Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Елена Семенова: «Скоро МВА приблизится, по сути, к высшему образованию»

18 лет Урало-Сибирский институт бизнеса готовит профессиональных руководителей бизнеса. О том, чему сегодня учат собственников и топов, рассказывает научный руководитель МВА USIB Елена Семенова.

Елена Леонидовна, какие вопросы и задачи руководителей решает программа МВА? 

- На самом деле, собственники и генеральные директора бизнеса, которые приходят учиться на МВА, чаще всего, предпочитают не озвучивать истинную причину своего решения. Они говорят про те выгоды и ожидания, которые может получить их бизнес через обучение, связанные, например, с реализацией нового проекта, масштабированием бизнеса, выходом на новые территории, желанием увеличить долю рынка и объем прибыли – то есть, те понятные целевые показатели, посредством которых можно измерить успех любого бизнеса.

Но у них всегда есть более глубокая причина, крайне важная для них и связанная с ними лично и, как следствие, с их бизнесом. Это может быть состояние неудовлетворенности от результатов – скажем, не тот успех, который хотелось бы иметь. Или, наоборот, состояние продолжительного неуспеха. Или это хроническая усталость, в которой человеку уже невыносимо находиться. Возможно, кому-то стало скучно, он перегорел и потерял ощущение драйва от бизнеса.

Кто-то приходит за равным партнерством, возможностью оказаться в атмосфере, где нет ни отношений подчиненности, ни отношений личного характера, как в семье, где можно попробовать для себя новые формы проявления, при этом не бояться оценки и потери репутации. Они приходят за ресурсным состоянием. Это главное.

Что особенно радует: сегодняшние студенты перестали искать готовые ответы на свои вопросы. Они, конечно, хотят обладать знаниями и навыками, присущими профессиональным руководителям. По их мнению, сегодня уже как-то неприлично этого не знать. Но с другой стороны, многие из них понимают, что пытаться бездумно применять весь полученный на программе инструментарий – не совсем правильно. Нужно найти свой путь, взять то, что необходимо здесь и сейчас, с учетом специфики своей компании, своих людей и ресурсов, чтобы все было гармонично. Это состояние гармонии они черпают из сочетания структурированных знаний, собственных способностей и обязательно привносят туда свою уникальность, свою фирменную фишку, которая позволяет им выделиться среди прочих. Они за этим к нам приходят.

Есть ли какие-либо специальные приемы, особенности работы с такой аудиторией?

- Работать с такими людьми приходится, не столько передавая знания и навыки, сколько делясь с ними частичкой собственной души, энергии, зрелости, мудрости, которую ты накопил к этому времени. Это существенно повышает требования к преподавательскому составу бизнес-школ: работающие с первыми лицами бизнеса должны быть зрелыми людьми, не просто экспертами, а партнерами и коучами по отношению к студентам. Во время занятий мы должны создать для них такую питательную среду, в которой они смогут найти ответы на свои вопросы. Поэтому у бизнес-школ, помимо применения традиционных методик в процессе образования, должна быть еще стратегическая, с большим замахом на будущее, постоянная работа с личностью студента.

На ваш взгляд, какие тренды существуют на рынке программ МВА?

- Рынок МВА развивается волнообразно. Бывают такие периоды, когда накапливается определенная прослойка собственников и генеральных директоров компаний, созревших для МВА. Накопилась критическая масса, и они пришли – их видно, они однородны, похожи по требованиям, уровню интеллекта, запросам с точки зрения бизнеса. Потом их нет, и опять нужно время, чтобы они накопились.

В эту паузу приходит другой поток – топы малых бизнесов или руководители отделов. Они обращаются по своей инициативе, либо их посылают директора, которые уже прошли обучение, и для них важно говорить со своим замом на одном языке. Сейчас идет вторая волна. У этих запросы немного другие: либо связанные с возможностью карьерного роста, либо с интересом развития собственного бизнеса в перспективе. Часто они хотят найти свое место в бизнесе, определиться с ролью, которую будут играть на предприятии. Я думаю, что эта тенденция будет усиливаться, и бизнес-школам надо быть готовым к этому.

Кроме того, на рынке прослеживаются два конкурирующих между собой тренда. С одной стороны, МВА в последнее время часто критикуют, обвиняют в обучении слишком многому количеству «правильных» технологий. Это следствие того старого подхода к МВА, когда просто давали знания и инструменты. Сейчас так работать нельзя.  

С другой стороны, на МВА приходит все больше управленцев среднего звена за тем набором знаний и компетенций, которые необходимо знать современному руководителю. И мне кажется, что скоро МВА приблизится, по сути, к высшему образованию. Учиться туда будут идти более массово. Тогда придется реструктурировать программу и адаптировать монолитно понимаемый бренд МВА под разные категории руководителей.

И еще одна важная вещь: сегодня недостаточно того, что на МВА есть большое количество практикумов и кейсов любого формата в аудитории. Задайте себе вопрос: чем жизнь отличается от описания жизни? Тем же работа в «поле», на реальном предприятии будет отличаться от решения кейса. 

В чем основная ценность МВА USIB? С какими компетенциями руководители бизнеса выходят на рынок?

- У руководителей формируется стратегическое мышление, расширяются привычные горизонты, пространство возможностей. У них появляется 4 стратегических компетенции, крайне важных для системного управления бизнесом. Во-первых, это компетенция идеологической целостности компании, которая, прежде всего, обеспечивает единство системы ценностей в компании. Мы их этому учим с разных сторон. Во-вторых, мы учим их аналитической точности. Чтобы не только первое лицо бизнеса, а каждый член команды мог анализировать, видеть причинно-следственные связи и расставлять приоритеты. В-третьих, они выходят из стен бизнес-школы с компетенцией концептуальной ясности в бизнесе. Они умеют работать с продуктами, целевыми аудиториями, их потребностями, выбирать правильные каналы и способы взаимодействия с клиентом, знают, как создавать свою уникальность и обходить за счет этого конкурентов.

И четвертая, самая главная компетенция – я называю ее хронической внедрябельностью. Сегодня многие руководители знают, что и как делать, чтобы привести бизнес к успеху, но достичь ожидаемого результата получается далеко не у всех. Вероятность того, что у наших выпускников будет гарантированный результат, повышается в несколько раз. И цифры здесь говорят сами за себя. Более 90% всех дипломных проектов, которые защищают студенты на программе МВА USIB, реализуются на практике, в реальном бизнесе.

И, конечно, мы им даем инструменты оптимизации всех функциональных зон бизнеса. Они учатся их понимать и применять на верхнем уровне, без погружения в детали. Я им всегда говорю: вы должны стоять у главного пульта управления. И наши выпускники получают для этого все необходимое. Иначе не было бы таких выдающихся результатов.

Еще мы их вдохновляем. Если они и приходят за каким-то ресурсом, чтобы научиться больше зарабатывать, то вместе с этим они обретают вдохновение, благодаря которому получают, в том числе, и больше денег. Просто это еще и с удовольствием происходит, с радостью во всем многообразии этой жизни. Они уходят со стремлением созидать и с уверенностью, что у них это получится. И, как показывает практика, у них получается!

Старт программы МВА USIB – 23 сентября. Малышева, 51, БЦ «Высоцкий», 22 этаж
8  800 7000 185  www.usib.ru
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.