Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Фальшь красной нитью проходит через всю эту историю». Драма на драме — глазами психолога

Ирина Тебенева: «Звонит мама: «Ты не вздумай подписывать никаких петиций, подумай о себе! Людей уже начали арестовывать!». Прекрасная иллюстрация того, что старшие и младшие говорят на разных языках».

Конфликт вокруг строительства храма Святой Екатерины в Екатеринбурге поставлен на паузу с подачи президента. Пока же очевидно лишь одно: в этой ситуации наслоилось слишком много смыслов и интересов разных групп. 

Колумнист DK.RU Ирина Тебенева считает, что во многом конфликт обусловлен противостоянием «отцов и детей» на уровне ценностей, и рассуждает, как можно было его избежать и каков может быть единственный разумный выход, при котором все заинтересованные останутся в плюсе.

Ирина Тебенева, маркетолог и психолог:

— Мне кажется, то, что мы видим сейчас в нашем городе, — это борьба не за сквер против храма, а борьба за искренность против фальши. Потому что фальшь красной нитью проходит через всю эту историю.

Давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения теории поколений. У «зетов» тренд на «трушность» во всем, а в теме с храмом они не чувствуют ни капли искренности. Наоборот, на каждом шагу они видят, что их обманывают.

«Фальшь красной нитью проходит через всю эту историю». Драма на драме — глазами психолога 1

Фото E1.RU

Первое — церковь и преемственность христианских традиций в новейшей истории России. Вообще-то, так сложилось, что в нашей стране поколения «бэби-бумеров» и «иксов» — то есть наша власть и олигархи «из 90-х» — это поколения, которые родились тогда, когда церкви в жизни наших соотечественников не было. Мы были пионерами и высмеивали религиозность. Нам говорили: Советский Союз летает в космос — никакого Бога там нет.

Не надо придумывать, что христианские ценности в нашей стране всегда передавались из поколения в поколение — не было этого.

Церковь проснулась на волне перестройки и стала популярна потому, что человеку всегда нужен какой-то «институт отмывки психики». В советское время его функцию выполняли партсобрания, а потом, когда стало можно верить в Бога, люди, пережившие 90-е, пошли на исповедь. И это понятно: время было сложное, черное стало белым — наверняка было что отмаливать.

Но сейчас нет такой острой потребности именно в церкви — есть доступ ко множеству других «институтов отмывки»: например, к той же психотерапии. Молодежь массово в церковь не идет.

Второе — сама РПЦ как символ неискренности. Говоря о смирении, аскезе и равенстве людей перед Богом, попы едят мясо в пост, ездят на дорогих джипах и устраивают VIP-зоны на молебнах. Как можно верить тому, что они говорят? Я не утверждаю, что все служители церкви такие, но среди них есть те, кто дискредитирует церковь.

Третье — это люди, которые выходят «за храм». Кто это? Боксеры? Если бы это были верующие люди, которые стояли бы в сквере не за зарплату, а по велению души, или это были бы священнослужители, — вряд ли горожане протестовали бы тысячами. Для большинства из нас открыто конфликтовать с человеком в рясе — это переход некоторой этической границы. Что уж говорить о том, что выйди к народу сами Алтушкин и Козицын — все было бы иначе. Это было бы искренне.

Я слышала, как молодежь переговаривается: «Хорошо, что мы не работаем на «медников» и можем прийти в сквер, а вот наши друзья, которые работают там, теперь ходят на молитвы». — «Что, стали религиозными?». — «Нет, корпоративные стандарты такие». То есть это насквозь фальшивая история.

Четвертое — поведение власти. Кто, что, кому обещал и за какие заслуги? Мы, наверное, никогда не узнаем правды. Но ни мэр, ни губернатор не вышли к людям и не объяснили, ради чего вообще все это происходит. Наверное, Ельцин, Россель, Чернецкий или Немцов — они бы приехали в эпицентр конфликта и поговорили бы с народом.

Это же страшно, когда власть так боится тех, на кого, по сути, должна работать и чьи интересы защищать. И вместо того чтобы попытаться найти компромисс, заявляет: «Мы два раза уже шли на уступки — все, хватит уступать, идите отсюда».

Теперь вернемся к теме поколений. Звонит моя мама и говорит, что моя дочь-подросток выложила петицию за сквер. Контекст такой: «Ты не вздумай ничего подписывать, не вздумай никуда ходить, подумайте о себе! Людей уже начали арестовывать!». Вот прекрасная иллюстрация того, что старшие и младшие говорят на разных языках.

У поколения «бэби-бумеров», к которым относится моя мама, установка «живи и не высовывайся» — на генетическом уровне. Кстати, именно этот звонок стал последним аргументом за то, чтобы выйти в сквер к Театру драмы: ну сколько можно бояться и отсиживаться?

«Бэби-бумерам» свойственна жертвенность во имя каких-то глобальных целей, ради которых они готовы бесконечно откладывать собственную жизнь и терпеть лишения. Они все меряют войной: «кто не с нами — тот против нас», «я с тобой в разведку не пойду». Вместе с тем у них есть страх и пиетет перед теми, кто обладает властью и деньгами.

То же касается и «иксов». Отчасти этот страх передался «игрекам». А у «зетов» — нет этого страха. Они родились с ощущением жизни и не хотят ничего откладывать, им важно жить здесь и сейчас — это их ценностная позиция. Они хотят есть сыр, хамон, гулять, лежать в скверах на траве… Можно сколько угодно обесценивать эти простые радости, но это значимо для молодого поколения.

Я видела на Октябрьской площади молодых пап и мам, которые вышли на протест, потому что действительно гуляют в этом сквере со своими детьми. Это то, во что не верят «бэби-бумеры» и «иксы», — что этим людям действительно важен этот сквер. Но еще более важно, чтобы считались с их мнением.

Я не говорю, что на площадь вышли только «зеты»: там были люди разных поколений. Смысл в том, что поколения должны взаимодействовать. И только те, кто умеет слышать других, смогут избежать конфликта «отцов и детей».

Множество современных людей не хотят делить никого на красных и белых, они не против религии и веры — они хотят лишь равноправного диалога. Я разговаривала со многими людьми, которые пришли в сквер. Все они говорят об одном: «Нас не слышат». Позицию «Мы тут власть, а вас мы нагнем» — «зеты» не понимают. Даже если они верующие люди, им претит вступаться за такой «подарок для города».

К слову, мой младший брат — верующий человек. Но сейчас он говорит: «Зачем они строят еще один храм-музей, как Храм-на-Крови? И как вообще можно будет ходить в храм, который был построен таким способом? А вообще, логика же такая: сегодня они отбирают сквер, а завтра придут и скажут: «Твой дом сносим — хотим построить храм. У нас деньги — значит, мы правы. Так ведь получается?». Возразить нечего.

По сути, сейчас все продвинутые люди — начиная от бизнеса, заканчивая религиозными сообществами и чиновниками — должны думать о том, что же сделать полезного и интересного для молодежи, чтобы она оставалась и вовлекалась. Торговые центры строят парки, синагога приглашает молодых людей и девушек на вечеринки. РПЦ, видимо, в молодых прихожанах не нуждается, как не нуждается в молодых горожанах Екатеринбург.

Я считаю, что для православной церкви было бы сейчас суперпиаром выйти к людям и сказать: «Все, мы закрываем эту тему. Ничего строить не будем, потому что это не по-христиански». Они бы столько очков себе заработали в глазах тех же «зетов»! Мне кажется, это сейчас единственный расклад, при котором все останутся в плюсе.

Подготовила Полина Борисевич, специально для DK.RU

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.