Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Екатеринбург увидит «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина на уникальной выставке

«Купание красного коня» это безусловный шедевр, одно из главных произведений отечественного искусства ХХ-го века. А ведь некогда эта работа висела на стене в частной ленинградской квартире.

В августе Екатеринбургский музей изобразительных искусств удивит  жителей и гостей Екатеринбурга новой выставкой — «Владелица Красного коня. Дар Казимиры Басевич музеям России». Центральным экспонатом станет шедевр Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Но проект уникален не только прибытием прославленной картины — на экспозиции будет реконструирована коллекция известного собирателя  из Ленинграда — Казимиры Константиновны Басевич . Подробности грядущего культурного события DK.RU рассказал директор Музея ИЗО Никита Корытин.

Екатеринбург увидит «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина на уникальной выставке 1

Фото: К. К. Басевич в ленинградской квартире. 1961. Фото из архива Р. М. Лотарёвой

— Никита Николаевич, расскажите, пожалуйста, подробнее о выставке «Владелица красного коня». В чем уникальность этого события?

— Грядущая выставка завершает целую череду  событий, которые, казалось бы, не случаются в реальной жизни. Мы стали  вовлечены в эту историю только на последнем ее этапе. Наша землячка, Рэна Михайловна Лотарёва, профессор Уральской архитектурно-художественной академии, уже после окончания своей профессорской карьеры, решила обратиться к наследию своей бабушки — Казимиры Константиновны Басевич, передавшей в 1961 году из личной коллекции «Купание красного коня» Третьяковской галере вместе с целым списком работ художников первого ряда. Казимира Константиновна оставила завещание, в котором передавала лучшие вещи из своего собрания Третьяковке после своей смерти. Оно было частично исполнено ее племянницей Галиной Иннокентьевной Лотаревой. Рэна Михайловна, будучи человеком системно мыслящим и последовательным, решила завершить начатое своей мамой и двоюродной бабушкой. Она систематизировала все документы, информацию о коллекции, фотографии, переписку и разобрала все, что осталось от собрания Басевич и предметов интерьера той самой квартиры, которую она помнила по своему детству. Все, что подлежало передаче, Рэна Михайловна через нас подарила Третьяковской галерее.

— На добровольных началах?

— В этом и заключается красота всей истории. В наши с вами дни можно по пальцам пересчитать случаи, когда коллекции произведений искусства сохраняются на протяжении двух и более поколений: не разбазариваются, не распродаются. К слову, последние два поколения этой семьи коллекционеров — Рэна Михайловна и ее мать, Галина Иннокетьевна, — жили очень скромно. Многие люди нашли бы другое применение этому наследству. Наши героини пошли по другому пути: ими руководило желание сделать что то важное и полезное для страны, для сохранения ее культурного наследия, сделать что-то  в память о своей любимой и уважаемой родственнице — Казимире Басевич. Практически сразу после завершения всех дел Рэна Михайловна скончалась.

Эта история очень показательна, ведь филантропические традиции, которые существовали в досоветское время, угасли и не возродились до сих пор. Многие музеи в мире создавались и создаются на базе собраний частных коллекционеров, но в современной России  этих примеров совсем немного, и они сконцентрированы в Москве. Если говорить о вложениях в социальную сферу, то главными направлениями для филантропических капиталов  являются спорт и церковь. А вот в культуре, объединяющей всю нацию, частных денег не хватает. Здесь же мы столкнулись  с тем, что люди, не имеющие вообще никаких материальных благ, занялись возрождением утерянных традиций.

— А как вы узнали о наследии Казимиры Константиновны?

— Примерно полтора года назад Рэна Михайловна сама обратилась к нам за помощью. Сначала мы все были в шоке. Представьте, к вам приходит человек 85-ти лет и говорит: «У меня есть такие-то экспонаты, помогите передать в Третьяковку». Не все воспримут подобные высказывания серьезно. Мы же начали разбираться, и когда поняли, с чем столкнулись, начали заниматься  передачей вещей Казимиры Басевич в Третьяковскую галерею. К слову, хранились все эти ценные вещи в обычной «хрущевке» в Екатеринбурге под обычным замком на входной двери.

Екатеринбург увидит «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина на уникальной выставке 2

Фото: К. К. Басевич в ленинградской квартире. 1961. Фото из архива Р. М. Лотарёвой

— Выставка «Владелица красного коня» осуществляется при поддержке Альфа Банка. В чем конкретно заключается помощь этой компании?

— Для реализации проекта нам очень нужен был надежный партнер. С Альфа Банком у нас давно сложились теплые отношения. Компания помогала нам с реставрацией Каслинского павильона и изготовления специального освещения для него. Кроме того, мы точно знаем, что всю трогательность истории, венцом которой стала выставка Казимиры Басевич, могут оценить немногие, и Альфа банк в этом случае — приятное исключение. Представители компании согласились помочь нам с подготовкой залов для выставки и с транспортировкой экспонатов из Третьяковской галереи.

 Какие экспонаты, помимо «Купания красного коня», смогут увидеть горожане?

— Первое, что хотелось бы отметить: грядущая выставка будет мемориальной. Главенствующая роль — не у шедевра Петрова-Водкина, а у квартиры Казимиры Басевич, в которой так долго хранились ценные для всей российской культуры вещи. Мебель, фарфор, бронза, мрамор, графика и живопись — все это было собрано в одном пространстве. Мы представим на выставке фотографии квартиры Казимиры Константиновны, постараемся воссоздать интерьер и обстановку, в которой живет коллекционер.

Екатеринбург увидит «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина на уникальной выставке 3

Фото: К.С. Петров-Водкин. Троица (Эскиз для витража в Троицком соборе города Сумы. 1915). 1916. Собрание Екатеринбургского музея изобразительных искусств

— Будет ли разработана специальная экскурсионная программа для посетителей выставки?

— Под каждую экспозицию мы разрабатываем специальную программу, в которой рассказываем об отдельных экспонатах и о выставке в целом. «Владелица красного коня» — не исключение. К слову, эту выставку будет гораздо легче понять и прочувствовать с экскурсией, чем без нее. «Купание красного коня» — давлеющий над остальными экспонат, поэтому гости могут растеряться в попытке понять, что тут вообще происходит. Мы снабдим выставку информацией о Казимире Константиновне, ее истории, чтобы помочь зрителям.

— Екатеринбург постепенно превращается из негласной музыкальной столицы в столицу культурную: в городе открываются частные галереи, «Ночь музеев» собирает все больше посетителей. Чем вызван этот культурный бум?

— Музыка и театр — это традиционно сильные стороны нашего города, а вот по части визуальных искусств, мы всегда были более бедны, чем другие муниципалитеты. Проблема в том, что у нас нет большого выставочного зала, не хватает площадок для визуального материала. В последнее время, однако, тенденция меняется: открылся музей Эрнста Неизвестного, заработало здание Архитектурной академии с большим количеством площадок, начал работу Ельцин-Центр, появился «Главный проспект». Это внушает оптимизм.

Если говорить в общем, то люди сейчас находятся в неком ступоре: всех утомил телевизор с пропагандой и политикой, всех утомили разговоры о стабильности. Нужен источник  для позитивных эмоций. В этом смысле поход в музей — лучшее средство. 

Выставка «Владелица Красного коня. Дар Казимиры Басевич музеям России» будет представлена с 10 августа по 30 сентября 2018 года в Екатеринбургском музее изобразительных искусств по адресу: ул. Воеводина, 5. 

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.