Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

Игорь Мишин: Стать наемным менеджером – это компромисс с самим собой

Основатель и владелец телекомпании «4 канал» (оборот екатеринбургских медийных активов за прошлый год – 20 миллионов долларов). В августе 2004 года семья Мишина скидала в стокубовую фуру вещи, ме

Основатель и владелец телекомпании «4 канал» (оборот екатеринбургских медийных активов за прошлый год – 20 миллионов долларов). В августе 2004 года семья Мишина скидала в стокубовую фуру вещи, мебель и переехала в Москву. Игорь прожил в Екатеринбурге 42 года. Теперь он руководит компанией из столицы, раз в месяц приезжая в родной город, и одновременно занимается телевизионным бизнесом в Москве.
В сентябре 2006 года стал генеральным директором телекомпании «Амедиа» (создатель сериалов «Бедная Настя» и «Не родись красивой»).
Игорь Мишин
владелец медиахолдинга «4 канал»,
совладелец Национального телевизионного синдиката

Я был владельцем бизнеса последние 16 лет, а наемным менеджером работаю только шесть месяцев. Эта ситуация совпала с возрастом, когда был перейден сорокалетний рубеж. Осмысление середины жизни, когда человек прикидывает, что реально у него осталось для работы лет 15. Предыдущие годы были прожиты, есть определенный результат. И здесь два варианта: либо тиражировать однажды найденный удачный опыт, почивать на лаврах, жить на рейтинге оставшиеся 15 лет, либо попробовать взять и устроить up-grade, все обнулить и начать по-новому. Я попробовал и вот что обнаружил на поверхности… Зайти в большие федеральные проекты в области телевещания или телепроизводства частному инициативному бизнесмену без опыта работы в этой сфере невозможно вообще! Даже словосочетание «практически невозможно» не отражает той степени невозможности. Поэтому если сегодня после успешных 16 лет работы в телевизионной среде я бы, скажем, пошел работать директором аптеки, это, наверное, бросилось бы в глаза: действительно, как, почему? А если я стал гендиректором предприятия, которое формирует прайм-тайм на федеральных каналах и на котором работает 1300 человек, то здесь вопрос уже не в том, владелец ты или не владелец, а: что делать? Мне не важен статус. Мне важен функционал. Мне крайне интересно то, чем занимается «Амедиа». Поэтому вопросы статуса и появления в твоей жизни начальника, которого до сегодняшнего дня не было, – на втором плане.

Ни один, даже стопроцентный владелец бизнеса, по большому счету, не существует без начальника. На том или ином этапе развития бизнеса его начальник – налоговый инспектор, мэр города или губернатор. Все зависит от масштабов. Он вынужден работать в некой системе подчиненных отношений. Может быть, они не так точно сформулированы юридически, как отношения акционера и гендиректора, но, тем не менее, все равно любой владелец существует в системе компромиссов, уступок, выполнения чьих-то просьб, рекомендаций или прямых запретов на проведение, допустим, той или иной финансовой операции. Представление о том, что стопроцентный владелец бизнеса абсолютно свободен в своей воле и желаниях – это фантастика. Тем более в медиа, где много завязано на политические и социальные процессы, где невозможно работать, не обращая ни на кого внимания. Но если я проработаю генеральным директором еще 16 лет, то увижу, вероятно, больше отличий. Но это потом.
В мае, когда поступило предложение возглавить «Амедиа», у меня уже была сверстана летняя программа путешествий: проплачены поездки, брони, билеты. Как, взять и все отменить? Это было бы несправедливо по отношению к жене и детям. Лукавством было бы утверждать, что я все эти четыре месяца мучительно думал над предложением. Летом погружаться в крупные проекты, которые требуют «фул тайм джоб», как-то не очень хотелось. А что этого стесняться? Обыкновенное человеческое желание побыть с семьей. Но, естественно, лето я провел не беззаботно, я думал, но не мучился над тем, как я, владелец бизнеса, стану наемным менеджером, гендиректором. Я должен был придумать, как и на кого оставляю проект НТС. А главное, я критически оценивал собственные возможности в области теле- и кинопроизводства, потому что весь мой опыт предпринимателя в медиабизнесе – это бродкастинг, вещательные проекты. Бродкастинг и продакшн внешне очень похожи, но в своей сути крайне различны, даже по организации ежедневной жизни и управления. Смогу ли я зайти в тему, которую не знаю? Парадоксально, но это и оказалось главным при принятии решения – новый опыт и знания, которых у меня до тех пор не было. Мне было интересно узнать, как работает большая кинофабрика. Если бы параллельно шли переговоры о том, чтобы войти в руководство каких-либо национальных телевизионных сетей, в крупный федеральный проект… Вряд ли бы меня это заинтересовало, потому что все удовольствие от бродкастинга я получил в 90-е годы в Екатеринбурге. Такого кайфа мне больше не получить нигде и никогда.

Работа наемным менеджером – это не свободное парение, а полет в заданных параметрах. Но такова цена вопроса, ведь я узнаю новую сферу бизнеса. Это не жертва для меня, но определенный внутренний компромисс есть, в этом смысле я себя строю. В Екатеринбурге, несмотря на кратковременные альянсы с кем-либо и когда-либо по бизнесу или по политике, на уровне города или страны, я, по большому счету, все равно работал один. Высокая степень внутренней и внешней свободы для меня очень важное условие хорошего самочувствия. Сейчас я работаю в заданных параметрах. Будучи полноправным владельцем бизнеса и первым лицом в компании, я принимал решение, выслушивая всех, но оставляя контрольную точку за собой. Здесь же технология принятия решений немного другая. Есть вопросы, по которым я абсолютно свободен, есть те, по которым президент компании мне доверяет, но я сам буду у него переспрашивать, потому что у меня пока нет достаточного опыта производства кино и сериалов. А есть вопросы, которые, безусловно, остаются за ним и по которым я готовлю некое решение, а принимает его он. Творческие вопросы в «Амедиа» вообще зона коллективной ответственности. Здесь я лишь один из участников, и далеко не самый главный.

Я не уволил ни одного из топ-менеджеров за это время. Не сменил на каких-то своих людей, свою команду. На ключевых позициях квалифицированные люди, сработавшиеся между собой. Моя задача – повысить эффективность результатов их труда, но никоим образом не выяснять, кто из них на меня ласково смотрит, а кто не очень. Есть очень простое правило, которому я всегда учил всех подчиненных, и вот теперь применяю его сам. Когда человек приходит на руководящую позицию – среднюю, высокую или не очень, – в любую компанию, он должен прикинуть, что у него появляется некое административное право, данное ему по должности. Но он должен осмотреться и понять, какое в компании существует право обычаев. И все-таки стараться находить компромисс между реализацией своего административного, бюрократического права и тех обычаев и традиций, которые сложились до него. Если это, конечно, плановое появление руководителя в успешной компании и компания не находится в ситуации финансового краха, когда требуются жесткие антикризисные меры.
 
Правила
Почему нельзя действовать тупо

В творческом коллективе не как в банке или на металлургическом заводе. Здесь люди с тонкой душевной организацией, с творческими, авторскими амбициями. Без учета этих факторов, просто, административно рулить нельзя. Например, в компании можно курить, где угодно и кому угодно. В моем представлении это запредельно. Нужно эту тему как-то решать. Она решается очень просто. Сегодня люди работают в тяжелых условиях, в помещении бывшего шарикоподшипникового завода. Поэтому моя задача как гендиректора быстрее достроить офисную зону, создать людям нормальные условия труда, в которых курить будет уже просто неприлично, потому что это будут светлые комнаты с хорошим кондиционированием, и создать в этой зоне специальные места для курения. А по-тупому я должен прийти и издать приказ, запретить всем курить на рабочих местах и вообще везде. И был бы напряг, конфликт, приказ бы не выполнялся. Я был бы смешон в своем желании просто запретить, не предложив никакой альтернативы.

Я не уволил ни одного из топ­менеджеров за эти шесть месяцев. Не сменил на каких­то своих людей, свою команду. На ключевых позициях квалифицированные люди, сработавшиеся между собой. А в творческих вопросах в «Амедиа» я вообще далеко не самый главный участник.
 
Самое читаемое
  • Запускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афишеЗапускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афише
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.