе прямо завтра, но создавать умную инфраструктуру необходимо. Иначе можно безнадежно отстать.

Колонка написана на основе выступления на Уральской международной выставке промышленности и инноваций «ИННОПРОМ-2012»

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.