Подписаться
Курс ЦБ на 17.12
79,43
93,80

«Их функции перестанут быть нужны». Как банки избавляются от ручного труда

Опознать клиента по движению губ, выдать кредит без залога и выявить пользователя, который собирается уйти из банка — как инновации меняют банковский рынок и чего ждать завтра? Обзор DK.RU.

 
Банки во всем мире ждут глобальных перемен. Прежде всего, они связаны с цифровой трансформацией и переводом банковских услуг в онлайн. В следующие пять лет в банковском секторе произойдут такие изменения, которых не видели последние 50 лет, говорил президент Сбербанка Герман Греф на Всемирном экономическом форуме в Давосе 19 января. Главные тренды — внедрение новых технологий и, как следствие, сокращение персонала и банковских отделений. 
 

Мода на большие данные 

 
Тон в развитии банковских технологий в России во многом задает именно Сбербанк. Консалтинговая компания Deloitte в прошлом году признала его самым инновационным среди российских банков, а второе место поделили Альфа-банк и Тинькофф банк. Председатель правления СКБ-банка Денис Репников признавался, что завидует Сбербанку с его огромным ИТ-бюджетом и возможностью протестировать практически любую технологию — относительно небольшим банкам приходится делать ставку на что-то одно и при внедрении каждой инновации точно знать, что она принесет отдачу. 
 
Большую надежду банки возлагают на Big Data. Это большие данные, которые сложно и дорого анализировать, но при этом они могут содержать информацию, использование которой приведет к измеримому росту показателей бизнеса. Осенью Сбербанк объявил о тестировании новой модели кредитования малого бизнеса, основанной на этой технологии. Такая модель позволит выдавать займы без залогов — банк анализирует движение средств на счетах клиентов. 
 
Альфа-банк давно работает с анализом больших данных и применяет математические модели, которые позволяют эффективнее предлагать дополнительные продукты, сообщили DK.RU в пресс-службе банка. Поэтому это направление планируется развивать и дальше.
 
«Эффективность продаж на основе рассчитанной вероятности в несколько раз выше, чем при случайном предложении продукта клиенту. Кроме того, эти инструменты помогают бороться с оттоком, в частности, своевременно выявлять клиентов, которые намерены прекратить сотрудничество с банком в ближайшие три месяца», — рассказали в Альфа-банке. 
 
В этом случае проводят экспертизу и уточняют у клиента, с чем именно связано его решение. Иногда требуется корректировка тарифов или внедрение новой услуги — все индивидуально. 
 
Второй важный технологический термин — Machine Learning, или машинное обучение. Это алгоритмы, которые позволяют компьютеру делать выводы на основании данных, не следуя определенным правилам, и решать задачи, которые раньше были под силу только человеку. Развивать технологии Big Data и Machine Learning собирается и Промсвязьбанк. В его планах создать платформу, которая поможет лучше определять в режиме реального времени, кому, что и когда продает банк; быстрее и точнее решать вопрос с выдачей кредита за счет дополнительных данных и моделей; а также качественнее противодействовать мошенничеству. 
 
«Их функции перестанут быть нужны». Как банки избавляются от ручного труда 1
 
Big Data, к примеру, можно использовать и при проверке клиентов. Г-н Репников рассказывал, что сейчас ручная проверка ряда данных может занимать несколько часов. Но время можно существенно сократить, если автоматизировать проверку адреса проживания и работы заемщика. Сделать это можно по данным геолокации, которые есть у сотовых операторов: две точки, где потенциальный клиент находится больше всего времени, это и есть дом и работа. Такие инструменты позволяют практически полностью убрать ручной труд при сохранении качества проверки. Технологии сканирования фотографий клиента и его паспорта позволяют определить, не используются ли поддельные документы, и снимают операционные ошибки: операционист не сможет войти в сговор с физлицом и содействовать выдаче кредита. Проверить клиента и определить его благонадежность можно и по профилю в социальных сетях, отмечал предправления СКБ-банка.
 
За Big Data будущее, согласен председатель правления банка «Нейва» Павел Ефремов, но вопрос в том, как будут использоваться и храниться большие данные. Так, гендиректор компании InfoWatch Наталья Касперская, глава подгруппы «Интернет + Общество» рабочей группы помощника президента РФ Игоря Щеголева, еще в конце прошлого года заявила, что большие данные россиян должны принадлежать государству. Как отмечает г-н Ефремов, в этом плане пугает инициатива запретить частное владение Big Data и сделать для них государственное хранилище, в котором будет информация обо всех гражданах и доступ к которому будут давать на коммерческой основе. 
 

Опознать по губам

 
Банки постоянно вводят новые способы идентификации клиентов. Сейчас ряд банков в мобильных приложениях позволяют идентифицировать пользователей не через пароль, а по отпечатку пальца, если смартфон предоставляет такую возможность. Тинькофф банк может определить личность клиента по голосу в центре обслуживания клиентов. ВТБ24 разрабатывает технологию селфи-идентификации. Она позволит заменить привычные sms- и push-коды для подтверждения операций в мобильном банке распознаванием лица и голоса, рассказали в пресс-службе ВТБ24: новые способы идентификации призваны найти наиболее надежный и удобный метод для пользователей. Сбербанк же в будущем планирует опознавать клиентов по движению губ. Г-н Греф говорил, что идентификация клиента — это не абстрактный интерес, а первая задача банка. Они очень много инвестируют в это, работая над технологиями распознавания лица и голоса, которые приведут к отмиранию банковских карт. 
 

Все в чат

 
В связи с популярностью мессенджеров и совершенствованием технологий искусственного интеллекта растет популярность чат-ботов, отмечают в ВТБ24. Telegram, Viber, Facebook — речь идет о разных платформах. Переход в мессенджеры — это глобальный тренд, говорил руководитель дирекции по работе с частными клиентами Ситибанка Михаил Бернер. Многие компании интегрируют уже имеющиеся мессенджеры в свои платформы или запускают свои собственные. К примеру, китайская платформа WeChat — фактически представляет собой комбинацию финансовых услуг, онлайн-магазина и соцсети под одной крышей, приводит пример г-н Бернер. 
 
Интересно, что и банки постепенно идут в сферу нефинансовых услуг. Так, Тинькофф банк в апреле объявил о создании виртуального оператора связи совместно с Tele2 и намерен потеснить «большую тройку», а в начале года стало известно, что Сбербанк готовит совместный проект с китайской Alibaba Group в сфере трансграничной интернет-коммерции. Предполагается, что это СП станет крупнейшим игроком на рынке.
 

Сотрудникам придется переучиваться

 
Сейчас у Сбербанка в штате 330 тыс. человек, а к 2025 г. останется только половина, прогнозировал Герман Греф. Масштабные сокращения ждут и банковскую филиальную сеть. Сбербанк за пять лет собирается закрыть половину своих отделений — прежде всего, те отделения в городах, которые не будут пользоваться спросом. 
 
«Их функции перестанут быть нужны». Как банки избавляются от ручного труда 2
 
Сворачивание части банковских офисов — глобальный тренд. Михаил Бернер говорил на пресс-конференции в Екатеринбурге в феврале, что Ситибанк закрыл 25% своих отделений, и многие банки поступают так же. Закрывают относительно небольшие отделения, которые были открыты достаточно давно и потеряли свою привлекательность для клиентов с точки зрения расположения, внутреннего устройства и функций. 
 
«В то же время многие банки открывают отделения большего размера, где консолидируют клиентские потоки из закрытых отделений. Мы делаем это в Москве и Санкт-Петербурге, надеюсь, и в Екатеринбурге будет что-то подобное. В отделении большего формата может быть 10 менеджеров, и отсутствие одного-двух из них никак не повлияет на ритм работы», — объясняет г-н Бернер. 
 
За последние два года розничный бизнес ВТБ и ВТБ24 сократили клиентопоток на 50%, передал управляющий Уральским филиалом ВТБ24 Сергей Кульпин. В марте 2017 г. ВТБ 24 запустил пилотные офисы без касс — такой офис стоит на 40% дешевле стандартного. Клиенты обслуживаются в индивидуальных зонах и самостоятельно проводят все операции с наличными через банкоматы. Пока такие офисы запущены в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске, а в ближайшие три года планируется открыть до 100 подобных точек по всей стране.
 
Большинство клиентских операций хотят сделать дистанционным и для бизнеса, чтобы предпринимателям не нужно было тратить время на приход в отделение, отмечают в Альфа-банке. Сейчас можно заказать справку с электронной цифровой подписью банка, открыть второй счет, не приходя в офис, и проводить кассовые операции без визита в кассу.
 
Автоматизация отделений и закрытие избыточных офисов неизбежно снизит количество работников в отрасли. В банковском секторе станет меньше людей, которые занимаются простыми операциями, — кассиров и базовых операционистов, говорит г-н Бернер. «Их функции перестанут быть нужны, им надо будет переучиваться», — добавляет банкир. В то же время возрастет количество специалистов, которые занимаются достаточно интеллектуальными видами сервисов. К примеру, Ситибанк нанимает людей в подразделение цифрового банкинга: туда приходят люди из стартапов и различных интернет-проектов, у них другая культура и они приносят много вещей, которых прежде в банках не было. 
 
Директор по инновациям банка «Открытие» Алексей Благирев считает, что большинство профессий в банковской отрасли при переходе на цифровые технологии и вовсе исчезнет, пишут Banki.ru. Вскоре большинство торговых операций будут переведены в блокчейн, и в будущем банкиры-посредники в сделках станут не нужны, сказал он на конференции Fintech Russia.
 
Автоматизация всегда уместна, и банки превратились наполовину в ИТ-компании, говорит председатель правления банка «Нейва» Павел Ефремов. Информационные технологии будут развиваться и дальше, а роль живых офисов продолжит падать, и хотя пока большинство людей не готовы обслуживаться полностью в онлайн-банках, прогресс это уже не остановит.
Самое читаемое
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.