Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Хлебное место: где открыть магазин, аптеку, салон – в ТЦ или жилом комплексе

В каком формате бизнесу комфортнее в кризис и где стоимость аренды ниже, разобрали эксперты.

Выбирая площадку для размещения торгового бизнеса, любой предприниматель сталкивается с дилеммой: взять место в торговом центре или помещение на первом этаже жилого дома.

В последние годы рынок насыщался (и продолжает насыщаться) предложениями обоих форматов.

Плюсы и минусы торговых центров и стрит-ритейла

Юрий Моисеенко, директор ООО «Проспект Девелопмент»:

Хлебное место: где открыть магазин, аптеку, салон – в ТЦ или жилом комплексе 1

— В торговых центрах трафик генерируют якорные арендаторы, остальные могут «пожинать плоды», не тратя деньги на рекламу. Однако плата за это — высокие арендные ставки и риски, связанные с их повышением. Формат стрит-ритейла хорош тем, что дает бизнесу возможность быть ближе к своему потребителю, помещение можно приобрести в собственность, а на трафик влиять при помощи маркетинговых инструментов. Если компания заинтересована в выходе на потребителей с высоким уровнем дохода, удачным будет расположение точки продажи в компактной застройке с высокой стоимостью жилья. В то же время, если помещение изначально не предназначено под коммерческое использование, придется потратиться на его перепрофилирование.

Сергей Кравчук, директор Агентства коммерческой недвижимости «Атомстройкомплекс»:

Хлебное место: где открыть магазин, аптеку, салон – в ТЦ или жилом комплексе 2

— Преимущество формата стрит-ритейла — близость к потребителю и соответствие виду деятельности компании. Продуктовые магазины, банки, стоматологии ориентированы именно на него. Кроме того, в отличие от торгового центра помещение можно не только арендовать, но и купить — многие предпочитают развивать бизнес на своей территории. С большой долей вероятности содержание офиса или магазина на первом этаже будет обходиться бизнесу дешевле, чем в ТЦ. Очевидные преимущества стрит-ритейла — отдельный вход и возможность самостоятельно регламентировать режим.

У «Атомстройкомплекса» помещения под коммерцию есть практически во всех жилых объектах, причем, они могут занимать не только первые этажи, но и располагаться в цоколе. Их главное достоинство — стоимость квадратного метра: в цокольном этаже она в два раза ниже, чем «над землей». При этом современное цокольное помещение кардинально отличается от классического образа подвала — темного, с протекающими трубами и низким потолком. В наших проектах все коммуникации скрыты, а высота потолка может достигать и трех, и четырех метров. Как правило, цокольные помещения выбирают в качестве локации фитнес-центры, компании, организующие квесты, даже бары и кафе.

Евгений Михалев, управляющий ТРК «Комсомолл»:

Хлебное место: где открыть магазин, аптеку, салон – в ТЦ или жилом комплексе 3— Ключевой показатель для розничной торговли — это проходимость. Главное отличие ТЦ от стрит-ритейла состоит в качестве трафика: в первом посетитель намного ближе к покупке, целая индустрия работает, чтобы людям в торговом комплексе было комфортно покупать, чаще и больше.

Для бизнесмена не менее значима и инфраструктура. Что получает компания на первом этаже жилого дома? Как у нее сложатся отношения с управляющей компанией, которая в первую очередь обслуживает жильцов? Как сложатся отношения с самими жильцами? В конце концов, в каком техническом состоянии находятся помещения и коммуникации? Предприниматели, выбравшие размещение в ТЦ, в принципе не задаются такими вопросами.

 

 

 

Fashion — в ТЦ, услуги — в стрит-ритейл

Сергей Покровский, коммерческий директор ТРЦ «Академический»:

Хлебное место: где открыть магазин, аптеку, салон – в ТЦ или жилом комплексе 4— Большинству компаний выгоднее размещаться в торговых центрах, поскольку они привлекают большее количество людей по сравнению с отдельно стоящим магазином. Людям комфортнее совершать покупки в месте, где под одной крышей собраны практически все необходимые товары и услуги, развлечения, а также в силу погодных условии. Однако есть компании, которые эффективнее решают свои задачи в формате стрит-ритейла — банки, стоматологии, медицинские центры и так далее.

Дарина Дорогова, директор УК «Галерея Архитектор»:

— Несмотря на конкуренцию и более высокую арендную ставку, открывать бизнес в ТЦ зачастую выгоднее, чем в формате стрит-ритейла, даже в здании в центре города. Если продукт рассчитан на конечного потребителя, нужна большая проходимость, то ТЦ — лучший вариант. Располагаться в жилых зданиях интересно продуктовым магазинам районного масштаба, медицинским центрам, салонам красоты, пекарням, кофейням, рассчитывающим привлечь аудиторию жилого комплекса, но не fashion-бутикам — не та культура потребления.

Евгений Михалев:

— Первые этажи подходят для бизнеса, которому действительно важно минимальное расстояние до клиента: продуктовым шаговой доступности, компаниям сферы бытовых услуг либо мощным брендам, являющимся самостоятельной точкой притяжения трафика. В остальных случаях лучше ТЦ, особенно если вы не работаете с франшизой и не имеете достаточного опыта в построении розничного бизнеса.

Юрий Моисеенко:

— Если товар или услуга приобретаются спонтанно и рассчитаны на широкий круг потребителей с разным доходом, лучше базироваться в ТЦ. Если бизнес самодостаточен, четко знает привычки потребителей и локализацию своих покупателей, стрит-ритейл предпочтительнее.

Какой формат лучше проходит проверку кризисом

Дарина Дорогова:

— Одна из тенденций последних двух лет — переезд компаний из стрит-ритейла в торговые центры в связи с тем, что они генерирует трафик. Стрит-ритейл очень сильно просел, в настоящее время даже на центральных улицах города масса свободных площадок. Арендные ставки серьезно снизились, арендодатели предлагают выгодные коммерческие условия, содействие в ремонте — лишь бы сдать площадку. В то же время торговые центры с хорошей локацией и правильной политикой, четко понимающие свою специализацию, имеющие маркетинговый бюджет, остаются на плаву. В некоторые стоит очередь из потенциальных арендаторов.

Юрий Моисеенко:

— Стрит-ритейл легче переносит кризис, поскольку «завязан» на локальный трафик. Если человек, отправляясь на работу или возвращаясь домой, привык заходить в расположенный по пути магазин, мало что способно изменить его привычку.

Ксения Рагимова, исполнительный директор УК ТЕН (Limerance, ТРЦ «Алатырь»):

Хлебное место: где открыть магазин, аптеку, салон – в ТЦ или жилом комплексе 5— Стоимость аренды снизилась по всему городу. Инвесторам сегодня стоит присмотреться к помещениям в центре города — они будут востребованы в ближайшее время.

В то же время, поскольку такая недвижимость основательно просела, можно рассчитывать на получение выгодных предложений. На рынке торговых центров высокая конкуренция, и она будет расти, стоимость же аренды, полагаю, будет падать.

Сергей Покровский:

— Во время кризиса многие компании перемещаются из стрит-ритейла в торговые центры, это связано с тем, что условия размещения в торговых центрах становятся более лояльными и приемлемыми для бизнеса.

Евгений Михалев:

— Кризис повлиял на оба формата. Однако если ты сидишь один на первом этаже, то кризис — это исключительно твоя проблема, в то время как в ТЦ с неблагоприятной ситуацией работают комплексно и профессионально. Так, в последние годы управляющие компании комплексов сделали ставку на развитие социальной и развлекательной составляющей. Это дает возможность привлечь и удержать посетителя.

Сергей Кравчук:

— На мой взгляд, торговые центры были вынуждены в большей степени снижать арендные ставки, чем владельцы помещений формата стрит-ритейла. Они понимали: если уйдут несколько компаний, центр опустеет, и это оттолкнет потребителя. Что касается стрит-ритейла, снижение ставок в ТЦ автоматически влияло и на нашу ценовую политику, но демпинга мы избежали. Конечно, из-за кризиса усилился процесс ротации арендаторов, ведь многие компании сокращали число офисов.

Всего в избытке

Юрий Моисеенко:

— В сегменте стрит-ритейла нет понятия перенасыщения, поскольку точки продаж организуются в существующих зданиях и легко перепрофилируются по мере необходимости. Что касается торговых комплексов, мы можем наблюдать пустующие площади. Исключение составляют ТЦ, расположенные в центре города.

Дарина Дорогова:

— На сегодняшний день рынок коммерческой недвижимости Екатеринбурга перенасыщен предложениями всех форматов, поэтому «арендатор правит балом».

Сергей Кравчук:

— Стрит-ритейл не возникает сам по себе, он формируется вокруг определенного объема потенциальных потребителей. Торговые центры работают по другим законам. Возможно, существующий сегодня объем коммерческих помещений в жилых комплексах несколько превышает текущую потребность в них. Но мы уверены, через год — два он будет востребован. Думаю, перенасыщения в сегменте стрит-ритейла нет, есть желание собственников получать больше дохода с аренды.

Что касается торговых центров, компания «Атомстройкомплекс» возводит компактные объекты формата «ТЦ возле дома» — «Стрелка», «Меркурий», «Октябрь». Полагаю, если локация неплохая, такие проекты можно запускать и сейчас. Подобные проекты не требуют больших площадей, строительства новых дорог, они достаточно органично вписываются в существующую застройку и восполняют дефицит коммерческих помещений на первых этажах. Для жителей района возможность решать повседневные задачи рядом с домом — большой плюс.

Подготовила Виктория Говорковская

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.