Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Как погубить интернет-магазин и потерять 2 млн руб. Три ошибки Ивана Зубарева / КОЛОНКА

«Программист сыпал терминами: «микроразметка», «адаптивная верстка», они звучали дорого, масштабно. Но больше всего я повелся на слова о том, что прежний сайт будет требовать новых вливаний».

Иван Зубарев, глава аварийно-сантехнической службы «Труба Дело»:
 
— Года три назад я открыл интернет-магазин сантехники. Все началось с того, что некоторые клиенты моей компании заказывали материалы отдельно, без работы, причем довольно регулярно, и в месяц получалось порядка 50 тыс. руб. дополнительного дохода. Плюс к тому времени я чувствовал, что заниматься основным бизнесом мне становилось скучновато, душа искала чего-то нового — в дополнение. Я вообще считаю, что хорошо заниматься одним и тем же делом человек способен 3-4 года, дальше — рутина. Нужно или задачи менять, или сферу деятельности, или создавать дополнительный проект. В результате в моем случае напросилось решение попробовать сферу интернет-торговли.   
 
Мы стали создавать проект как отдельный бизнес, объявили тендер для разработчиков сайтов. Я искал компанию среди лучших игроков, и только тех, у кого были хорошие кейсы. В итоге мы наняли фирму, одним из проектов у которой был интернет-магазин для ТС «Монетка». А я знал, как тщательно руководство сети подходило к выбору исполнителя, да и сам сайт мне понравился. И для меня это стало решающим фактором. 
 
Начали сотрудничать, все шло гладко. Я заплатил 300 тыс. руб. за сайт, взял менеджера по продажам, вложился в продвижение и сразу столкнулся с проблемой: на сайте не работало многое из того, что должно было. Хитрости составления техзаданий — кто с ними раньше не сталкивался, тот, как я, будет платить за доработки… Мне они встали еще в 230 тыс. руб. 

Только мы запустились, пошли клиенты и первая прибыль, как снова накопилась критическая масса доработок для сайта, еще тысяч на 100-120. Один мой сотрудник не выдержал: «Давайте наймем левого программиста, он сделает дешевле». 

Нашли такого специалиста, он ранее сделал несколько проектов для «Труба-Дело», быстро и качественно. В частности, я благодарен ему за полное обновление интерфейса сайта компании — покупателям стало намного удобнее ориентироваться, у нас выросла конверсия. Программист сказал, что готов выполнить все доработки за 50 тыс. руб. Но вскоре, еще ничего не сделав, приходит и говорит: «Ваш сайт морально устарел, и будет требовать еще много правок. Давайте я сделаю новый. Всего за 100 тысяч. На нем будет все то же и еще лучше. А этот – в топку». Специалист сыпал терминами: «микроразметка», «адаптивная верстка», они звучали дорого, масштабно. Но больше всего я повелся на слова о том, что прежний сайт будет требовать новых вливаний. И согласился. 
 
С того момента мы прекратили всю работу по прежнему сайту — покупку ссылок, написание текстов. Просто — раз и все! К тому же подпортили отношения с разработчиками. Нам же пообещали новый сайт, зачем тратиться? Забросить действующий сайт было моей ужасной ошибкой. Тонкий ручеек прибыли, который тек из интернет-магазина, пересох. 
 
Тем временем «два месяца» работы по новому сайту перешли в три, три — в четыре. А потом — бах! — крымский кризис, и этот парень-программист приходит к нам рыдать и каяться: «Я попал. У меня все подрядчики — с западной Украины. Обозвали москалями, все удалили, посжигали. Все пропало, все!». А помимо нашего проекта у него было еще несколько заваленных, и, как следствие, он был всем должен. 

Силу моего гнева в отношении этого человека не описать. Это же он, он меня искусил загубить рабочую машину! Он за обещанное время не сделал ничего, завалил проект, который уже работал. И он еще жалуется, что попал на деньги! 

Когда же пыл угас, я взял ответственность на себя.
 
Но программист обладал исключительным даром убеждения, он пообещал сделать сайт своими силами, и попросил еще немного времени, которое обернулось в несколько месяцев пыток — исполнитель выдавал в месяц по «несколько крошек», а я в надежде на светлое будущее держал и содержал команду. Товар тем временем пылится на складе. Когда мы поняли, что новый сайт нам не светит, обернулись на старый — а он заказов давно не приносит, безнадежно просел по CEO, да и руки уже опустились. 
 
Вывод: я совершил вторую серьезную ошибку — не закрыв проект, когда наступил кризис. 

Многие опытные бизнесмены в один голос твердят: если не прет — не надо. Настойчивость полезна, но нужен и трезвый взгляд на вещи. Сейчас я понимаю, что у меня изначально должна была быть система координат:

четкое понимание, сколько я готов инвестировать в проект, что буду делать, если спустя определенное мною время он не выстрелит. Условно: если магазин будет работать в минус 5-6 месяцев, буду ли я вкладывать в него еще, или закрою, чтобы не потерять еще больше. У меня такого плана не было, и я стал вынимать деньги из «Трубы-Дело», вкидывать их в сайт. По сути — реанимировать мертвеца. Так продолжалось еще полгода, но когда расходы на сайт и его продвижение превысили 1,5 млн руб., я понял — пора сворачиваться.
  
Тут друзья стали советовать: «Зачем просто закрывать? Давай еще денег немного ввалим, упакуем и продадим как готовый бизнес!». И я снова чуть не повелся. Понимаю, что это стало бы третьей ошибкой. Наверное, уйди я в проект с головой, мне бы удалось его раскачать. Но тогда просели бы другие направления. Нанять кого-то для подготовки бизнеса к продаже означало потерять еще полмиллиона, без гарантий их «отбить». Я тогда твердо сказал: «Нет, все, закрываем!». И даже это оказалось непросто. На разные формальности ушло еще полгода, но поток денег, уходящих в никуда, мы остановили. Общий убыток за время существования проекта составил более 2 млн руб.
 
Что я понял за это время? Что если начал работать с профессионалами, не стоит менять их на «левого» спеца, пусть и куда более интересного с точки зрения финансов. 

Убежден: если бы мы продолжили сотрудничество с разработчиками, выигравшими тендер изначально, проект был бы жив до сих пор и приносил прибыль. 

Я понял, что интернет-торговлей должен заниматься человек не с гуманитарным складом ума. Нужно бойко ориентироваться в цифрах, аналитике, разных программистских тонкостям, иначе молодой предприниматель просто не справится. Здесь не пройдет такая схема, мол, найму хороших спецов, и они все сделают. Нет, нужно погружаться в тему с головой — только после этого ты сможешь управлять таким бизнесом. 
 
И главное: я понял, что чемодан без ручки обходится дорого. Чем дальше его несешь — тем жальче бросить. Но в этот момент нужно себя ущипнуть и задать вопрос: «Какая от этого польза?». Если никакой — бросай и беги. Я занес этот чемодан слишком далеко.
 
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.