Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Хочется быть хорошим лидером? Черпайте знания из будущего». Как это работает

«Лучший пример плохого лидера — Марк Цукерберг. Facebook растет благодаря злобе, ненависти и страху. Компания порождает несчастных и страдающих депрессией людей. Во главе всего этого Цукерберг».

На прошедшей неделе в Москве выступил Отто Шармер, старший преподаватель Массачусетского института технологий (MIT), консультант Alibaba Group и Mercedes-Benz, основатель курсов по лидерству MITx u.lab и автор книг «Теория U. Лидерство из будущего» и «Преображение. Потенциал человека и горизонты будущего». После лекции он дал интервью Forbes, в котором рассказал, зачем компаниям менять имидж раз в несколько лет, как получить «знания из будущего» и почему Марк Цукерберг — плохой лидер. DK.RU выбрал главное из материала.

— Я заинтересовался лидерством еще в студенчестве, когда учился в школе менеджмента MIT. Я понял, что инструменты, которые применяют управленцы, иногда работают успешно, а иногда — проваливаются, и задался вопросом: «Почему?» Один очень успешный лидер как-то сказал мне, что успех вмешательства зависит от внутреннего состояния вмешивающегося. Это открыло мне глаза.

Постепенно я пришел к теории U. Она предполагает, что результаты, которые мы получаем, зависят от качества вовлеченности всех участников процесса. Эта вовлеченность базируется на чувственном присутствии — рефлексии между нашим прошлым опытом и представлениями о будущем.

Проще говоря, если вы хотите быть успешным лидером и эффективно реагировать на проблемы и изменения, вам нужно выйти за рамки знакомого мира и отправиться в путешествие по новым сферам бизнеса и знаний.

Первый вектор этого путешествия внешний: вам нужно открыться критике, научиться слушать окружающих, особенно тех, кто находится вне вашей отрасли. Второй вектор внутренний: постарайтесь отпустить все старые убеждения и штампы и открыться новому.

Не менее важно для лидера умение оглядываться назад — в прошлое. Все, что происходит сейчас и, вероятно, произойдет в будущем, — результат того, что уже случилось в прошлом. Но просто анализировать уже произошедшие события недостаточно. Важно получить доступ ко второму уровню данных — не тем, что мы можем увидеть, а тем, что мы можем почувствовать. Именно это я называю знаниями из будущего. Чтобы их получить, нужно научиться доверять своему чутью.

Лидерство состоит в том, чтобы формировать и направлять коллективное внимание к тем задачам, которые помогут осуществить цель. Вот где кроется настоящий челлендж.

Хороший лидер должен обладать еще и такими качествами, как любопытство, сочувствие и кураж. Любопытство отвечает за способность находить и воспринимать новое, сочувствие — за умение слушать, понимать и анализировать фидбек, а кураж — за желание быстро внедрять изменения и реагировать на критику. Движущая сила первого качества — открытый разум, второго — открытое сердце, а третьего — открытая воля.

Чтобы развить в себе все эти способности, нужна, прежде всего, правильная среда. Если вы будете смотреть в свой смартфон, ничего не выйдет — создайте для себя среду, в которой вы будете максимально настроены на результат, в которой ваше внимание будет качественным.

Все перечисленные качества не получится развить без практики. Недостаточно просто хотеть быть более смелым и любопытным — для этого нужно каждый день ловить себя на мысли, что вы все это действительно делаете. Но и практики недостаточно, если у вас нет обратной связи, честного мнения окружающих людей.

Не быть Цукербергом

Вдохновляющим лидером, который идет в будущее, я считаю, например, Пола Полмана, экс-гендиректора Unilever. Он вывел старомодную компанию на новый уровень устойчивого развития. Это потребовало изменений культуры управления. Полман их внедрил и сделал бизнес более успешным.

Его история — хороший пример того, что просто соревноваться с другими компаниями в финансовых результатах уже недостаточно. Сегодня компаниям нужна миссия. Это новая категория, которая автоматически переводит проект из статуса старомодного в статус прогрессивного.

Чем более высокое положение в организации вы занимаете, тем сложнее получать честную обратную связь

Еще один хороший пример — Эйлин Фишер, основательница одноименного американского бренда одежды. Ее компания была второй в стране по количеству выбрасываемых отходов. Но Фишер стала принимать у покупателей за вознаграждение старую одежду и делать целые коллекции из переработанных материалов. При этом компания до сих пор приносит прибыль и является одним из лидеров текстильной промышленности США. Все это стало возможным потому, что цель и миссия, провозглашенные Фишер, связаны с влиянием на общество.

Лучший пример плохого лидера — это, наверное, Марк Цукерберг. Бизнес-модель Facebook построена на вовлечении пользователей. Но вовлеченность увеличивается вместе с ростом злобы, ненависти и страха у аудитории. Людей снабжают информацией, которая с большой долей вероятности вызовет эти эмоции. Что мы получаем в итоге? Facebook очень успешна, это одна из самых дорогостоящих компаний. При этом она порождает очень много несчастных и страдающих депрессией людей.

Во главе всего этого Цукерберг. Он определяет стиль коммуникаций и использует социальную силу во вред, ухудшая всеобщее благополучие. Его никто не контролирует, у него нет того самого фидбека, о котором я говорил. И сейчас мы видим, что его модель сильно критикуется.

Главная проблема любой компании — огромной корпорации и маленького стартапа — в том, что лидеры сталкиваются с новыми трудностями, для решения которых используют старые инструменты управления. Это не работает. Изменения и тренды нужно замечать еще до того, как они произойдут, чтобы ничего не упустить, как произошло с Facebook.

Главное — перейти от образа мышления, где вы просто обвиняете некую «систему» вокруг, к созданию среды, которая позволяет наблюдать собственное поведение в этой системе.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.