Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Екатеринбург страдает комплексом третьей столицы

Дмитрий Потапенко* управляющий партнер Management Development Group Inc. Последние годы я вынужден брать на себя роль реаниматора торговых и ресторанных проектов, генерирующих убытки. Начинается в

Дмитрий Потапенко* управляющий партнер Management Development Group Inc.
Последние годы я вынужден брать на себя роль реаниматора торговых и ресторанных проектов, генерирующих убытки. Начинается всегда одинаково — собственник хочет продать мне бизнес, но, убедившись, что предложение ничего не стоит, а подготовка к продаже требует знаний, работы и привлечения финансов, уступает контрольную долю. Мы становимся компаньонами: он вкладывает деньги, я — свои мозги. На моих визитках написано: «Дмитрий Потапенко* — управляющий партнер». Здесь оба слова значимые, потому что технологии — это именно управление, а не здания, не оборудование и не айтишные шняги.
Таких проектов у меня несколько. Приходится много ездить — оперативное управление требует личного присутствия. Бывая в Екатеринбурге, я сравниваю его с другими городами — необязательно крупными. И делаю неутешительный вывод — бизнесу мешает комплекс провинциального города. Екатеринбургу хочется быть столицей Урала, третьей столицей России или Третьим Римом. Эти имперские амбиции давят и на местных предпринимателей, и на федеральных игроков, которые приходят сюда делать деньги.
Движимые столичным пафосом, бизнесмены Екатеринбурга вкачивают деньги в бетон. Множат деловые и торговые центры — дорогие и бессмысленные. Мне говорят: эти проекты запускались до кризиса в расчете на растущую экономику, теперь, хочешь не хочешь, надо достраивать. А я думаю, это психология наркомана — надо обязательно что-то построить: стилобат, над ним — башню этажей в 20-30 (памятник убитым инвестициям), а внизу — дорогие рестораны и магазины. Но подходящей клиентуры в Екатеринбурге мало, и эти заведения прогорают. Я бы и рад их «реанимировать», но предприниматели в Екатеринбурге пафосные и гордые. Погибнут, а прислушиваться к чужим советам не станут.
Пример из жизни. Зашел как-то утром в супермаркет «Кировский». Двери только что открыли, покупателей не было, продавцы во главе с директором толпились возле касс. Обсуждали, как лучше работать. Директор жаловалась: для большого магазина (там около 1000 кв. м) выручка мизерная, чтобы увеличить оборот, продавцы должны следить за ассортиментом — сообщать, что разбирают хорошо, а что залеживается, лишнего не заказывать и присматривать за нечистыми на руку охранниками. Тогда я подумал: магазин, где все поставлено с ног на голову, пора закрывать. Ассортиментом должен заниматься головной офис, а у сотрудников в зале две задачи — выкладывать товар и облизывать покупателей. Но супермаркет будет работать до последнего, пока федеральные игроки не свернут ему шею. Думаю, пару лет «Кировский» еще продержится, а потом его купят. Как, впрочем, и «Монетку» — она продается уже не первый год. Небольшим сетям второго эшелона проще — вместо того чтобы копировать лидеров, им нужно искать нишу. Их счастье, что Екатеринбург передавлен арендными ставками — крупные сети сюда не торопятся: они открывают гипермаркеты, ставят галочку и уходят дальше, в города с населением 300 тыс. чел., где делать бизнес комфортнее. Не случайно вторая по величине российская сеть «Магнит» начала осваивать территорию с городов области.
На федеральных компаниях столичные комплексы Екатеринбурга, впрочем, тоже сказываются — местные филиалы становятся независимыми и самодостаточными. Их магазины в Екатеринбурге заметно отличаются от московских и питерских. О «Пятерочке» и «Карусели» мне говорить проще — я там работал. И что интересно, форматы разные, а ошибки одни и те же. Главная — не­удачное местоположение. В отличие от «Ашана» и «МЕТРО», наши ритейлеры открывают гипермаркеты на улицах, перегруженных транспортом. И потом удивляются, что число покупателей не растет, а средний чек уменьшается. Добавьте к этому чересчур широкий ассортимент, завышенные цены, и вы поймете, почему российским сетям трудно конкурировать с иностранцами.
Это не значит, что свободных мест не осталось. Узкие ниши еще не разобрали. Что бы вам ни говорили, торговую сеть можно создать с нуля. У меня есть мечта — открыть сеть магазинчиков площадью 20-40 кв. м по образцу японской Seven-Eleven. Но в Екатеринбурге я этого точно делать не стану, начну с городков, где живет 100 тыс. чел. Пять лет назад я открывал магазинчики практически в деревнях. Сейчас они процветают. А города, претендующие на столичность, я обхожу стороной.
Колонка написана специально для «Делового квартала»

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.