«Если бы существовало простое решение городских проблем, его нашли бы давно без вас»
Через 10 лет Екатеринбург может стать глобальным известным в мире мегаполисом, из которого не надо будет уезжать в Москву за лучшей жизнью. Как этого добиться и могут ли на это влиять горожане?
В Екатеринбурге состоялась дискуссия о будущем города — каким уральский мегаполис станет через 10-15 лет, что для этого нужно сделать, и может ли городское сообщество как-то повлиять на процессы. Со стороны бизнеса мнение высказывал Виктор Ананьев, директор по развитию компании «Атомстройкомплекс», от архитекторов говорил глава Градостроительного совета Екатеринбурга Михаил Вяткин. Бывший глава города Евгений Ройзман*, зная процессы муниципальной власти изнутри, также ответил на вопросы организатора дискуссии гендиректора Bright Fit Алексея Романова. А куратор проекта «Челябинский урбанист» Лев Владов дал взгляд на уральский мегаполис со стороны. DK.RU публикует главное по итогам мероприятия.
Каким Екатеринбург станет в перспективе 10-15 лет?
Виктор Ананьев, директор по развитию компании «Атомстройкомплекс»:

Михаил Вяткин, глава Градостроительного совета Екатеринбурга:

Что касается эстетики, то мне в нашем городе нравится все, пусть многое из построенного и критикуют. Не нравится только грязь. Вообще я сторонник того, чтобы Екатеринбург остановился в развитии вширь — мы должны сохранить те границы, которые есть, оставить для будущих поколений леса, окружающие мегаполис, а не застраивать их. А развитие должно происходить за счет внутренней територии, деструктивных площадок. Поэтому я никогда не ругал точечную застройку — она есть, была и будет. Если бы ее не существовало, город не стал бы таким, какой он есть сегодня. Только домохозяйки могут считать, что точечная застройка — зло. Вокруг нового объекта возникает и новое благоустройство, становится меньше грязи, там комфортнее жить. А у города нет столько денег, чтобы улучшать пространства.
Евгений Ройзман*, экс-глава Екатеринбурга:

Также в перспективе в Екатеринбурге будет реализован мощный стратегический проект — создание набережной, которая поможет увязать город. Он уже начал осуществляться, конечно, здесь многое будет зависеть от финансирования. Как и перспектива строительства второй и третьей веток метро (последняя должна связать Калиновский с Академическим). Вторая ветка очень разгрузит город, на ее возведение нужно порядка 100 млрд руб, причем деньги найти — не проблема. Их можно привлечь под городские гарантии, например. А Екатеринбург — единственный миллионник в стране, у которого нет долгов, это огромный плюс. Деньги найти можно, но никто не знает, как их отдавать — метро денег не приносит.
В целом перспективы у города самые серьезные, потому что у него есть огромный плюс: Екатеринбург многофункционален. Это мощный финансовый центр, также уральский мегаполис остается промышленным центром, здесь мощнейший торгвый центр — по количеству площадей в ТЦ мы лидеры в России. Плюс научный потенциал. Так что всегда можно разложить яйца по разным корзинам. Помимо всего прочего у Екатеринбурга есть собственный плюс: здесь завышены запросы городского сообщества, и власть вынуждена им соответствовать — если она выборная. Это нервно, тревожно, но это безусловный городской плюс.
Лев Владов, общественник-активист, куратор проекта «Челябинский урбанист»:

Если говорить о метро, то у многих городов есть такой миф: метрополитен необходим и решит проблемы с пробками. Но в небольших миллионниках метро зачастую не охватывает большую часть жилых районов, и без качественного транспорта, который может быстро подбросить людей от подъезда до станции метро, подземка просто неэффективна. Нет в метрополитене большого смысла. Эффективнее строить классный обособленный наземный транспорт — есть наземное метро, есть системы выделенных линий со скоростными автобусами и т.д. Можно взять деньги, необходимые на строительство 1 км метро и потратить их на несколько сот километров трамвайных путей. И не нужно забывать, что через 20 лет принцип автовладения изменится, машин будет меньше, так что стоит вкладываться в среду для людей — в пешеходную инфраструктуру и развитие общественного транспорта.
Что нужно делать, чтобы так стало?
Михаил Вяткин:

А вот для этого нужно уже сделать гораздо больше, и только городскими силами этого не добиться. Можно из штанов выпрыгнуть нам всем, но Екатеринбург не станет мировым городом. Ситуация изменится, когда сюда пойдут деньги извне, когда бюджет страны будет работать на наш город — если уральский мегаполис выиграет право принять всемирную выставку ЭКСПО-2025. Изменения будут колоссальные во всех сферах.
Евгений Ройзман*:

Лев Владов:

Если говорить в целом, чтобы стать ближе к Европе, Екатеринбург должен вытеснять автомобили, развивать общественый транспорт, а вместе с этим разовьются и общественные пространства. Также город должен дарить эмоцию, тогда люди после окончания университетов не уедут в Москву, а будут видеть свое будущее здесь. Как вариант, можно перенести в Екатеринбург правительство, ведь географически это центр России. В других странах есть такие примеры.
Виктор Ананьев:

Если же уйти от фантазий за совсем земной уровень, то я убежден: если мы здесь живем и делаем хорошие правильные вещи для города, нужно продолжать эту работу. В итоге через несколько лет мы все заметим, как в мегаполисе стало лучше и комфортнее.
Что может сделать для этого городское сообщество?
Лев Владов:

Евгений Ройзман*:

Приличные люди все равно есть во власти, поступательно движение по улучшению городской среды происходит. Например, поступил запрос на доступную среду для инвалидов. Евгений Липович, бывший вице-мэр по вопросам благоустройства, пришел в горадминстрацию из бизнеса и занимался городской средой целенаправленно — за пару лет сделали 600 понижений на перекрестках, и постепенно эта работа продолжается. В городе становится лучше, запросы жителей потихоньку выполняются.
Михаил Вяткин:




