Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Это вопрос года-двух. Мы увидим массовое закрытие малых компаний»

«Малый бизнес сейчас между всех огней — он сыпется, валится, закрывается. Многие мои знакомые готовы уйти в найм. Говорят: «Буду получать тысяч 100 и без головной боли. Пусть голова болит у другого».

Светлана Кочергина, директор клининговой компании «Чистота» (Екатеринбург):

— Сейчас у абсолютного большинства компаний есть огромная головная боль: очень сложно найти высококвалифицированных специалистов. Особенно в сфере услуг. Низкоквалифицированный труд не в почете, работать не рвутся — гордыня не позволяет: «Как же, я пойду мыть пол!». Но в современных условиях рынка при высоких требованиях заказчика к качеству уборки нужны знания и умение применять профессиональную технику и химию. Так что не получится просто мыть пол, нужно быть квалифицированным специалистом в области клининга. При этом хороший спец зарабатывает до 30-50 тыс. в месяц, я считаю, это неплохие деньги. И есть возможность совмещать, работая на нескольких объектах.

Однако большинство соискателей хотят сил прикладывать мало, а денег получать, наоборот, много. При этом не отвечая за фактически сделанную работу и качественный результат. В идеале —  просто получать зарплату, пусть небольшую, но стабильно. И что-то — по минимуму — делать. 

Три года назад мы выиграли тендер на уборку поликлиники, до этого там работали свои уборщицы. И руководство больницы предложило им перевестись в нашу компанию с условием дополнительного обучения в профессиональной уборке, чтобы сохранить свои места. Но когда они поняли, что придется не просто менять привычный стиль работы, а работать на результат, используя современный инвентарь и химию, то встали на учет в центр занятости. И устроились уборщицами в детские сады — чтобы снова сидеть на 8-10 тыс. руб. и в привычном режиме.

Поэтому требования в тендерах на услуги клининга из разряда «Только граждане РФ» вызывает у участников рынка разве что улыбку. Мыть пол? Граждане РФ? Ну-ну.

Как только мы не старались привлечь соотечественников: расклеивали объявления на окрестных домах, искали кадры в общежитиях, но на собеседования из россиян приходят только женщины 1940-50-х гг. рождения. Они, понятно, в возрасте — скорость и реакция уже не те. А требования у заказчиков сейчас очень высокие.

Те редкие соотечественницы, что работали у нас ранее, тоже показывали себя не с лучшей стороны. Помню, лет 8-10 лет назад, когда клининг стал выходить на серьезный уровень, я ездила на обучение в Москву. Тогда шли разговоры о том, что сфера проходит стандартизацию, и как это здорово, когда уборщица разбирается в бытовой химии, знает инвентарь и умеет грамотно им пользоваться. Ведь это серьезно повышает качество услуги.

Мы обучали сотрудников, тратили на это немалые деньги, и все средства в итоге вылетели в трубу. Люди не хотели работать по-новому. Целая проблема была — заставить уборщиц пользоваться флаундером. Это такая швабра с плоской прямоугольной платформой, на которую надеваются разные насадки-чехлы. Мы отбирали лентяйки, а они все равно втихушку доставали их обратно. Также совершенно невозможно было объяснить, что химия есть щелочная и кислотная — для разных поверхностей. Что есть инструкция и нормативы, которые четко прописывают, сколько миллилитров средства нужно добавлять в воду. Уборщицы плескали не по инструкции, а от души — «потому что иначе не пенится!». И делали они это не потому, что не понимают, а просто они привыкли работать по-старому.

Людям важен процесс: «Я же налил средство в ведро, пошоркал». На результат же работают единицы. И это общая тенденция у всех сфер бизнеса.  

С менеджерами клининга работать тоже очень сложно. Всем нужна пятидневка и график с девяти до пяти. Я объясняю: «У вас ненормированный рабочий день, если что-то случилось на объекте, вы обязаны решить вопрос. Не вышла уборщица — приезжаете и делаете замену». Отказываются. 

Это объяснимо. В советские годы работать были обязаны все граждане, всем платили примерно одинаково — показывай результат или нет. Потом наступили лихие 1990-е — тогда зарплаты либо совсем не платили и приходилось как-то выживать, либо можно было подсуетиться и за один день сорвать куш, огромную сумму размером со свой годовой доход. Это приучило людей к мысли, что опять-таки хорошо работать не надо, можно один раз крутануться и потом отдыхать.

Далее пришли жирные 2000-е, из-за границы в страну потекли дешевые заемные деньги. И тогда все столкнулись с нехваткой высококвалифицированных кадров. Их просто переманивали друг у друга, повышая заработную плату. Специалистам не надо было заниматься саморазвитием, они знали: их и так с руками оторвут. И все зарплаты тогда были завышенными, не соответствовали реальной производительности труда.

Сейчас же маятник качнулся в обратную сторону: денег дешевых никто не дает, заказчики экономят на всем и не готовы переплачивать за услуги. В итоге в сфере клининга мало профессиональных людей. А те, кто есть, не готовы работать по низким расценкам. 

Естественно, в такой ситуации мы начинаем работать с гражданами из ближнего зарубежья. Раньше в Екатеринбурге неквалифицированным трудом в основном занимались граждане Таджикистана и Узбекистана, но сейчас их почти не осталось. После того как рубль упал, им стало невыгодно работать здесь, и они уехали в Польшу, Турцию.

Сегодня бал правят граждане Киргизии — они могут трудиться в России по своим документам в рамках Таможенного союза. Года два назад их было особенно много, потому что один рубль стоил как три сома. Многим удавалось за зиму заработать здесь на строительство дома у себя на родине. Сейчас курс изменился, стал 1:1, и граждан Киргизии приезжает меньше. Теперь их найти и привлечь сложнее — набираем их, в основном, через группы в мессенджерах и соцсетях, где выкладываются предложения о подработках.     

Такие работники — люди восточной ментальности, это очень заметно и требует особого подхода. У меня есть своя система мотивации, «байская». В восточном менталитете принято подчиняться «баю», вышестоящему. А чужого можно всегда проигнорировать, сказать, не понимаю я тебя — языковой барьер.

И мы раньше с такой проблемой сталкивались. Теперь же сами растим менеджеров из граждан Киргизии. Среди них есть грамотные люди с высшим образованием, иногда — техническим, которые давно живут в России и мотивированы на зарабатывание денег. Мы ищем таких способных организаторов, понимающих перспективы своей работы в компании, и делаем их менеджерами. Им намного легче взаимодействовать с работниками в силу идентичного менталитета. Они контролируют своих соотечественников, сами предлагают систему мотивации с учетом ментальности.

Предлагая менеджерам достойную зарплату, привязанную к результату, мы обеспечиваем объекты необходимым объемом персонала, и, как следствие, — качественный результат уборки. По итогу я довольна. Когда приезжаешь на объект с проверкой, понимаешь, что там порядок. 

Что же касается перспектив, то они совсем не радужные. Выходом для многих предприятий, особенно в сфере услуг, мог бы стать набор на работу самозанятых. Это классная штука! Для компании, выигрывающей тендеры, так удобнее, ведь держать людей в штате нецелесообразно, потому что контракты конечны. А так можно нанимать человека на короткое время, платить ему за работу, а он уже сам отчисляет свои налоги. Жаль, что эксперимент с самозанятостью идет только в четырех регионах страны.

Пока же многие стараются уговаривать сотрудников становиться индивидуальными предпринимателями и оформлять с ними отношения именно как с ИП. Объясняют: вам же это выгодно, будете получать деньги за работу и раз в год платить подоходный налог — 6% вместо 13%, в том числе в Фонд социального страхования и пенсионные взносы. Знаю, что многие транспортные компании поступают так — почти каждый водитель сейчас ИП.

Других вариантов — увы — нет. Мечтать о том, что в России введут такую систему, когда работники сами платят свои налоги вместо того, чтобы за них это делал «нянька-работодатель», пока не приходится.    

В целом же настроения в сфере малого и среднего бизнеса весьма депрессивные. Налоговое бремя слишком велико, заказчики платят по-минимуму, с сотрудниками постоянная головная боль, и куча надзорных органов все время вьется рядом. Малый бизнес сейчас между всех огней — он сыпется, валится, закрывается. Многие мои знакомые бизнесмены готовы бросить все и уйти работать по найму. Говорят: «Буду получать тысяч 80-100 и без головной боли. Пусть голова болит у другого». Думаю, это вопрос года-двух. После мы увидим массовое закрытие малых компаний. 

«Это вопрос года-двух. Мы увидим массовое закрытие малых компаний» 1
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.