Подписаться
Курс ЦБ на 18.12
80,38
94,14

Фитнес-центры - 28.01.2008

Рынок фитнес-услуг в Екатеринбурге до сих пор не сформирован. Предложение действующих фитнес-центров в разы меньше потенциального спроса, цены на услуги завышены. Ситуация в ближайшие три года не и

Рынок фитнес-услуг в Екатеринбурге до сих пор не сформирован. Предложение действующих фитнес-центров в разы меньше потенциального спроса, цены на услуги завышены. Ситуация в ближайшие три года не изменится, так как рост рынка сдерживают дефицит и дороговизна подходящих помещений.

эксперты
Екатерина Жданова
директор «Данс Холл»
Дмитрий Корнюхин
генеральный директор УК «Профит» (управляет центрами World Gym и Powerhouse Gym)
Олег Нейфельд
заведующий сектором КОБОН, президент российского представительства Всемирной ассоциации бодибилдинга
Маргарита Ронжина
совладелец центра единоборств и фитнеса «Актив»
Роман Симачевский
руководитель проекта Fitnesburg.ru
Анастасия Юсина
генеральный директор «Страта Партнерс» (управляет сетями Orange Fitness и CityFitness)

насколько
завышены цены на фитнес-услуги в Екатеринбурге
что мешает
открывать новые спортцентры при дефиците предложения
в чем
измеряется успешность фитнес-клуба

Рынок фитнес-центров сейчас находится на этапе становления — он не заполнен и наполовину, четкие границы отсутствуют. Эксперты затрудняются подсчитать количество игроков в Екатеринбурге, поскольку нет единых стандартов для фитнес-центра. Теоретически фитнес — это занятия, направленные на поддержание хорошей физической формы, и любая организация, предоставляющая подобные услуги (например, тренажерные залы или танцевальные классы), может по праву называть себя игроком фитнес-рынка. Как сообщает Комитет по бытовому обслуживанию населения администрации г. Екатеринбурга (КОБОН), таких организаций в городе 117.

Рынок фитнеса еще не сложился

Операторы рынка никогда не называли фитнес-центром один только тренажерный зал, так как под центром подразумевается целый комплекс фитнес-услуг. Четкого и утвержденного их перечня также не сущест­вует, но, согласно экспертным оценкам, необходимых составляющих — пять. В компании World Gym в ходе собственных исследований выяснили, что 90% потенциальных потребителей ожидают увидеть в фитнес-центре тренажерный зал, 60% — бассейн, более 50% — групповые программы. SPA-зона и бары со спортивным питанием также интересны клиентам, но не считаются обязательным условием. Центров, предоставляющих этот комплекс услуг, в городе около 40. Самые крупные (по площади) — World Gym, Extreme Fitness Athletics, «Страта Парт­нерс» (Orange Fitness и CityFitness), фитнес-центр Атриум Палас Отеля и др.

В 2008 г. расхождения в подсчетах числа игроков должны исчезнуть — специалисты КОБОН составляют четкие определения и классификации. Как пояснил Олег Нейфельд, заведующий сектором КОБОН, неопределенность связана со сравнительной молодостью рынка — он начал формироваться около четырех лет назад. Сейчас среди операторов админист­рация обозначила несколько подгрупп (фитнес-центр, фитнес-клуб, тренажерный зал и др.), в каждой из которых уже официально подсчитывается количество объектов.

По оценке Дмитрия Корнюхина, генерального директора УК «Профит» (управляет сетями World Gym и Powerhouse Gym), с точки зрения международной классификации все фитнес-центры можно поделить на три основные категории (премиум, средний и эконом) с учетом двух ключевых критериев. Во-первых, по средневзвешенной стоимости клубной карты (с учетом всех скидок и спецпредложений): в премиум-центре она начинается от $960 в год, в среднем ценовом сегменте колеблется от $500 до $960, в центре экономкласса не поднимается выше $500. Впрочем, эта классификация относится скорее к России в целом, а к Екатеринбургу будет применима только года через два. Пока в нашем городе цены на фитнес-услуги завышены в полтора-два раза. «Если в Москве за $1 тыс. в год можно заниматься в достаточно приличном фитнес-центре, с бассейном и качественными тренажерами, то в Екатеринбурге такой суммы хватит только на клуб среднего или даже экономсегмента», — поясняет г-н Корнюхин. «Фактическая стоимость клубной карты в миддл-сегменте в столице Урала — $1,5-2 тыс. в год. Из-за сравнительно низкой конкуренции компании не видят смысла снижать цены», — описывает ситуацию Маргарита Ронжина, совладелец центра единоборств и фитнеса «Актив».

Второй критерий в классификации Дмитрия Корнюхина — количество посетителей на 1 кв. м общей площади. В премиальном центре на одного человека должно приходиться не менее 2 кв. м. При таком соотношении, по словам г-на Корнюхина, высокообеспеченные клиенты, которые платят в первую очередь за отсутствие «толкотни», чувствуют себя комфортно. Параметр для среднего сегмента в два раза ниже — 1 кв. м на человека. В экономцентрах — два человека на 1 кв. м. То есть чтобы позиционировать фитнес-центр площадью в 1 тыс. кв. м как клуб уровня премиум, можно продать не более 500 годовых клубных карт, для клуба средней категории — до 1 тыс. карт, а при экономичном варианте есть возможность выставить на продажу до 2 тыс. карт.

Еще одно из негласных условий принадлежности к высокому сегменту — наличие бассейна, без которого центр не воспринимается премиальным, даже если во всем остальном полностью соответствует заявленному уровню. По этой причине, считают эксперты, фитнес-центр Атриум Палас Отеля перешел из высшего сегмента в средний. Качество оборудования в высоком и среднем сегментах может быть сопоставимым, полагает г-н Нейфельд.

С учетом всех перечисленных факторов специалисты отнесли к премиальному сегменту четыре из действующих в Екатеринбурге фитнес-центров: World Gym, Extreme Fitness Athletics, Orange Fitness и «Тихвин». К среднему — CityFitness, «Реал-Фит», «Фит Лайф», FITWAY и др. Что касается игроков экономсегмента, они, как правило, располагаются в спальных районах, ориентируются на жителей соседних домов, соответственно не дают масштабной рекламы и неизвестны широкому кругу людей. Один из наиболее крупных игроков этой категории — «Фитнес Шейп».

Спрос на фитнес в Екатеринбурге не удовлетворен

Дмитрий Корнюхин отмечает, что сейчас фитнесом занимается 0,5% населения города, т. е. около 70 тыс. человек. Это сравнительно немного. В Москве, например, фитнес-центры посещает 3% жителей, а в крупных европейских городах — до 20%. Если бы фитнес-центров в Екатеринбурге стало больше, количество занимающихся могло быть выше в два-три раза, полагают специалисты. Действующие клубы заполнены, в некоторые купить годовую карту невозможно. На этом этапе развития рынка спрос на услуги растет по мере увеличения предложения. По оценке Олега Нейфельда, в каждом районе города могут работать два-три крупных фитнес-центра площадью в несколько тысяч кв. м, но пока в некоторых частях Екатеринбурга нет ни одного.

Причина низких темпов развития предложения в том, что игроки с трудом находят подходящие площади за приемлемую цену. Во-первых, застройщики не согласовывают с потенциальными арендаторами особенности помещений, в итоге запроектированные объекты часто оказываются непригодными. Г-н Корнюхин: «Например, нам предлагают помещение с раздевалкой и массажным кабинетом, площадь того и другого по 100 кв. м. Это, мягко говоря, много. Ни одному фитнес-центру такая планировка не подойдет, значит, это помещение по частям сдадут под офисы».

Вторая сложность связана со стоимо­стью недвижимости. В Екатеринбурге сохраняется дефицит качественных торговых и офисных площадей (бизнес-центры заполнены на 97-98%). Цены на торгово-офисную недвижимость часто завышены, и для фитнес-центра площадью несколько тысяч кв. м они просто неподъемны. «Большинство компаний предлагают покупать помещения за ту же стоимость, что и под офисы, т. е. за 120 тыс. руб./кв. м. Такой проект будет окупаться десятилетиями. Приемлемая цена недвижимости находится на уровне 15-20 тыс. за кв. м», — комментирует Дмитрий Корнюхин. «Если брать площади в аренду, то для фитнес-центра экономически оправданна стоимость 350-550 руб. за кв. м. Между тем помещения предлагают арендовать за 1-1,2 тыс. руб.», — поясняет г-н Нейфельд.

В Москве ситуация с ценами на недвижимость похожая, но столичные клубы лучше местных умеют работать над сокращением издержек, что позволяет им снижать стоимость карт и абонементов, полагают эксперты. В Екатеринбурге в профильных, специально построенных под спортклуб помещениях открываются в основном премиальные центры (например, начавший работу в прошлом году Orange Fitness), цена посещения которых покроет высокую стоимость квадратных метров. Остальные центры используют два решения: или находят способ договориться о существенных скидках с арендодателем (льготных условий удалось добиться фитнес-центру среднего уровня Powerhouse Gym, который появится в этом году в БЦ «Палладиум»), или используют для работы непрофильные помещения. За прошлый год в городе открылись такие клубы, как «АВС-Спорт», NRG-Sport, «Зебра», «Динамика», фитнес-студия гостиницы «Свердловск», «Позитив», вторую точку запустил «Эдем». Как отмечает Роман Симачевский, руководитель проекта Fitnesburg.ru, почти все они работают в эконом- или среднем сегментах и занимают помещения, изначально построенные для иных целей. Из-за проблем с поиском площадей не может заново открыться клуб Flex (он не работает с октября 2007 г. из-за конфликта со строительной компанией, возводившей здание, — стороны оспаривают право собст­венности в суде).

Когда дефицит недвижимости сократится, темпы развития рынка фитнес-услуг должны ускориться — игроки считают вложения в спортивные центры привлекательными. Инвестиции в новый спортклуб зависят от его наполнения (основная часть стоимости приходится на бассейн) и от выбранного сегмента. «Например, вложения в один премиальный клуб Orange Fitness — от 50 млн руб., в «средний» CityFitness — от 25 млн руб.», — рассказывает Анастасия Юсина, генеральный директор компании «Страта Партнерс». Грамотная политика позволяет окупить проекты за три-пять лет. Средняя рентабельность находится на уровне 15-20%.

Компании заинтересовались сегментированием

Эксперты, предвидя, что рано или поздно рынок начнет насыщаться, начали задумываться о конкурентных преимуществах. Одно из них — четкое позиционирование. Пока руководители фитнес-центров делят целевую аудиторию на две крупные группы, открывая соответственно спортивные клубы двух форматов. Г-жа Юсина: «Чтобы разделить свою аудиторию на клиентов «эмоциональных» и «рациональных», мы запустили в 2002 г. проект премиум-класса — сеть клубов Orange Fitness — и почти сразу презентовали бренд CityFitness — бизнес-формата. Посетителям первой сети хочется не столько тренироваться, сколько расслабиться и провести время в клубной дружеской атмосфере, клиенты второй категории приходят в клуб именно за улучшением физической формы и не готовы переплачивать за излишества, так как и без них легко обходятся». По такому же пути пошла УК «Профит», управляющая премиальным фитнес-центром World Gym. Ее новая сеть Powerhouse Gym будет ориентироваться на достаточно прагматичную аудиторию.

Если первая группа клиентов однозначно характеризуется высоким уровнем доходов (более $1,5-2 тыс. в месяц), то вторая может быть представлена разными людьми, в том числе и обеспеченными, желающими получить не столько общение, сколько просто качественное «железо». Эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие два-три года наиболее активно будет развиваться именно сегмент с рациональным уклоном.

Вопрос ближайшего будущего — четкая специализация относительно небольших спортклубов. По мере появления крупных фитнес-центров более мелкие игроки начинают искать узкие ниши. Например, центр «Данс Холл» в качестве основного направления выбрал танцевальное. «Преимущество этого шага — четкое позиционирование. Правда, есть и недостаток — сужение целевой аудитории: если центр назвали танцевальным, то уже трудно предложить клиентам сопутствующие направления, например йогу, занятия на тренажерах», — рассказывает Екатерина Жданова, директор «Данс Холл».

По мнению г-жи Ждановой, на екатеринбургском рынке могут появиться закрытые (с ограниченным числом участ­ников) мужские клубы, где фитнес будет дополнительной услугой, а основным направлением — гольф, бридж и т. п. Отдельно — закрытые женские. К примеру, из-за приверженности определенной религиозной конфессии не все женщины могут посещать фитнес-клубы вместе с мужчинами (а порой независимо от религии этого требуют ревнивые мужья). Или, наоборот, закрытый женский клуб могут предпочесть эмансипированные женщины.

Самое читаемое
  • Налоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнесаНалоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнеса
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Департамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна БеликДепартамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна Белик
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.