Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

ФАС раскрыла секреты банковской рекламы

Шести местным банкам грозят штрафы от Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Свердловской области. Специалисты УФАС в ходе тотальной проверки банковской рекламы сделали вывод, что

Шести местным банкам грозят штрафы от Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Свердловской области. Специалисты УФАС в ходе тотальной проверки банковской рекламы сделали вывод, что кредитные организации умалчивали о существенных условиях потребительских кредитов. Финансовые учреждения учли негативный опыт и уволили провинившихся рекламистов. Одному банку удалось вовсе избежать ревизии.

 

Печатную и наружную рекламу 50 банков и банковских филиалов, действующих в Свердловской области, в антимонопольном управлении анализируют с начала февраля. Столь обширная проверка прошла в регионе впервые. Как уточнила ЛЮДМИЛА СМИРНЯГИНА, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства о рекламе и недобросовестной конкуренцией УФАС, в поле зрения ревизоров попала реклама розничных ссуд — от экспресс-кредитов до ипотеки. В рекламе восьми уральских банков нашли нарушения, в результате чего возбудили одиннадцать администра­тивных дел (см. «Детали»).

Дела двух учреждений, ВУЗ-банка и Уралтрансбанка, еще рассматриваются. Выводы УФАС подтвердились в отношении шести банков: Свердловского Губернского, СКБ-банка (у каждого — по два административных дела), а также в материалах Банка24.ру, «Драгоценностей Урала», Сберинвестбанка и Уралприватбанка (у них — по одному делу). Основная претензия ко всем, вне зависимости от вида ссуд, — неполная информация об условиях, влияющих на цену кредита. По закону «О рекламе» банк, который публикует хотя бы одно такое условие, должен перечислить и остальные. К примеру, недостаточно указать только процентную ставку, возможные сроки и суммы кредита. Также важно рассказать о расходах клиента, связанных с открытием и ведением счета, обо всех взимаемых комиссиях и штрафах, о необходимости страховать жизнь или залоговое имущество и т. д.

До конца июня УФАС установит виновных и степень их вины. В целом банкам грозят штрафы от 40 до 500 тыс. руб., а должностным лицам — от 4 до 20 тыс. руб. Впрочем, части кредитных учреждений удалось отстоять свою правоту. «Например, по «Драгоценностям Урала» мы в результате разбирательств сняли половину своих претензий, — признает г-жа Смирнягина. — Аналогичная ситуация — с Банком24.ру. Эти банки доказали, что мы неправильно понимали их рекламу. Это нормально: мы профи в рекламном законодательстве, а они — в своем деле, и подход у нас может различаться». Получить комментарий в «Драгоценностях Урала» не удалось: там не функционирует пресс-служба. ИРИНА БУЯНОВА, директор по маркетингу Банка24.ру, отметила, что их кредитное учреждение полностью согласно с вынесенным решением: «Еще задолго до проверки банк сам выявил возможное нарушение в рекламе одного из продуктов и устранил его. В ходе проверки УФАС возбудило три дела в отношении Банка24.ру, затем по двум направлениям (ипотека и потребительские кредиты) дела прекратили и признали рекламу соответствующей закону».

Почти все кредитные организации исправили рекламу, не дожидаясь, пока УФАС попросит об этом в письменной форме. И рассчитывают уйти от наказания рублем. Закон дает такую возможность при условии, что совершенное административное правонарушение малозначительно. «Мы надеемся избежать штрафа, поскольку сами в конце 2007 г. поняли, что не так трактовали закон, — комментирует ТАТЬЯНА КАЛУГИНА, советник председателя правления Свердловского Губернского банка. — Проблема в том, что нормы недостаточно конкретны, а официальные разъяснения практически отсутствуют. Мероприятия, в ходе которых до банков доводилась бы точка зрения контролирующих органов о порядке исполнения закона «О рекламе», не проводятся. Фактически банки вынуждены учиться исключительно на собственных ошибках, не имея возможности их предотвратить». В Сберинвестбанке, дело которого связано с рекламой автокредита, сообщили, что провели внутреннее расследование. По его итогам уволили одного из сотрудников. «Руководство банка приняло замечания УФАС к сведению и согласно с ними. В дальнейшем при разработке новых рекламных продуктов у нас будет усовершенствована процедура согласования рекламных материалов», — добавили представители банка.

И только Екатеринбургский муниципальный банк (ЕМБ) остался вне проверки: он просто не передал УФАС свои рекламные материалы. Когда банк отказался сдать рекламу по-хорошему, ему послали проект протокола об административном нарушении. Это было в апреле. Ответных действий банка в УФАС ждут до сих пор. В ЕМБ пояснили, что аргументы антимонопольщиков оказались недостаточно убедительными. «Информацию о банке запрашивают многие. Прежде чем ее дать, нам надо понять, кто и на каком основании этого требует. Просто чтобы иметь возможность обжаловать эти действия в суде, если мы сочтем их незаконными. Нам таких оснований в УФАС не представили», — аргументировал позицию ЕМБ ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВ, помощник президента банка.

Нет среди нарушителей и филиалов федеральных банков. Но лишь потому, что ФАС не ответила на письмо своего свердловского управления. «По результатам проверки мы запросили полномочия, чтобы рассмотреть дела восьми банков из Москвы и других городов здесь, в Екатеринбурге, — пояснила Людмила Смирнягина. — Пока ответа нет. Я полагаю, это связано с тем, что эти банки рекламируются и в других регионах и их делами займется сама ФАС».

 

 

детали
УФАС нашло восемь нарушителей, но виновными пока признало только шесть
Нарушения установлены в рекламе:
Банка24.ру;
КБ «Драгоценности Урала»;
Свердловского Губернского банка;
Сберинвестбанка;
СКБ-банка;
Уралприватбанка.
В июне УФАС рассмотрит дела в отношении:
ВУЗ-банка;
Уралтрансбанка.
Источник: УФАС по состоянию на 1 июня 2008 г.

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.