Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Екатеринбургу пообещали платный «Уральский тракт»

В Свердловской области будут новые, современые, но платные автодороги. Перевод дорожной сети на частную основу должен стать панацей от одной из трех главных бед страны.

 
Во всяком случае, в этом сегодня активно убеждали друг друга участники V межрегиональной Конференции «Инновации в дорожном строительстве: эффективность и качество».

В мероприятии, которое принял Екатеринбург, приняли участие более 380 человек из 26 регионов. В качестве почетных гостей прибыли министр промышленности и торговли Мартин Коцоурек, министр промышленности Свердловской области Александр Петров и глава регионального Минтранса Геннадий Маренков.

На сегодняшний день в Свердловской области худо-бедно функционирует 33,8 тыс. км автомобильных дорог, из них 588 км — федерального, 11 тыс. км — регионального и 22 тыс. местного значения. В основном преобладают дороги третьей (более 50%) и четвертой (более 20%) категорий, то есть с двумя полосами движения шириной по 3,5 или 3 метра. Впрочем, в сельской местности зачастую нет и этого: 335 населенных пунктов вообще не имеют подъездов с твердым покрытием.

По мнению экспертов, для того, чтобы поддерживать полотно в рабочем состоянии автодорожникам необходимо в год ремонтировать как минимум 600-700 км. На деле не восстанавливается и 200. В 2011 году в планы включены 127 км полотна, ремонт которых обойдется в 1,7 млрд. рублей. Всего на содержание сети планируется потратить 7 млрд.

Но большинство дорог в области нуждается не просто в ремонте, а в тотальной реконструкции. Причиной тому не только низкое качество работ — об этом собравшиеся представители дорожного бизнеса предпочли не говорить, как о вещи очевидной — но и возрастающий грузопоток, с которым имеющиеся мощности уже не справляются.

По данным Управления ФГУ «Уралуправтодор», на автомобильный транспорт приходится 74% всех грузоперевозок. И это логично, потому что в стоимостном выражении на автоперевозку тратится только 9% всего денежного оборота крупногабаритного транспорта. Для Свердловской области и Екатеринбурга эта проблема является особенно серьезной в силу географического расположения на пересечении большого количества маршрутов.

Решением проблемы, по мнению, первого земпредседателя правления по инвестиционно-финансовым вопросам ГК «Росавтодор» Сергея Кельбаха, должен стать так называемый «Уральский тракт» — скоростная магистраль от Москвы до границы с Казахстаном, через Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Тюмень. Этот проект подразумевает строительство принципиально новой трассы, которая должна будет принять треть грузопотока и позволит активнее использовать трассы М7 и М5 на легковых перевозках.

«Свердловская область показывает рост транзитных и соседских транспортных потоков. Очевидно, что без этого коридора темпы экономического развития будут замедляться. Теперь мы будем активнее работать на Урале над разработкой этого проекта», — отметил Сергей Кельбах.

Пока не известны сроки начала работ, ясно лишь, что бесплатной дорога не будет, строительство пойдет на популярной основе частно-государственного партнерства.

На сегодняшний день в России возможны два варианта такого партнерства: концессионное соглашение (по такому типу уже работает участок скоростной дороги Москва — Санкт-Петербург) или контракт жизненного цикла, предусматривающий проектировку, строительство и обслуживание дороги одной организацией.

Платным может стать и будущий объезд поселка Белоярский и Богдановича, инвестором проекта готов стать Газпромбанк. «Уральский тракт», скорее всего, будет финансироваться за счет регионального и федерального дорожных фондов. Прогнозы по их финансовому наполнению позволили первому заместителю гендиректора Научно-исследовательского и проектного Института территориального развития и транспортной инфраструктуры Светлане Воронцовой с уверенностью говорить о том, что в ближайшем будущем срок жизни автодорог удастся значительно увеличить.

Впрочем, до полного соответствия наших автобанов западным аналогам еще очень далеко. Несмотря на политическую волю, обещанное финансирование и внедрение новых технологий, у строителей и банков, желающих вложиться в платные трассы, есть как минимум три серьезные проблемы, уверен директор Института экономики УрО РАН Александр Татаркин.

Первая — нереальность получения необходимого землеотвода. Сегодня земля на 97% находится в управлении федерального правительства и любая попытка создания областной платной дороги на федеральной земле неизменно будет наталкиваться на серьезное противостояние.

Вторая — ни в регионе, ни в России в целом пока нет условий для создания частных автодорог: налоговая политика государства и кредитные возможности не стимулируют бизнес к вложению средств именно в это направление экономики.

«А еще для всего этого должен формироваться соответствующий идеологическо-политический климат. Мы недооцениваем общественное мнение, а зря. Разъяснять нужно не только противникам тотального перехода дорог в частные руки, но и самому бизнесу», — призвал Александр Татаркин.

Тем не менее, никто не готов пока отрицать, что платные автомобильные дороги — хороший способ решения пропускной способности действующих трасс. В конце концов, качество частных участков сможет заложить тот самый «золотой стандарт», стремиться к которому в итоге заставят всех строителей.

Но самое главное, нововведение позволит, наконец, сделать строительство и эксплуатацию дорог хоть и прозрачным, но все же рентабельным бизнесом. Чего о нынешних дорожниках явно не скажешь.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.