Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

Екатеринбург увидит «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина на уникальной выставке

К.С. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912. Собрание  Государственной Третьяковской галереи
К.С. Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912. Собрание Государственной Третьяковской галереи. Иллюстрация: Музеq ИЗО

«Купание красного коня» это безусловный шедевр, одно из главных произведений отечественного искусства ХХ-го века. А ведь некогда эта работа висела на стене в частной ленинградской квартире.

В августе Екатеринбургский музей изобразительных искусств удивит  жителей и гостей Екатеринбурга новой выставкой — «Владелица Красного коня. Дар Казимиры Басевич музеям России». Центральным экспонатом станет шедевр Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Но проект уникален не только прибытием прославленной картины — на экспозиции будет реконструирована коллекция известного собирателя  из Ленинграда — Казимиры Константиновны Басевич . Подробности грядущего культурного события DK.RU рассказал директор Музея ИЗО Никита Корытин.

Екатеринбург увидит «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина на уникальной выставке 1

Фото: К. К. Басевич в ленинградской квартире. 1961. Фото из архива Р. М. Лотарёвой

— Никита Николаевич, расскажите, пожалуйста, подробнее о выставке «Владелица красного коня». В чем уникальность этого события?

— Грядущая выставка завершает целую череду  событий, которые, казалось бы, не случаются в реальной жизни. Мы стали  вовлечены в эту историю только на последнем ее этапе. Наша землячка, Рэна Михайловна Лотарёва, профессор Уральской архитектурно-художественной академии, уже после окончания своей профессорской карьеры, решила обратиться к наследию своей бабушки — Казимиры Константиновны Басевич, передавшей в 1961 году из личной коллекции «Купание красного коня» Третьяковской галере вместе с целым списком работ художников первого ряда. Казимира Константиновна оставила завещание, в котором передавала лучшие вещи из своего собрания Третьяковке после своей смерти. Оно было частично исполнено ее племянницей Галиной Иннокентьевной Лотаревой. Рэна Михайловна, будучи человеком системно мыслящим и последовательным, решила завершить начатое своей мамой и двоюродной бабушкой. Она систематизировала все документы, информацию о коллекции, фотографии, переписку и разобрала все, что осталось от собрания Басевич и предметов интерьера той самой квартиры, которую она помнила по своему детству. Все, что подлежало передаче, Рэна Михайловна через нас подарила Третьяковской галерее.

— На добровольных началах?

— В этом и заключается красота всей истории. В наши с вами дни можно по пальцам пересчитать случаи, когда коллекции произведений искусства сохраняются на протяжении двух и более поколений: не разбазариваются, не распродаются. К слову, последние два поколения этой семьи коллекционеров — Рэна Михайловна и ее мать, Галина Иннокетьевна, — жили очень скромно. Многие люди нашли бы другое применение этому наследству. Наши героини пошли по другому пути: ими руководило желание сделать что то важное и полезное для страны, для сохранения ее культурного наследия, сделать что-то  в память о своей любимой и уважаемой родственнице — Казимире Басевич. Практически сразу после завершения всех дел Рэна Михайловна скончалась.

Эта история очень показательна, ведь филантропические традиции, которые существовали в досоветское время, угасли и не возродились до сих пор. Многие музеи в мире создавались и создаются на базе собраний частных коллекционеров, но в современной России  этих примеров совсем немного, и они сконцентрированы в Москве. Если говорить о вложениях в социальную сферу, то главными направлениями для филантропических капиталов  являются спорт и церковь. А вот в культуре, объединяющей всю нацию, частных денег не хватает. Здесь же мы столкнулись  с тем, что люди, не имеющие вообще никаких материальных благ, занялись возрождением утерянных традиций.

— А как вы узнали о наследии Казимиры Константиновны?

— Примерно полтора года назад Рэна Михайловна сама обратилась к нам за помощью. Сначала мы все были в шоке. Представьте, к вам приходит человек 85-ти лет и говорит: «У меня есть такие-то экспонаты, помогите передать в Третьяковку». Не все воспримут подобные высказывания серьезно. Мы же начали разбираться, и когда поняли, с чем столкнулись, начали заниматься  передачей вещей Казимиры Басевич в Третьяковскую галерею. К слову, хранились все эти ценные вещи в обычной «хрущевке» в Екатеринбурге под обычным замком на входной двери.

Екатеринбург увидит «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина на уникальной выставке 2

Фото: К. К. Басевич в ленинградской квартире. 1961. Фото из архива Р. М. Лотарёвой

— Выставка «Владелица красного коня» осуществляется при поддержке Альфа Банка. В чем конкретно заключается помощь этой компании?

— Для реализации проекта нам очень нужен был надежный партнер. С Альфа Банком у нас давно сложились теплые отношения. Компания помогала нам с реставрацией Каслинского павильона и изготовления специального освещения для него. Кроме того, мы точно знаем, что всю трогательность истории, венцом которой стала выставка Казимиры Басевич, могут оценить немногие, и Альфа банк в этом случае — приятное исключение. Представители компании согласились помочь нам с подготовкой залов для выставки и с транспортировкой экспонатов из Третьяковской галереи.

 Какие экспонаты, помимо «Купания красного коня», смогут увидеть горожане?

— Первое, что хотелось бы отметить: грядущая выставка будет мемориальной. Главенствующая роль — не у шедевра Петрова-Водкина, а у квартиры Казимиры Басевич, в которой так долго хранились ценные для всей российской культуры вещи. Мебель, фарфор, бронза, мрамор, графика и живопись — все это было собрано в одном пространстве. Мы представим на выставке фотографии квартиры Казимиры Константиновны, постараемся воссоздать интерьер и обстановку, в которой живет коллекционер.

Екатеринбург увидит «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина на уникальной выставке 3

Фото: К.С. Петров-Водкин. Троица (Эскиз для витража в Троицком соборе города Сумы. 1915). 1916. Собрание Екатеринбургского музея изобразительных искусств

— Будет ли разработана специальная экскурсионная программа для посетителей выставки?

— Под каждую экспозицию мы разрабатываем специальную программу, в которой рассказываем об отдельных экспонатах и о выставке в целом. «Владелица красного коня» — не исключение. К слову, эту выставку будет гораздо легче понять и прочувствовать с экскурсией, чем без нее. «Купание красного коня» — давлеющий над остальными экспонат, поэтому гости могут растеряться в попытке понять, что тут вообще происходит. Мы снабдим выставку информацией о Казимире Константиновне, ее истории, чтобы помочь зрителям.

— Екатеринбург постепенно превращается из негласной музыкальной столицы в столицу культурную: в городе открываются частные галереи, «Ночь музеев» собирает все больше посетителей. Чем вызван этот культурный бум?

— Музыка и театр — это традиционно сильные стороны нашего города, а вот по части визуальных искусств, мы всегда были более бедны, чем другие муниципалитеты. Проблема в том, что у нас нет большого выставочного зала, не хватает площадок для визуального материала. В последнее время, однако, тенденция меняется: открылся музей Эрнста Неизвестного, заработало здание Архитектурной академии с большим количеством площадок, начал работу Ельцин-Центр, появился «Главный проспект». Это внушает оптимизм.

Если говорить в общем, то люди сейчас находятся в неком ступоре: всех утомил телевизор с пропагандой и политикой, всех утомили разговоры о стабильности. Нужен источник  для позитивных эмоций. В этом смысле поход в музей — лучшее средство. 

Выставка «Владелица Красного коня. Дар Казимиры Басевич музеям России» будет представлена с 10 августа по 30 сентября 2018 года в Екатеринбургском музее изобразительных искусств по адресу: ул. Воеводина, 5. 

Самое читаемое
  • Высокопоставленный свердловский чиновник отправлен в СИЗОВысокопоставленный свердловский чиновник отправлен в СИЗО
  • УБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея СкубаковаУБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея Скубакова
  • «Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ«Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ
  • «Все до одного предприятия создаются на доверии. В этом смысле семья — готовый бизнес»«Все до одного предприятия создаются на доверии. В этом смысле семья — готовый бизнес»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.