Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Идея на диагностике

Николай Сходняк присмотрел в Германии бизнес-идею — сеть медицинских лабораторий. Гендиректор «Любо-Дорого & Ко» перебирает варианты, как воплотить ее на родине, чтобы хорошо заработать.досье «Любо

Николай Сходняк присмотрел в Германии бизнес-идею — сеть медицинских лабораторий. Гендиректор «Любо-Дорого & Ко» перебирает варианты, как воплотить ее на родине, чтобы хорошо заработать.

досье
«Любо-Дорого & Ко» — компания численностью 100 человек на стадии бурного роста. Недавно открыла свое производство, сбыт включает оптовый отдел и розницу (два собственных магазина). У предприятия есть сервисный центр, обслуживающий основной продукт — ТОВУС.
ТОВУС — универсальный продукт (название образовано от сокращения «товар-услуга»), спозиционированный как на частного, так и на корпоративного клиента.

действующие лица
Николай Сходняк
генеральный директор
Алексей Носырев
коммерческий директор
Степан Залесов
директор по производству

Странная фраза «Сотовый телефон для покойников!» донеслась до ушей Николая Сходняка и окончательно прогнала дремоту. Он тряхнул головой, глянул в иллюминатор на серебряное крыло, вынул из ушей наушники и попытался вникнуть в суть разговора Алексея Носырева и Степана Залесова, сидевших рядом. Те глушили апельсиновый сок.

— Представляешь, парень додумался, — ржал Носырев. — Вмонтировать в трубу долговечную батарейку, громкоговоритель, запаять трубу в пакет и хоронить вместе с покойничком. Вдруг родственникам захочется позвонить на тот свет и разузнать — как там поживает душенька? Или, допустим, твой дядя умер в России, а ты живешь в Австралии. Так не надо ехать навещать могилку, можно просто позвонить дяде, справиться о здоровье. Этот адский гаджет стоит полторы штуки евро и называется «телефонный ангел»!

— Ты это о чем? — Сходняк подо­ждал, пока Носырев с Залесовым просмеются.

— Да вот, западный изобретатель придумал, как заработать. Так ведь он еще умудрился несколько телефонов продать!

— Они там собакам и попугаям в наследство оставляют свои миллионы, так что это еще вполне здоровая шизофрения, — Сходняк тоже позарился на оранжевый напиток.

— Самое пугающее, Николай Евгеньевич, что это придумал немец. Вот в какой стране мы будем через час, — подыто­жил Носырев.

Сходняк воткнул наушники обратно. Они летели в Германию к своим партнерам по выпуску ТОВУС-премиум, чтобы детально изучить производственный процесс, подписать последние документы и посидеть на специальном семинаре.

Делегация «Любо-Дорого & Ко» планировала пробыть во Франкфурте неделю, программа была насыщенной и местами культурной. Они разрывались между посещением дома-музея Гете, супертехнологичного производства ТОВУС-премиум, Штеделевской галереи, семинара и десятка бюргерских пивных баров. В барах Носырев экстренно изучал основы немецкого языка при помощи молодых фройляйн, Залесов экспериментировал с закусками, а Николай мучил вопросами переводчика (эмигранта из России), который был ангажирован немецкими партнерами на почти круглосуточное обслуживание гостей из Екатеринбурга.

На пятый день ближе к вечеру компания натолкнулась в центре города на небольшой пикет — с десяток немцев стояли кучкой, помахивали аккуратными плакатами и дружелюбно переговаривались между собой и с прохожими. Переводчик объяснил Сходняку, что инициативная группа призывает сограждан сдавать кровь для медицинских целей.

— Кстати, вы не против, если я на минуту зайду в лабораторию? Тут по пути. Нужно забрать результаты анализов сына, — стеснительно спросил Михаил (так звали толмача).

В холл лаборатории уральцы ввалились вместе с переводчиком из любопытства. Это было небольшое очень чистое помещение со стойкой ресепшн и парой-тройкой кабинетов. Вывеска показалась Сходняку знакомой. Уже поздно вечером на соседнем с отелем здании он заметил такую же.

Следующим утром Михаил пояснил, что это сеть специальных мини-лабораторий, разбросанных по всем районам города, где можно сделать любой медицинский анализ.

— Очень удобно, все рядом с домом. Я давно не был в России, но помню, что там нужно было приходить ни свет ни заря и выстаивать очередь, еще помню талоны, — улыбнулся эмигрант.

Сходняк непатриотично рассказал случай, когда заплатил одному пенсионеру тысячу рублей, чтобы тот пропустил его в очереди на рентген. Однако на другой день Николай зашел в мини-лабораторию рядом с отелем и сдал анализ на определение группы крови. На самом же деле он знал свою группу, его цель была в другом. Уже несколько месяцев Сходняк размышлял над тем, куда бы вложить деньги. Количество литературы, дающей предпринимателю совет экспериментировать с идеями и тем самым освежать основной бизнес, перевалило критическую отметку. Николаю стало скучновато, он искал новое применение своим мозгам и управленческим компетенциям. Хотелось заняться чем-то волнующим и неожиданным. Такие варианты, как производство дизайнерских костылей, телефона для покойников, фирма по уборке мест преступления и пансионат для нудистов, он не рассматривал: вместе с новым бизнесом хотелось красивой и большой маржи.

Сеть диагностических лабораторий зацепила Сходняка. Некоторые среди его приятелей уже опробовали импорт западных бизнес-идей на себе. Один еще давно привез из отпуска кофейный автомат и успешно занимался вендингом, второй недавно открыл мастерскую по созданию макетов и удачно лепил ландшафты и торговые центры, уменьшенные в тысячи раз, третий попытался прорваться на рынок с производством садовых гномиков, но почему-то через полгода погорел.

Сеть лабораторий заинтересовала Сходняка по тем же самым причинам, которые помнил переводчик, уехавший из России десять лет назад. Как удобно, когда не нужно тащиться к 6 утра через весь город в поликлинику с чекушкой мочи, стыдливо упакованной в бутылочку от питьевого йогурта, и выстаивать минимум получасовую очередь к медсестре, тоскливо любопытствуя, во что наливают другие А просто по пути на работу заскочить, сдать какую-нибудь из своих биожидкостей и вечером по дороге домой уже забрать результаты! А то и вообще результаты уже переправлены в ту клинику, в которой человек проходит лечение. Целевая аудитория — деловые люди, молодежь. «Сдай г...о по-быстрому!» — Сходняк бессознательно уже фантазировал о рекламной кампании своей сети.

Исходя из немецкого опыта на каждый диагностический пункт требовалось помещение по 40-50 кв. м, два-три медика, лабораторно-диагностическое оборудование для разных видов анализов. Каким должен быть набор анализов, Сходняк пока не знал, но подумал, что самые популярные можно легко определить, пообщавшись с врачами. В Интернете Николай усмотрел, что один биохимический анализатор стоит $3-6 тыс. Самым проблемным местом идеи на первый взгляд казался подбор помещений и получение медицинских лицензий. Но с другой стороны, размышлял Сходняк, вопрос можно решить за счет мощной социальной составляющей проекта! И на этой волне привлечь городскую администрацию, Минздрав

В голову ему приходили все новые возможности проекта: совместные программы с медицинскими учреждениями, создание выездной службы по взятию анализов на дому, продвижение модной сегодня темы генететических исследований...

Другой вопрос состоял в том, насколько мягко приземлится бизнес-идея из Европы на российскую почву. Наверня­ка существовал какой-то подвох. Например, привычка сограждан делать все медицинские дела в одном месте (будь то муниципальная поликлиника или част­ный медицинский центр) ну или что-то похожее на «заговор врачей».

В воскресенье, получив на руки результаты анализа крови и нагрузившись рекламными материалами германской сети, Сходняк с коллегами вылетел в Екатеринбург. Алексей Носырев на этот раз не хохмил, а вместе с Залесовым нахваливал немецкую кухню — свиную ножку, розбрат, шморбратен, шнельклопс и кассельское жаркое...

Какие бизнес-идеи, пригодные для импорта в Россию, вы подсмотрели за границей? Как адаптировать (или протестировать на пригодность) идею, взятую на иностранном поле, к отечественному рынку? Насколько освежают основной бизнес эксперименты с инвестициями на других рынках? Дайте вашу оценку идее, заинтересовавшей Николая Сходняка.

 

решение предыдущей серии
Николай Сходняк решает начать переговоры о слиянии с фирмой, принадлежащей Дмитрию Шлепковцу. Предварительно нужно разработать варианты схем, которые можно предложить потенциальному партнеру.

Сергей Мишкин
владелец компании «АвтоАудиоЦентр»
 Последняя идея, которая мне показалась реальной и полезной, — хранение ненужных товаров. Известно, у многих людей есть привычка собирать хлам. Я сам не так давно от нее избавился, но у меня огромное количество знакомых, которые весь этот мусор перевозят из одного жилища в другое: старые вещи, коробки, картины, книги, журналы. Скажем, в США многие компании предоставляют услугу хранения подобного хлама, причем это вполне доступно по деньгам. Фирмы сами приезжают и забирают товар, оформ­ляют документы, складируют. И клиент в любой момент может что-то довезти или забрать.

Но здесь важно определить готовность нашего рынка к такому виду услуг. Если вспомнить времена 10-15 лет назад, то никто и представить не мог, что мы будем покупать литр пресной воды за три доллара. Или что мы будем покупать за два доллара жидкость для розжига костра. Сознание людей должно быть готово к новому виду сервиса. Я думаю, в наших мегаполисах люди уже смогут отдать хранение хлама на аутсорсинг. В крупных городах востребовано огромное количество побочных услуг, а в мелких провинциальных городах уровень жизни пока не дотягивает. Ну и потом, должна возникнуть культура, привычка.

Чтобы спрогнозировать успех воплощения идеи, надо определить уровень благосостояния людей, развития экономики, первичных видов услуг. Бессмысленно открывать салон красоты, если людям нечего есть.

Еще я в Европе подсмотрел идею тюнинга авто, которую успешно применяю. И столкнулся с тем, что есть регионы, в которых люди не готовы к такому предложению. Они созреют, но для этого необходимы серьезные ресурсы. И возникает вопрос — а надо ли это мне? Скопировать тюнинг просто так не вышло — пришлось многое подстраивать под российский менталитет. В нашей стране потребитель готов платить большие деньги за эксклюзивность. Если в Европе тюнинг — это любая незаводская деталь, то у нас — более сложное понятие из серии «сделайте мне бар с электроприводом, и я заплачу за это 150 000 руб.».

 

Евгений Шароварин
владелец группы компаний «АСК»
 Импорт бизнес-идей в Россию — огромный и на всех рынках, особенно это касается бизнес-услуг. Начиная от сервиса по печати и копированию документов. Фирме не нужно заботиться о принтерах и копирах. Документы поставит сервисное предприятие. Оплачивать нужно только каждую напечатанную бумажку. Это удобно и выгодно, если посчитать стоимость содержания техники.

Или, к примеру, у нас запретили почти везде игорный бизнес. А ведь есть автоматы по продаже лотерейных билетов, которые выдают выигрыши. Это уже не игровой автомат.

У меня накопилась куча бизнес-идей, в том числе оригинальных. В других странах подсмотрел идею — автоматический прокат велосипедов. Подходишь к стойке, вставляешь карточку, получаешь велосипед, доезжаешь до другой стойки, сдаешь велосипед. Но по Екатеринбургу на велосипедах опасно ездить, к тому же летний сезон короткий.

Или, например, мне понравилась идея автоматических гостиниц ночлежного типа (номера заказывают в анонимном режиме). В Японии они выполняют функцию этаких домов свиданий. Думаю, у нас идея пошла бы.

Еще есть круглосуточные детские сады — работают по принципу гостиницы (родители сдают ребенка, отправляясь на вечеринку). Для занятых людей — актуальная тема.

Возьмем пример попроще — сеть по продаже экологически чистых продуктов, сейчас она работает в Великобритании. То есть, в частности, молоко там свежайшее, полученное недавно от коровы. Продукты в два-три раза дороже, но люди берут. Нам такое тоже не чуждо.

Интересная ниша — сервисы для женщин (женское такси, например). На Западе таких много, а у нас они практически не работают (в Красноярске видел что-то подобное).

Чтобы понять, пригодна ли идея для России, нужно по­смотреть, есть ли такие же потребители и у нас, сколько их и сколько они готовы заплатить за ваш продукт. Не все идеи импортируемы, существуют культурные традиции, религия. Контора по организации буддийских похорон в России вряд ли продержится. Хотя продажа кошерной еды в нашей многонациональной стране вполне может быть успешной.

 

Евгений Новосёлов
владелец группы компаний «Агентство недвижимости «Новосёл»
 Идея Сходняка мне понравилась и с позиции бизнес-привлекательности, и с точки зрения социальной направленности. Другое дело, что площадь каждой лаборатории — 40-50 кв. м, а это для нашего города не самые маленькие инвестиции. Поэтому запускать проект имеет смысл только при сетевом охвате по типу «магазин у дома». Ну и надо помнить, что в нашей российской действительности это будет работать не так идеально: придется заключать договоры с медицинскими учреждениями, аккредитоваться, получать лицензию, у нас нет единых баз, чтобы данные по анализам были востребованы во всех лечебных учреждениях и принимались во внимание. Я сам, как многодетный отец, предпочитаю обследовать, лечить детишек у одного доктора. Да и взрослые люди чаще ходят в одну клинику. Основная сложность возникнет на этапе заключения договоров.

За границей я присматривал много идей, в том числе немало из них потом кто-то в городе воплотил. Давным-давно меня посетила мысль: неплохо было бы скрестить пульт от телевизора с телефонной трубкой. Сейчас компания Bang & Olufsen успешно завершила подобный проект. Далее: подсмотрели не так давно платные стенды для зарядки сотовых телефонов в супермаркетах. При сетевом охвате это сработало бы отлично.

У нас в городе крупные операторы фаст-фуда почему-то до сих пор не воплотили идею «фаст-фуд-авто». Ведь здорово сделать и быстро получить заказ, не выходя из машины. Но, видимо, климатические условия не позволяют или время еще не пришло. Масса идей уже реализована, а если ты не первый, то потом бороться за лидерство уже сложно.

Для себя рассматриваю разные бизнес-идеи. Но важный вопрос — человеческий фактор: харизматичный лидер, кто будет все это реализовывать. К примеру, под брендом «Новосёл» я мог бы открыть мувинговую и клининговую компанию, тем более что рынки во многом смежные. А меня на все, увы, не хватает. Пока полностью не закончу формировать сеть офисов агентства по городу, к другим проектам приступать не буду. Хотя все же присматриваюсь к расхожим идеям, ищу помещение под автомойку, например.

 

Борис Дьяконов
председатель совета директоров Банка24.ру
 Когда бываю за границей, всегда смотрю на банковские офисы — как они там функционируют. Перенять можно какой угодно опыт, специфично российского бизнеса в природе нет. Думаю, и у нас найдутся три-четыре гламурных инвалида, которые захотят купить дизайнерские костыли.

Пример с сетью диагностических лабораторий меня позабавил. Я тоже рассматривал такую идею и чуть было этой темой не занялся. В Москве подобная сеть лабораторий уже есть и активно рекламируется. Я там был в командировке — не поленился, зашел на сайт, посмотрел прейскуранты, стоимость оборудования. Ведь все сделано для удобства: сдаешь анализ, тебе дают код, и можно с сайта потом распечатать результаты. То есть никуда не надо заезжать за этой желтой, закапанной мочой бумажкой. Тема конструктивная, поскольку меданализы у нас в стране — геморрой.

Вендинговую идею с массажными креслами я тоже «своровал» после того, как увидел кресла в зарубежных аэропортах. Эта услуга, не требующая крупных инвестиций и временных затрат, меня зацепила.

Единственный способ протестировать иностранную бизнес-идею на пригодность в России — попробовать. И нужно быть готовым к тому, что многое будет корректироваться. Скажем, купюроприемники у кресел пришлось заменять, они не подошли к нашим деньгам. Главное — любую идею дожать, довести до запуска. Кому-то просто не хватает оборотных средств. Где-то есть административные особенности.

Не могу сказать, что мой проект с креслами и банковский влияют друг на друга. Вендинг — это хобби, мелкий бизнес. Но голову освежает. Интересно было посмотреть на бизнес, на финансовые потоки со стороны клиента банка. Когда я начал вендинговый проект, как раз оказался по эту сторону. В результате удалось расширить свой кругозор и пространст­во для управленческих маневров.

 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.