Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Екатеринбург дожил до кризиса моллов

О том, как нужна реконцепция торговым центрам Екатеринбурга, девелоперы говорят уже лет семь.

Но именно сейчас, когда город насыщен торговыми квадратными метрами, ясно: сегодняшний рынок коммерческой недвижимости дальше развиваться не сможет. Да, мы перегнали Париж по количеству квадратных метров, приближаемся к Лондону. Теперь рынок будет максимум показывать рост на уровне инфляции. А на конференциях и форумах инвесторам то и дело рассказывают о привлекательности Екатеринбурга, обещают: «Рынок растет, дайте денег, а мы вам здесь еще ТЦ настроим».

Но ситуация намного сложнее. Все разнообразие брендов, какое только возможно, в городе представлено, новые арендаторы если и приходят, то открываются здесь в формате light, разочаровывая покупателей. Не получается у них перекроить рынок. В 2000-х гг. эксперты всерьез думали, что если в Екатеринбург придет Ramstore, то «Кировский» с «Купцом» разорятся. Но этого не произошло. Единственные международные операторы, которые изменили погоду на местном рынке – Auchan и IKEA. Другие внешние влияния едва ли проявят себя в обозримом будущем. Принципиально новых марок в ближайшие годы тоже не появится. Не зайдет сюда такой оператор, чтобы все сказали «Ах!».

А если на рынке арендаторов ситуация не меняется, то смысла в реконцепции торговых центров тоже нет. Какой толк вкладывать немалые деньги в процесс, тасовать колоду «якорей» и потенциальных арендаторов, менять их местами, компенсировать им эти неудобства, получать кассовый разрыв – при том, что большинство объектов в городе закредитованы, и не могут себе этого позволить? Если состав арендаторов останется прежним – в чем здесь реконцепция? И действительность доказывает: в Екатеринбурге на сегодня нет ни одного удачного примера реконцепции ТЦ. Возможно, у «Парк Хауса», где сейчас идет такой процесс, что-то получится.

Качественные изменения начнутся, когда появится новая бизнес-модель. Этот процесс стартует постепенно. Так, сейчас довольно бодро развиваются микрорайонные торговые центры – на площадях до 5 тыс. кв. м., где первый этаж отдан под торговлю продуктами, второй – хозтоварами: «Кировский», «Атлант», «МегаМарт» и др. Это самый неубиваемый и конкурентостойкий формат, который, к тому же, долго был недооценен. Еще один новый для Екатеринбурга тренд – универмаги. Успешные игроки постепенно начнут двигаться в этом направлении – будут уходить от арендного бизнеса к операционному.

В свете истории с «Пассажем» городу нужно решить, что делать с памятниками архитектуры. Комплексное решение может дать импульс для реконцепции зданий, появления новых тенденций. Сейчас большинство ТЦ города работают как классические американские моллы – по принципу пылесоса. Человек заходит, чтобы купить что-то в якорном магазине, а по пути до него оставляет в бутиках большую сумму, чем планировал. Количество входов-выходов в ТЦ как правило минимально – невозможно зайти в нужный магазин точечно, нужно идти через всю площадь, тут-то молл и затягивает покупателя. А в ругаемом многими проекте реконструкции «Пассажа» заложено, что на первом этаже ТЦ расположатся магазины и кафе – каждый с отдельным входом с улицы. Это нечто совершенно новое для Екатеринбурга.

Я считаю, не нужно бояться менять старые здания. Удалось же сделать ТЦ «Европа» успешным проектом, при этом собственники сохранили исторический фасад со стороны пр. Ленина. Сейчас обсуждается дальнейшая судьба типографии «Уральский рабочий». В сегодняшнем виде здание невозможно эксплуатировать для коммерческих целей. Оно было построено в 1920-е гг., там деревянные перекрытия, система вентиляции, которая не отвечает никаким современным требованиям. Теоретически из типографии можно сделать офисное здание, но для этого придется переделывать всю инженерию. Девелоперу проще снести ее и отстроить заново, чем реконструировать. Поэтому город должен занять четкую позицию – или памятники остаются таковыми, и их не будут реконструировать и использовать как коммерческие площади. Тогда горожане будут просто ходить мимо серых фасадов и грязных окон памятников и умиляться. Либо памятники можно будет кардинально перестраивать и создавать успешные проекты. Должно быть четкое решение.

Колонка написана по итогам круглого стола «Коммерческая недвижимость в Екатеринбурге как предмет успешного вложения инвестиций»

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.