Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Ежи, лисицы и игрушечные котята: Иван Зайченко — о том, как «привязать» к себе франчайзи

«Хороший заводчик всегда консультирует покупателя котенка, чем его кормить, как воспитывать. Грамотный владелец франшизы тоже понимает: продажа продукта на сделке не заканчивается». Колонка на DK.RU.

Иван Зайченко, основатель «Сушкоф», «Дель Песто», «Лапша тетушки Бунси»:
 
— Представьте, что перед вами два котенка: один очень красивый, но игрушечный, и второй — пусть не столь идеальный, зато настоящий, энергичный, который будет расти и развиваться. То же самое с франшизами — они бывают настоящие и игрушечные. Хороший заводчик всегда консультирует покупателя котенка, чем его кормить, как воспитывать. И грамотный владелец франшизы тоже понимает: продажа продукта на самой сделке и дальнейшем получении роялти не заканчивается. Задача: следить, чтобы франчайзи шел в ногу со временем, помогать ему внедрять новые технологии, услуги, отслеживать тренды. Иначе в один прекрасный день он может обнаружить, что «торгует подковами», которые уже никому не нужны. И, создавая собственные франшизы, я сразу решил делать настоящий, а не игрушечный продукт.
 
Первым делом мы поняли, что нужно быть «ежом». Джим Коллинз выделяет два типа компаний — лисицы и ежи. Лиса постоянно хочет ежа съесть, все время меняет планы, креативит — все весело, но сумбурно. А у ежа стратегия очень простая: чтобы его не съели, он сворачивается в клубок, сосредотачивается на чем-то одном. По мнению Коллинза, именно такой подход позволяет компании стать великой. 

Понимаю, у диверсификации много сторонников, но убежден: бегая между бизнесами, управлять ими не хватит внимания и физических сил. Или фокусируешься, или ничего не получится.

Также важно иметь идею, которая бы немного отличалась от того, что уже есть на рынке. Например, сейчас популярны мужские парикмахерские — франшизы в этой сфере востребованы. Значит, нужно привнести что-то новое: допустим, сделать барбершоп круглосуточным. Это на самом деле нужно — я заканчиваю работу в 10 вечера, в это время постричься уже негде. 
 
Параллельно должна быть концепция — простая и понятная, которую можно объяснить одним предложением. Например, «я занимаюсь доставкой японских блюд до дома». Всё. Если вы не можете коротко сформулировать, чем занимаетесь, бизнес, скорее всего, у вас не пойдет.
 
Важно не полениться написать стратегию — потратить неделю, например, в новогодние праздники (уж не для этого ли каникулы даны нам государством) и изложить свое видение: куда вы хотите, чтобы ваша компания двигалась. Сформулировать для сотрудников ключевые показатели, прописать проекты, которые нужно реализовать в течение года, и ответственных за них. Тогда работа пойдет намного эффективнее. 

Знаю это по себе: когда я основал бизнес, то стратегию считал глупостью, данью моде, красивыми словами. 

Я вставал утром, понимал, что нам срочно нужна CRM-система, собирал команду, говорил, что сейчас работаем над CRM. Все говорили: «Да!», упорно работали неделю. А потом я внезапно понимал, что нам нужна не CRM-система, а например, стандартизация производства риса. Снова всех собирал, сотрудники опять говорили: «Да!». Команда работала, деньги вкладывались,  а результата не было. Проекты оставались неоконченными. Тогда я написал стратегию и прямо останавливал себя, когда хотел опять бежать к команде с какой-то новой идеей. В итоге дела пошли много лучше — ребята поняли, что их труд не будет бесполезным, директор больше не заставит бросать начатое.
 
Также я глубоко убежден: все, что важно, должно быть измерено и записано — какое время занимает проезд менеджера от одного офиса до другого, сколько у вас довольных клиентов, сколько отрицательных отзывов, сколько вы расходуете туалетной бумаги и т. д. Все бизнес-процессы должны быть оцифрованы. У нас на стене висят метрики, которые обновляются каждую неделю — все понимают, хорошо поработали или плохо. Если вы не проработали метрики — не управляете предприятием. 

Делать все по наитию — бред. Как  ехать по трассе закрытыми глазами — до первого столба.

Помимо этого очень важно уметь слышать. Франчайзи платит роялти и имеет право указывать головной компании на ошибки. Так что не стоит общаться с ним с позиции «Я в бизнесе –дцать лет, а ты только что пришел». Хорошо подобранные партнеры обычно при деньгах и с мозгами — их идеи могут здорово пригодиться. 
 
Очень важна и база знаний, это ключевой момент. Потому что людям свойственно повторять одни и те же ошибки. Одно время мы активно открывали филиалы, расширяли присутствие, после приостановили этот процесс, занимались внутренними процессами. А буквально два месяца назад снова открыли два филиала — в Челябинске и Тюмени. И я голову сломал, как там продвигать «Сушкоф». Дело в том, что опыт, полученный при открытии филиалов ранее, мы себе не зафиксировали. И теперь приходится заново заставлять свою команду испытывать разные механизмы:

«А давайте промоутера поставим, щиты купим, рассылку по почтовым ящикам сделаем, фигуру ростовую выпустим в центр города». Тратим уйму денег, чтобы понять, что работает, а что — нет. 

Теперь составим таблицу на будущее, чтобы последующие филиалы открывать с уже меньшими рекламными бюджетами. 
 
Помимо этого нужно быть фанатом стандартов и технологий. Это довольно нудная работа, которая требует кучу времени, сил и эмоций, но это необходимо. Например, вы даете сотруднику задание — сделать торт. В итоге получается не то, что надо. И чтобы избежать такой ситуации, вы должны расписать стандарт: разбить процесс приготовления торта на этапы таким образом, чтобы самый низкоквалицифированный сотрудник, который никогда в жизни на кухне не работал, смог приготовить отличное блюдо. Мы обычно стандарты тестируем так: кидаем клич среди своих офисных работников, кто никогда не готовил, к примеру, кесадилью. И отправляем одного такого на кухню. Наблюдаем за его работой, иногда смеемся. Но, как правило, получается достойное блюдо, которое можно отправлять клиентам. 
 
Я убежден: чем меньше функций вы передаете франчайзи и больше оставляете за собой, тем выше качество продукта. Мы, например, предоставляем аутсорсинг колл-центра — чтобы франчайзи с этими вопросами не мучился. А то бывает в общепите так называемая «электричка» — то никто не звонит, то весь город. Мы уже знаем все эти всплески активности, а для франчайзи это целая наука. Также аутсорсим производственный цех — развозим полуфабрикаты по филиалам. За счет этого стоимость открытия выходит ниже и качество стабильное — не надо молиться, чтобы повар в филиале нормально пожарил курицу. Кроме этого франчайзи может упростить жизнь с помощью вашей собственной IT-системы — ее нужно развивать. 

Помимо прочего свой софт позволит «привязать» франчайзи — он уже от вас вряд ли куда-то денется, ему будет сложно переключаться на другую систему.

Если вы хотите быть уверенным, что франчайзи все будет делать правильно, вы должны дать ему все возможности для этого. Тогда из филиала-«котенка» вырастет отличный «кот».
 
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.