Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Если штатный бухгалтер говорит «все будет хорошо» — хорошо точно не будет»

ФНС усиливает надзор за налогоплательщиками. Автоматизация и тотальный контроль требуют постоянного роста квалификации бухгалтера. Сколько стоят ошибки в бухучете и как их избежать — в материале DK.RU

Историй о том, как штатный бухгалтер «кинул» компанию, тысячи. Не всегда это бывает по злому умыслу: порой работнику просто не хватает знаний — слишком быстро меняются современные реалии, надзорные органы устанавливают новые правила. Успеть за этим специалисту, который отвечает и за налоги, и за зарплаты, и за кадровый учет, сложно. В таких ситуациях перед руководством предприятия встает вопрос: нанять нового специалиста в штат или отдать учет аутсорсерам. DK.RU поговорил с компаниями, которые столкнулись с такой ситуацией, разобрал их кейсы и выслушал мнение самих аутсорсеров — «Аутсорс-бюро Лефтеровой» и АБК «Счетовод».

Кейс №1. «Ошибки в учете — лишь часть айсберга. Штатники не видели, что мы можем быть эффективнее»

«Если штатный бухгалтер говорит «все будет хорошо» — хорошо точно не будет» 1

Сергей Дик
Сергей Дик
директор ООО «Макстори»
Наша компания производит продукты питания уже более 12 лет. И семь из них все бухгалтерские операции для нас ведет аутсорсер. Впервые мы обратились в компанию «Счетовод» в 2012 году — мне стало понятно, что штатные сотрудники ведут бухучет с нарушениями. «Счетовод» провел проверку и подтвердил опасения. Но это — лишь часть того, что аутсорсеры сделали для нас. Уже на начальном этапе общения со специалистами «Счетовода» выяснилось, что в нашей компании также присутствуют высокие налоговые риски и неэффективна структура компании.

В результате сотрудничества с аутсорсерами в компании «Макстори» не только восстановили и наладили бухучет, но также выстроили грамотную структуру предприятия, поставили управленческий учет, устранили налоговые риски. После такого аудита выручка выросла в три раза, доходность бизнеса также значительно увеличилась.

О похожей ситуации рассказали и в «Уральской станкопромышленной компании».

Евгений Макаров
Евгений Макаров
директор ООО «Уральская станкопромышленная компания»
Компания «Счетовод» провела аудит, во время которого выяснилось, что мы не в полной мере использовали налоговые резервы. После аудита, конечно же, мы пришли на обслуживание в «Счетовод». Сейчас эта компания оказывает аудиторское сопровождение (консультации, участие в переговорах, ежемесячный надзор за ведением бухгалтерского и налогового учета). Мы растем, стали более уверенны на рынке, получаем государственные заказы и продолжаем наше сотрудничество с АБК «Счетовод».

В самом «Счетоводе» уверены, что аутсорсинговой компании проще следить за изменениями во всех областях учета, которые происходят постоянно. Тем более, штат аутсорсера, как правило, включает специалистов разных отраслей — это и бухгалтеры, специализирующиеся на разных финансовых отраслях, и юристы, и аудиторы.

Юлия Мазеина
директор АБК «Счетовод»
Если раньше задачей бухгалтеров было только свести дебет с кредитом и правильно посчитать налоги предприятия, то сейчас планка требований к специалистам в области финансов постоянно повышается. Знания в сфере налогообложения, бухгалтерии и аудита обновляются даже не ежегодно, а ежедневно. В современном мире бухгалтеры и аудиторы должны уметь не только считать, но и стратегически мыслить, а также обладать компетенциями, необходимыми для роста и конкурентоспособности бизнеса. Для этого нужно постоянно обучаться.

В последнее время замечаем, что основной проблемой, влияющей на эффективность бизнеса, становится отсутствие на предприятии вменяемого управленческого учёта: руководитель принимает решения не на основании точных цифр, а на основании своих предположений. В результате оказывается, что эффективность действий совсем не та, на которую рассчитывали, прибыли нет, а зачастую случаются и убытки.

Однако решение о том, отдавать бухучет полностью аусорсинговой компании или оставить в штате специалистов, отдавая на сторону лишь часть услуг, — руководитель должен принять только после тщательного просчета каждого варианта.

Если у вас небольшая компания, выгоднее отдать ведение бухучета на аутсорсинг. Просто сравните: обслуживание микробизнеса стоит от 5500 руб./мес., а оклад бухгалтера в штате редко составляет менее 35000 руб. в месяц. К этой цифре надо приплюсовать зарплатные налоги. Но если же ваше предприятие относится к малому бизнесу, который движется в сторону среднего, то, конечно, нужно делать расчеты, — полагает Юлия Мазеина.

Шатный бухгалтер против аутсорсера в цифрах

В расчет нужно принимать не только деньги — такой совет дает директор АБК «Счетовод». 

Не забывайте, что в аутсорсинговой компании со штатом 45 человек, куда входят бухгалтеры, юристы, аудиторы, финансисты, объективно гораздо больше знаний и опыта, чем у штата бухгалтеров из 3-4 человек. Аутсорсинговая компания не ходит в отпуск, больничный и декрет. Сотрудники всегда взаимозаменяемы. И обычно компании страхуют свою ответственность на приличные суммы. Например, ответственность АБК «Счетовод» застрахована на 11 млн руб., — рассказывает Юлия Мазеина.

Кейс №2. «Сыпала профессиональными терминами, в итоге — арест счетов на полмиллиона»

«Если штатный бухгалтер говорит «все будет хорошо» — хорошо точно не будет» 2

В марте 2018 г. налоговая инспекция выставила компании N (попросили не указывать название — прим. ред.), недоимку по налогу на прибыль и пени, сняв со счетов свыше 450 тыс. руб. Компания работает с вфере ЖКХ — управляет жилым домом, оборот — 17 млн руб. в год.  Штатный бухгалтер заверил, что «все будет хорошо», однако такой ответ руководителя не удовлетворил.

Директор компании
Директор компании
 
Бухгалтера мы наняли за полгода до случившегося. Девушка-кандидат уверенно вела себя при отборе, сыпала терминами и всячески демонстрировала профессионализм. Месяца три все было в порядке, а затем стали приходить требования и блокировки незначительных сумм. Бухгалтер говорила «все будет хорошо, я разберусь», и работа продолжалась. Пока наши счета не облегчили на полмиллиона рублей.
Тогда мы решили обратиться в аутсорсинговую компанию. Выбор пал на «Аутсорс-Бюро Лефтеровой».

Экспресс-аудит выявил абсолютную профнепригодность штатного бухгалтера.

Во-первых, она перепутала систему налогообложения и начислила 6% налогов на все поступления денежных средств на счета, в то время как налог компании должен был рассчитываться по системе «доходы минус расходы».

Во-вторых, дебиторская задолженность и документооборот с контрагентами просто были отпущены в «свободное плавание», кадровый учет не велся, бухгалтерских программ было две, в какой из них достоверные сведения — непонятно.

По ходу проверки аутсорсеры выявили и другие ошибки, касающиеся технического ведения учета.

Ошибки бухгалтера в итоге обошлись нам в кругленькую сумму: деньги были сняты со счетов и выведены из оборота — болезненный удар по финансам. Потратили деньги также на то, чтобы оплатить аутсорсинговой компании восстановление учета и базы данных 1С, но об этом жалеть не приходится: специалисты «АБ Лефтеровой» не только привели в порядок базу данных, но и помогли вернуть излишне начисленные суммы налогов, отладить бизнес-процессы в компании, — рассказывает топ-менеджер.

В итоге управляющая компания на своем опыте выявила плюсы работы с аутсорсером.

Плюсы работы с аутсорсинговой компанией

Изначально были сомнения в необходимости сотрудничества с аутсорсингом: все-таки штатный бухгалтер всегда под боком, аутсорсер же работает дистанционно, как все контролировать, как проверять документы? Оказалось, что наличие в офисе штатного бухгалтера — всего лишь иллюзия надежности, которая стоит очень дорого, — такой вывод сделали в компании.

Елена Лефтерова
директор и собственник компании «Аутсорс-Бюро Лефтеровой»
Ситуация для нас не новая. Практически 9 из 10 новых клиентов приходят к нам, обжигаясь на ошибках штатного бухгалтера, реже —- некачественного аутсорсинга. Если несколько лет назад с этим можно было смириться и попытаться войти в ту же реку второй раз, то сегодня ФНС усиливает контроль за налогоплательщиками. Автоматизация и тотальный контроль ведут к росту стоимости ошибок, требуют постоянного роста квалификации бухгалтера. У штатных специалистов, как правило, такой возможности нет. Зачастую и необходимость расти профессионально не ощущается до первого «грома».

Три мифа об аутсорсинге бухгалтерских услуг, которые легко опровергнуть

1. Штатный бухгалтер — свой человек, надежный, он всегда под рукой

Штатный бухгалтер — в большинстве случаев мина замедленного действия. Ситуация меняется так быстро, что специалисты, варясь в «собственном соку» одной компании, просто не успевают за нововведениями. Отсюда ошибки, отсюда рост рисков. При этом людей с корочками бухгалтера на рынке хватает, многие согласны на невысокую зарплату. В итоге небольшие предприятия, у которых есть необходимость в экономии, нанимают таких псевдоспециалистов — и теряют намного больше.

Что касается аргумента «всегда под рукой» — существующие сегодня технологии позволяют вести бухучет, даже если компания находится в другом регионе: телефон, видеосвязь, мессенджеры — в помощь, — комментирует директор «АБ Лефтеровой».

2. Экономия на аутсорсинге — это неочевидно, не окупает рисков

Практически все аутсорсеры сегодня прописывают в договоре свою ответственность за ошибки при ведении учета: убытки, если они случатся, можно потребовать через суд.

Со штатного бухгалтера в такой ситуации вы, согласно ТК, ничего не возьмете — только уволить можно, да и то не без сложностей, — поясняет Елена Лефтерова.

3. В налогообложении меняются только ставки налогов и появляются новые налоги, значит, нужно просто следить за новостями

Изменяется не только законодательство в сфере налогов. Усиливается контроль, растет доля автоматизированных процессов, и, соответственно, количество сбоев, меняются алгоритмы работы с ИФНС и с их ошибками. Налоговики начинают применять не работавшие до сих пор нормы, принятые 5-10-15 лет назад. Все это штатный бухгалтер может забыть, пропустить или вовсе не знать.

Преимущество специалистов аутсорсинга в том, что они работают сразу со многими компаниями, многократно ускоряя накопление опыта. Есть возможность подключить к проблеме коллегу или всю команду. Аутсорсинг не ходит в отпуск, не болеет, не увольняется без предупреждения — договор обеспечивает непрерывность процессов. Отлично, что все больше руководителей понимают преимущества аутсорсинга, — резюмирует Елена.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.