Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Эксперт: дешевая одежда скоро станет никому не нужна

Рынок производства одежды совсем скоро ждут серьезные изменения: дешевые вещи в огромных количествах скоро станут никому не нужны, и производители перейдут к принципу «лучше меньше, да лучше».

О том, что массовая мода на пороге серьезного переворота, делает вывод Анастасия Сартан, основатель и член совета директоров TrendsBrands.ru, Grintern.ru. Эксперт вспоминает о документальном фильме «Реальная цена моды». В нем владелец фабрики в Бангладеш рассказывает о взаимоотношениях с заказчиками.

Фабрики: от нас требуют только дешевизны

«Приходит один крупный заказчик и говорит: «Эту футболку мне надо произвести за $4, так как наши конкуренты продают ее за $10, а мы хотим, чтобы она стоила $8». Потом приходит следующий заказчик и говорит: «Они продают футболку за $8, сделай так, чтобы себестоимость нашей была $3», - говорит фабрикант.

Из-за требований заказчиков фабрики экономят на всем подряд, даже на том, на чем экономить нельзя. «Секрет фирмы» пишет, что зарплата рабочих на подобных заводах сегодня такова, что люди едва сводят концы с концами. О затратах на защиту экологии никто и не вспоминает: реки рядом с фабриками регулярно окрашиваются в цвет самого модного в сезоне цвета. Нормы безопасности на фабриках не соблюдаются, что приводит к печальным событиям: на предприятии «Рана Плаза» в Бангладеш в 2013 году погибли более 2000 человек. Заказы часто отдают тем, кто работает дома, a это значит, что активно используется детский труд.

При этом власти Бангладеш считают, что самое страшное, что может произойти со страной, - это уход западных производителей. Экспорт пошитой одежды в 2013-2014 годах принес государству $24,5 млрд, что составило 80% экспортных поступлений.

«Ситуация в Бангладеш подтверждает совсем неочевидный факт: мировые цены на масс-маркет будут продолжать падать, и это большая проблема. Упомянутый фильм, который парадоксально рекомендуют к просмотру законодатели концепции «покупай больше, меняй одежду каждый сезон» — Vogue, Elle и другой глянец, — во всех красках показывает, как система масс-маркета сломалась», - говорит Анастасия Сартан.

О таких же тенденциях говорится в бестселлере Overdressed: The Shockingly High Cost of Cheap Fashion. Это научно-популярная книга, вышедшая в США. В ней детально объясняется все тот же эпизод с владельцем фабрики. При этом ни фильм, ни книга не говорят о том, что же сделать, чтобы починить систему.

Пришло время «этичности»?

Сейчас на видеохостинге YouTube размещены тысячи видео, где девушки рассказывают о своих прекрасных дешевых покупках.

«Самые популярные блогеры могут собрать на таких видео по несколько миллионов просмотров. Купить три вещи по цене одной, принести домой и не помнить, что в пакетах, надеть что-то один раз, все остальное выкинуть через полгода — распространенный способ потребления в развитых странах. Цены падают, обороты растут», - поясняет эксперт.

В интернете пишут о 25 миллионах рабочих текстильной промышленности, которые получают меньше $1 в час, о 10,5 млн тонн одежды на свалках США в год, включая синтетику, которая не разлагается. Также много информации об ужасной экологии Китая. И на этом фоне на рынок заходят новые компании, их уже назвали «этичными».

«В Америке и Европе появляются сотни брендов, которые рассказывают, как они следят за фабриками, на которых производят свои вещи. Или про то, что вся прибыль от покупки их товаров пойдет на помощь женщинам в Уганде. Или о преимуществах органического хлопка. Эти бренды называют себя sustainable («устойчивыми») или ethical («этичными»). Они все в основном маленькие — лидер на рынке экоодежды Everlane, предположительно, имеет оборот $100 млн в год, и это примерно в 148 раз меньше, чем выручка Zara», - говорит Анастасия Сартан.

Тренд «этичности» довольно быстро подхватили гиганты масс-маркета, его тут же начали использовать для пиара.

«H&M выпустила красивый ролик про то, что в моде нет правил, кроме одного — recycle («перерабатывать»). Они же выпускают коллекцию Conscious, цель которой — заботиться об окружающей среде. Шведский гигант даже попал в список «100 самых устойчивых компаний мира», но во время отбора на это звание не учитывались условия труда. Разобраться, какие бренды считать «этичными», а какие нет, — невозможно, никаких общепризнанных критериев нет. Да и потребителю копаться в деталях совсем не интересно», - поясняет эксперт.

С «этичной» одеждой на рынке все сложнее, чем с «правильной» едой или автомобилями. Так, в развитых странах биоеда популярна сегодня, так как она полезна для здоровья. Минеральная косметика доказала свою эффективность: недаром ведь Shiseido купила компанию Bare Minerals за более чем $2 млрд.

«Использование натуральной косметики помогает выглядеть моложе. Электромобили сохраняют бюджет, и в некоторых штатах в Америке на них можно ездить по специально выделенной полосе, где меньше пробок. Все, что устойчиво в других индустриях, приносит прямую пользу покупателю, в отличие от органического хлопка или просьб помочь женщинам Уганде. Забота о мире — это не забота о себе, ее сложно продавать. Стелла Маккартни при массовом позиционировании своего бренда никогда не говорит, что он «зеленый». В конце концов, самое важное, чтобы вещь была красивая и хорошо сидела. Остальные факторы помогают принять решение о покупке, но не становятся ключевыми», - уверена Анастасия.

Решить эту проблему внешним регулированием невозможно, так как прозрачных схем для этого нет. К тому же нынешняя тенденция «производим больше и дешевле» пока выгодна обеим сторонам.

«Новый тренд — продавать заботу о мире — я не нахожу перспективным, покупатели не видят своей выгоды. Более того, «неэтичным» игрокам очень легко подменить понятия», - говорит эксперт.

Покупатели хотят покупать меньше

В декабре 2015 года Анастасия Сартан изучала новогодние обещания московских и питерских мам в социальных сетях.

«Часто встречалось такое: «Выбросить все ненужное, покупать меньше». А вот моим друзьям в Калифорнии, которые уже обзавелись маленькими детьми и только начинают свой карьерный путь, — некогда делать многое, тем более ходить в H&M покупать там синтетику и ее выкидывать. Так я уловила тренд поколения Y, подтверждение которому потом нашла в популярных в США отчетах о потреблении и поведении миллениалов. Они не хотят выбирать», - говорит Сартан.

Речь идет о 25 - 35-летних людях, которые выросли в изобилии и теперь предпочитают использовать платформы, помогающие им сократить время и усилия при выборе вещи или услуги. Среди этих людей популярны Uber, Hotel Tonight и тп. Мегамоллы сейчас продумывают стратегию магазинов с капсульным выбором, об этом писали Wholefoods и Target.

«И такой запрос нового поколения, на мой взгляд, может привести к тому, что мода шагнет назад и станет «медленной». Новые покупатели предпочтут иметь одну качественную вещь вместо десятка «надел и выкинул». Такое потребление будет отвечать всем ценностям вскоре самого платежеспособного поколения: выбор потребует меньше времени и труда и приведет к лучшему результату. Новый досуг сместится от шопинга к спорту и хобби. Тогда масс-маркет будет переориентирован со скорости и дешевизны на качество. Владелец фабрики в Бангладеш будет жаловаться: «Приходит ко мне крупный заказчик и говорит: у конкурентов кашемир из более длинных нитей сделан…» А реки вокруг снова станут голубыми даже, когда этот цвет будет не в тренде», - верит Анастасия.

Отметим, Бангладеш — одно из самых бедных государств в Азии. Несмотря на то, что две трети населения Бангладеш занято в сельском хозяйстве, более чем три четверти доходов страны приходится на текстильную промышленность, которая стала привлекательной для иностранных инвесторов из-за низкой стоимости рабочей силы и низких накладных расходов в конце 1980-х годов. В 2009-10 годах промышленный экспорт составил 12,6 млрд долларов США, тогда как в 2002 году промышленный экспорт составил 5 млрд долларов США. Бангладеш занимает четвертое место во Всемирной Торговой Организации по производству одежды. В этой отрасли занято более, чем три миллиона человек, 90% из которых составляют женщины.

О рынке в России

За последние два года из России ушло около 60 известных брендов и компаний — в полтора раза больше, чем во время кризиса 2008 года. В первой половине прошлого года статистика зафиксировала рекордное с 1991 года падение оборота розницы — на 7,9%. Реальные доходы населения упали к лету на 10%, и в результате, по данным консалтинговой компании «Магазин магазинов», за прошлый год в России открылась 991 торговая точка, а закрылось 1024. Для сравнения: годом ранее было открыто 1234 точки, а закрыто всего 314. Ушли многие известные одежные бренды. В 2014 году, по данным Fashion Consulting Group, рынок одежды и обуви в России снизился на 8%, до 2,2 трлн руб., а в 2015-м он рухнул на 20%.

Одной из последних – в конце 2015 года – ушла сеть Stockmann. Она пришла в Россию в 1989 году, и к 2015-му у компании было всего семь универмагов: пять в Москве, еще два — в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) во время опроса в декабре 2015 года выяснило, что в целом по России начали экономить на развлечениях, одежде, отпуске, бытовой технике и больших покупках (все — больше 40%). Во время кризиса 2009 года, отметили в НАФИ, россияне чаще сокращали расходы на одежду и еду, а сейчас — на отдых и развлечения.

«За последние пять-шесть лет структура потребления россиян заметно изменилась. На этот период пришёлся рост доходов населения, а также активное развитие розничного кредитования. Это позволяло значительной части населения <...> обзавестись предметами длительного пользования, а также чаще отдыхать, ездить в отпуск. [Сегодня] россияне постепенно отказываются от ставшего привычным образа жизни последних шести лет», - говорит Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ.

Тенденции к покупке более качественных и дорогих предметов одежды в стране пока не наблюдается, теряет в доходах как рынок люксовой одежды, так и масс-маркет.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.