Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Готов ли ты к новому кризису?

  Сергей Акимов директор ООО «АсстрА Урал» (входит в группу AsstrA Associated Traffic AG) Транспортная сфера — прекрасный индикатор того, все ли в порядке с экономикой. Перед самым кризисом перев

 

Сергей Акимов директор ООО «АсстрА Урал» (входит в группу AsstrA Associated Traffic AG)
Транспортная сфера — прекрасный индикатор того, все ли в порядке с экономикой. Перед самым кризисом перевозчики покупали и покупали новый транспорт, не просчитывая, оправданно ли это. И сегодня можно уверенно сказать: если начинается бездумное вложение средств в автотранспорт, то кризис не за горами. Потому что проблемы в экономике вызваны перепроизводством всего — металла, недвижимости, автомобилей. Почему встало машиностроение? Да потому что автомобилей стало слишком много.
Конечно, кризисов не избежать, но все идет к тому, что кризисные плечи станут короче — экономические циклы будут пятилетними. То есть два года мы будем падать, год уйдет на восстановление, а затем два года экономика будет расти. Дальше снова произойдет падение. И люди быстро привыкнут к такому обороту, россияне начнут наконец думать о завтрашнем дне, как это делают все цивилизованные люди. Жизнь будет прогнозируемая и, на наш сегодняшний взгляд, скучная. Но другого пути у нас просто нет.
Пока же мы еще не научились предугадывать моменты наступления и окончания кризисов. В итоге сначала в панике мечемся и спасаем бизнес, а потом так же хаотично думаем, как вернуться к докризисным показателям. Все ведь заметили, что кризис закончился так же неожиданно, как и начался, и это стало не меньшим стрессом для бизнеса. После Нового года экономика внезапно проснулась, но сфера транспорта оказалась к этому не готова. Дело в том, что в течение двух лет перевозчики не увеличивали автопарк, машины никто не покупал — это было оправданно. На этом фоне производители автотехники останавливали конвейеры. А сейчас, когда транспорт снова востребован, его просто неоткуда взять. Volvo и Scania стремятся в первую очередь покрыть потребности европейцев, российским транспортникам приходится ждать новые машины по году.
Но если с автотранспортом все более-менее ясно, то совершенно непонятно, почему на рынке вдруг не стало вагонов. За два года они выйти из строя просто физически бы не успели, но факт остается фактом — их нет. Конечно, сейчас идет реструктуризация РЖД, причем именно так, как и должно в России, — непрозрачно и непрямо. По всей видимости, причина нехватки вагонов именно в этом. Если ситуация не выправится, велика вероятность, что вся продукция, которую перевозили по железной дороге, будет транспортироваться при помощи контейнеров. Они международного подчинения и в принципе есть в наличии. Но контейнерные перевозки всегда были ощутимо дороже.
Сыграли свою роль и политические проблемы: в начале года Польша захотела получить в три раза больше «дозволов» — разрешений на перевозки по России, но получила отказ. И просто-напросто закрыла свою территорию для транзита российских компаний — поляки сказали: как хотите, так и объезжайте. И сами не перевозили грузы по РФ. Два месяца шли переговоры, в итоге ситуация разрешилась, но польский транспорт пока не доехал до «дальней России», в частности до Урала. Это тоже привело к нехватке машин.
А помимо этого за время кризиса сместились акценты в сфере импорта и экспорта. Россия всегда была очень импортоориентирована — зарубежное сырье, оборудование закупались в больших объемах. Но сейчас кредиты подорожали, курс евро вырос, и окупаемость бизнес-процессов, завязанных на импорте, стала проблемной. Соответственно импортопотребление просело. А вот экспорт, наоборот, вырос, особенно на Урале: на Запад гонят металл, демпингуют — жизнь кипит. Но ведь для того, чтобы транспорту уйти с грузом на экспорт, ему сначала нужно вернуться в страну с импортом. Не может же автоколонна увезти груз на Запад, а обратно везти воздух. И телепортироваться на родину она тоже не может В итоге сегодня за каждую машину, которая приходит из-за рубежа, начинается драка, ее разрывают на части.
Все это привело к тому, что рынок транспортных перево­зок перевернулся с ног на голову. Если раньше мы годами предлагали свои услуги клиентам, говорили: дайте работу, то сейчас они сами выстраиваются к нам в очередь и просят: дайте машины. Причем звонят представители крупных холдингов, к которым мы пять лет не могли пробиться, и предлагают сотрудничество, трясут серьезными контрактами. Я все понимаю, но машин нет. Единственное, могу сесть в легковушку с прицепом и повезти их титан. Но это же не выход.
Я уверен, что через год-два ситуация снова изменится, автотранспорта станет много, экономика опять достигнет пика. И в этот момент, на кураже, не нужно будет бездумно производить, покупать, продавать, не оглядываясь на реальные потребности рынков. А сесть и подумать, готов ли ты к новому кризису. Чтобы потом, когда экономика опять упадет, кредиторы и приставы не выкручивали тебе руки, а ты не строчил бы иски на банкротство.
Колонка написана специально для «Делового квартала»

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.