Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«У бизнеса всегда есть шанс, если жить в состоянии драйва и постоянно искать свою нишу»

«Даже если дела в стране идут не очень, то одним предпринимателям совсем плохо, а другим — очень хорошо. Пришел на рынок с новинкой, которой ни у кого нет — она будет востребована» — Николай Яковлев.

DK.RU представляет «Осеннюю коллекцию»: весь сентябрь читайте лучшие материалы этого лета — специально для тех, кто был в отпуске.

«Время первых» — совместный проект DK.RU, свердловского регионального отделения «Деловой России» и туркластера «Гора Белая», в котором мы рассказываем о тех, кто своими руками и мозгами делал уральский бизнес — предпринимателях 90-х, чьи имена до сих пор на слуху, а компании по-прежнему работают. В своих историях они дают ответ на вопрос: когда было проще строить бизнес — тогда или сейчас.

Сооснователь и генеральный директор компании «Датакрат» Николай Яковлев, создавая свой бизнес 27 лет назад, не думал о многолетнем развитии, не строил глобальных планов. Тогда стояла задача спасти и прокормить коллектив лаборатории «КРАТ» механико-математического факультета УрГУ, на базе которой и была основана компания. Чтобы выжить, искали любой способ, и, пообщавшись с одним из партнером лаборатории, решили развивать сферу штрихового кодирования. В рамках проекта «Время первых» Николай Яковлев рассказал DK.RU, в чем главная разница между бизнесом в начале 90-х и в нынешнее время.

Причина, почему после распада СССР все рвались в бизнес, очевидна. С одной стороны, тогда не было рынка, он только складывался и быстро рос. С другой стороны, у людей не было работы и им нужно было себя как-то обеспечивать: полстраны торговало, и все они были востребованы. «Агенты рынка» рекрутировались из госсектора — прямо скажем, из дилетантов, а не из профессионалов. И постепенно, с заполнением и структурированием рынка, эти люди вымывались, уходили обратно в наемный труд. Оставались только те, кто действительно был готов быть настоящим предпринимателем. 

Сейчас рынок совершенно другой: структурированный, конкурентный, да еще и в состоянии рецессии. Сравнивать его с тем, что было в начале 90-х, когда работать мог каждый, никак нельзя — это совершенно разные жизненные и экономические ситуации. 

Людей, которые могут быть продавцами и предпринимателями, в совокупности не более 10%. А из этих 10% не более 3% тех, кто может не только  продавать, но и брать на себя риск, ведь предпринимательство — это прежде всего риск и его оценка. Наверное, так происходит в любом обществе. Просто в одном случае только эти 3% реально могут открывать бизнес, а в другом — этих людей может быть больше, потому что рынок свободнее. Но сравнивать начало 90-х и нынешнее время никак нельзя: сейчас рынок намного сложнее, он требует других людей, которых в принципе мало. Сегодня кроме риска нужны знания, нужны идеи.

Передо мной в начале 90-х тоже стояла задача найти свое место в новой жизни, но к тому времени у меня уже был опыт. В университете у меня была лаборатория на полном хозрасчете, то есть уже был опыт работы на рынке. Я всегда хотел быть независимым человеком. Найти  устраивающую тебя степень свободы  можно было по-разному: я работал в науке и особо ни под кого не прогибался. А когда с наукой стало сложно и там перестали платить деньги, я нашел свою нишу — бизнес в сфере автоматической идентификации. Бизнес бывает разным: высокотехнологичный, который близок мне по духу, и «купи-продай», которым в начале 90-х занялись многие — но мне это не особо интересно. Возможности, возникшие в тот момент, совпали с моим внутренним драйвом, который нужен, чтобы нырнуть в этот странный мир. 

У предпринимателя обязательно должен быть внутренний драйв. Желание реализовать себя как независимого человека со своими идеями значительно важнее, чем только желание заработать деньги.

Безопасность и престиж бизнеса — разные вещи. Думаю, многие сейчас идут работать по найму, потому что это значительно безопаснее. Устроились работать в хорошую компанию, в которую верите, получаете неплохую зарплату — и вы в среднем классе. Большинство людей выбирает такой путь, и это нормально. Но есть другой тип людей, с идеями, которые они хотят реализовать — этот драйв и двигает их даже сейчас, когда рынок уже поделен и не растет, а прорваться в уже поделенный бизнес очень трудно. Таких людей, со своими идеями, энтузиазмом, умением считать и построить компанию, я называю чемпионами — они выходят победителями даже из описанной ситуации.

Когда мне было 20-30 лет, у меня был выбор, и реализовать себя как независимого человека можно было по-разному. Я выбрал математику. Это был безрисковый выбор.

Если есть идеи, что можно привнести нового, то ты все равно пробьешься, даже на нерастущем рынке.

А если ты посмелее и можешь выйти на зарубежный рынок, то почему нет: очень многие российские предприниматели уехали за рубеж и реализовали себя там. Все-таки идея — это главное. Прийти на рынок розничной торговли и открыть новый магазин без нее — не думаю, что сейчас это хорошая мысль — нужно понять, что происходит на этом очень конкурентном рынке. А если ты пришел с новой идеей, с продуктом, которого еще ни у кого нет и видишь, что он будет востребован — иди и работай. 

В 90-е годы вопрос ресурсов не стоял. Их можно было заработать самим  (маржа была огромной), или получить от приватизации госсобственности. Сейчас получить стартовый капитал — очень большая проблема: нужно пройти несколько кругов ада, чтобы в тебя поверили и дали деньги. Но если у тебя есть инвестор — смело иди заниматься своим делом. Бизнес всегда будет жить, пока есть рынок. Да, сейчас по разным причинам не самая благоприятная ситуация, но всегда есть ниша, где можно реализовать свою идею: стать чемпионом, получать хорошие деньги и быть счастливым человеком.

Если ты настоящий предприниматель, то в любых условиях будешь искать свою нишу и найдешь ее. Надо не останавливаться, не опускать руки, искать что-то новое. А новое всегда появляется, потому что это присуще человеческому обществу, новое появляется вместе с технологиями, поэтому у бизнеса всегда есть шанс. Никогда нельзя останавливаться на том, что есть — сегодня у тебя хорошо, но ты точно знаешь, что завтра так не будет. Поэтому надо искать что-то, чтобы завтра тоже быть «на волне». Кто не движется вперед, тот движется назад!

Даже если дела в стране идут не очень, то одним предпринимателям совсем плохо, а другим — очень даже хорошо. Я считаю, что предприниматели, которые работают в малом и среднем бизнесе, которые в меньшей степени зависят от воли и капризов государства, всегда могут найти выход. 

Читайте о других героях в рамках проекта «Время первых»:

«Все мои деньги уходят на создание собственного государства», — Антон Баков

Александр Оглоблин: «У многих людей есть предел. Так что не каждый может быть бизнесменом»

«Вот если бы мне было 20 лет, я бы поехал в Китай, нашел партнеров и построил там бизнес» — Олег Ананьев

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.