Подписаться
Курс ЦБ на 20.04
93,44
99,57

Игорь Алтушкин сменил президента УБРиРа

Кресло Сергея Дымшакова, руководившего УБРиРом с 201 г., занял вице-президент Антон Соловьев. В интервью ДК новый президент расказал, какие задачи перед ним Игорь Алтушкин

и как он будет их решать. Кресло Сергея Дымшакова, руководившего УБРиРом с 2001 г., занял вице-президент Антон Соловьев. В качестве врио он руководил банком с июня, а предложение от председателя совета директоров поступило еще раньше. В ближайшие пять лет г-н Соловьев намерен повышать капитализацию бизнеса, бороться с плохими активами и развивать кредитование крупных компаний, работая по 70-80 часов в неделю.

 

Топ-менеджеру не обязательно менять место работы в поисках лучшей доли, полагает Антон Соловьев, совершенствовать себя и подниматься по служебной лестнице он может и в своей родной компании. Сам г-н Соловьев шел к должности президента 15 лет. Это традиция — многие руководители УБРиРа работают в банке по 20 лет. Тем удивительнее решение совета директоров сменить лидера.
Зачем вам быть президентом УБРиРа?
— Не потому, что я — карьерист. Мне предложили — я согласился.
А кто вам сделал предложение?
— Председатель совета директоров Игорь Алексеевич Алтушкин.
Наверняка когда люди заключают сделку (а это все равно — сделка), они себе оговаривают условия. Г-н Алтушкин, например, говорит: я предлагаю вам стать президентом банка, а вы задаете уточняющие вопросы О чем вы спрашивали?
— О многом. Какую задачу, исходя из стратегии развития банка, передо мной поставят. И каковы условия контракта. Все точно так же, как на любой другой должности.
Я так понимаю, что вопросы носили справочный характер, вы ведь не торговались.
— Для меня главное — реализовать идеи по дальнейшему развитию бизнеса. Для этого важно понимать, каковы объем полномочий и кредит доверия. Эти две вещи ключевые. Все остальное — уже, что называется, техника.
Каких полномочий вам не хватало?
— Для прежней должности всех хватало.
Может быть, банк вообще без президента бы обошелся?
— Задача менеджмента — построить организацию так, чтобы она жила и эффективно работала при любых обстоятельствах. Так не должно быть, чтобы президент сменился — и все пошло прахом. Вам ведь не понравится, если придете за деньгами, а вам скажут: «Директор департамента уволился, даже не знаем, когда деньги отдадим».
Для сотрудников компании личность руководителя, может быть, не так важна. Но когда мы говорим о крупных корпоративных контрактах, фамилия управляющего имеет значение. «Ты у кого обслуживаешься?» — «Я у Дымшакова». — «Так Дымшаков же ушел. Сейчас там кто?» — «Соловьев». — «А кто это?»
— Вы каким средством для бритья пользуетесь? Наверное, «Жиллет». Знаете, кто управляет компанией «Жиллет»?
Нет, конечно.
— Правильно, вам это не нужно. И задача менеджмента УБРиРа в том, чтобы клиента интересовала не личность президента (будь это Иванов, Петров, Сидоров или кто-либо еще), а те продукты, которые предлагает банк.
Это рекламный слоган.
— Люди должны быть уверены, что их деньги в надежном банке, а условия обслуживания — оптимальные по качеству и цене.
От роли личности никак не уйти.
— Если мы говорим о владельце банка, я с вами соглашусь. Есть яркие личности, построившие бизнес с нуля. Но менеджмент, управляющий компанией, — это совсем другое.
Харизматичный банкир может многое сделать для продвижения бренда.
— Харизматичных банкиров не бывает. Собственников бизнесов, наделенных харизмой, я встречал, а банкиров — нет.
Перед интервью «ДК» спросил некоторых банкиров, каковы, по их мнению, причины смены руководства в УБРиРе. Самые экстремальные предположения звучали как «предпродажная подготовка» и «дворцовый переворот». Как вы прокомментируете версии коллег?
— Не в моих правилах комментировать, а тем более опровергать чьи-то догадки. Да и строить домыслы, собственно говоря, не на чем — прошла стандартная процедура, прописанная в уставе банка. По истечении полномочий первого лица на собрании акционеров большинством голосов был избран новый президент ОАО «УБРиР».
Вы сказали: вам предложили — вы согласились. И спросили — какие задачи вам поставят, чего от вас хотят на этом посту. Так чего?
— От наемного менеджера любой собственник хочет только одного — чтобы стоимость его бизнеса росла.
Например, если банки покупают за 1,5 капитала, то УБРиР — за 2?
— То, о чем вы говорите — два-полтора — это коэффициенты, мы не за это боремся, мы боремся за капитал. Наша задача — заработать ту сумму, которая умножается на коэффициент. Сам по себе коэффициент не важен — его определяет рынок. Сегодня — один, завтра — два. Послезавтра — четыре. До кризиса было вообще шесть. От меня как от менеджера это не зависит — только от макроэкономики.
Есть показатели, насколько вы должны увеличить капитал?
— Есть стратегия банка, которая прописана на три года вперед — где, что и как. Задача-минимум — обогнать рынок, ближайших конкурентов и развитие банковской системы в целом. Ведь есть некие средние показатели, на которые можно ориентироваться. В 2009 г. банки, грубо говоря, заработали ноль. А в 2010 г. они, скорее всего, перекроют по прибыли 2008 г. и даже весьма успешный 2007 г.
Вы это серьезно?
— Конечно. Посмотрите на крупнейшие банки — они сегодня декларируют такой объем прибыли, какой и в 2007 г. было трудно получить.
Как это возможно? В кризис банки привлекли дорогие деньги, раздавать кредиты пока особенно не получается А в конце года придется отчитываться перед акционерами или государством, показывать размещение средств в реальном секторе. Так что годовые отчеты будут писать скрепя сердце.
— Я не знаю, о ком вы это говорите — «скрепя сердце». Сбербанк, например, показывает очень неплохие результаты. ВТБ и ВТБ24 — тоже. Не говоря уж о Газпромбанке.
Вы так говорите, будто, кроме госбанков, в этом бизнесе никого нет Вы же не госбанк, зачем равняться на тех, чьи ресурсы вне конкуренции?
— Государственные банки держат более 50% рынка. Практически это вся банковская система. Крупные банки — в отличие от мелких — живут по законам макроэкономики. Они по определению кровеносная система. А кровеносная система не может хорошо себя чувствовать, когда вокруг все плохо. И основная задача для меня и моей команды — чтобы при такой синусоиде (вчера — плохо, сегодня — хорошо, завтра — снова плохо) добиваться результата, превосходящего общие показатели.
Команду вы будете менять?
— Нет. Зачем менять людей, которые уже десять лет достигают профессиональных успехов и двигают банк по рейтинговым таблицам вверх? Не вижу в этом смысла.
Но это — команда Дымшакова. И вы — человек из команды Дымшакова.
— И что?
Новый руководитель обычно выстраивает процессы под себя. Что-то усиливает, что-то ослабляет.
— Ситуация очень простая — банк растет, банк развивается. Кризис показал, что есть определенные области, где наши позиции более сильны, а где — менее. Это уроки текущего момента. В дополнение к сильной рознице и МСБ мы выстроили два новых бизнеса — с точки зрения объема доходов.
Когда рынок трансформируется, нужно усиливать тот или иной блок
Что это за направления?
— Начали активно работать на фондовом рынке. Опыт оказался успешным. На сегодняшний день это одна из составных частей бизнеса УБРиРа. Рынки акций и облигаций — вот что нам интересно. Второе — сотрудничество с крупными корпоративными клиентами. Кризис открыл новые возможности, и мы ими воспользовались. За последние семь месяцев мы практически на 40% увеличили кредитный портфель по корпоративным клиентам. Это достаточно серьезный показатель, наглядно демонстрирующий, что данное направление успешно развивается. Чтобы оно было успешным и в будущем, его нужно усиливать людьми, знаниями и компетенциями. Нужно выстраивать и риски, и безопасность, и дистрибуцию, и продвижение — много аспектов.
А прежде такого бизнеса не было?
— Был, но не в таких объемах и не в таком качестве. До 2009 г. мы старались не иметь дел с компаниями первого эшелона.
Почему?
— Во-первых, хватало работы с мелкими и средними фирмами. В кризис этот поток временно снизился, но МСБ остается одним из стратегических сегментов. Во-вторых, за крупных клиентов была высокая конкуренция. Сейчас конкуренция возвращается к докризисному уровню, но мы успели наработать определенные компетенции и справляемся.
Как жена восприняла ваше назначение?
— Расстроилась. Я и так трудоголик — работаю по 70-80 часов в неделю, а теперь у меня уже не получится тратить на работу меньше.

 

Антон Соловьев
Родился в 1973 г.
Образование: 1995 г. — СИНХ, экономист.
Карьера: 1995 г. — ведущий экономист в отделе ценных бумаг УБРиР; с апреля 1997 г. — ведущий экономист в Управлении активных операций; с августа 1997 г. — ведущий трейдер группы трейдеров Управления активных операций; с мая 1998 г. — начальник отдела операций с ценными бумагами; с июня 1999 г. — начальник казначейства; с ноября 1999 г. — вице-президент; с марта 2005 г. — вице-президент, финансовый директор.
Проекты в УБРиР: переход банка на МСФО; система мотивации персонала; оптимизация организационной структуры.
Семейное положение: женат.
Хобби: книги, музыка.
Самое читаемое
  • Россия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в АмерикуРоссия удвоила поставки товаров в Африку и сократила экспорт в Америку
  • Бывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в маеБывший завод Mercedes в Подмосковье выходит из простоя. Он возобновит работу в мае
  • Премия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финалПремия «Предприниматель года» укомплектована участниками. Впереди финал
  • Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.Forbes назвал 10 самых обедневших российских миллиардеров по итогам 2023 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.