Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

ИТ-компании занялись аутсорсингом

эксперты Андрей Антипинский директор филиала компании «Открытые технологии» Алексей Громозов директор компании «Профит-Центр» Максим Грохульский исполнительный директор компании «Софтмас

эксперты

Андрей Антипинский

директор филиала компании
«Открытые технологии»

Алексей Громозов

директор компании
«Профит-Центр»

Максим Грохульский

исполнительный директор компании
«Софтмаст»

Юрий Гусаков

коммерческий директор компании «КРОК Урал»

Алексей Оносов

директор компании «Юнисофт»

Полина Сергеева

директор компании «ИТ-сервис»

Галина Фролова

директор компании «Прайм-1С»

Евгений Храновский

генеральный директор компании
«Альво»

  Зачем аутсорсерам малый и средний бизнес?

  Почему компании превращают ИТ-отделы во внешних аутсорсеров?

  Что стимулирует классический ­ ИТ-аутсорсинг?

 

Каждый год объявляется о новых аутсоринговых  контрактах, заключенных между гигантами мировой индустрии, стоимостью в миллиарды долларов. По оценкам компании Gartner, в 2007 г. глобальные доходы от аутсорсинга ИТ-сервисов достигнут $50 млрд. До сих пор российские айтишники могли только завидовать своим зарубежным коллегам, однако в последнее время и у нас аутсорсинг становится все популярнее.

 

Больше всего денег можно заработать на аутсорсинге ИТ-инфраструктуры солидных предприятий, но подобные заказы способны взять на себя только крупные и заслуженные системные интеграторы. Например, у компании General Motors практически нет собственного ИТ-подразделения: в феврале она объявила о запланированных на ближайшие годы расходах на аутсорсинг в размере около $15 млрд. Все работы, связанные с поддер­жкой пользователей, настройкой серверов и операционных систем выполняют Electronic Data Systems, Hewlett-Packard, IBM и другие. Постепенно западные организации отдают на аутсорсинг все, вплоть до серверов, так что даже в теории сис­админам внутри фирмы остается все меньше дел. Компетенции специалистов в данной области — формировать долгосрочную стратегию развития информационной инфраструктуры. Это и есть классический аутсорсинг, к осознанию выгод которого движутся и уральские компании.

Пока под аутсорсингом понимают лишь абонентское обслуживание парка ПК

В Екатеринбурге аутсорсинг в сфере ИТ представлен главным образом поддержкой имеющегося у заказчика парка компьютеров и ПО. По сути, речь идет об абонентском обслуживании — выполнении заранее оговоренного объема профилактических работ. До недавнего времени организации предоставляли аутсорсинговые услуги, обращаясь к помощи знакомых и полузнакомых студентов. Сейчас, как отмечают эксперты, спрос на качественное сопровождение компьютерной техники растет и первыми на него отреагировали малые ИТ-фирмы. Компании «Альво», отдавшей обслуживание 40 ПК и двух серверов «Юнисофту», услуги аутсорсера обходятся в 7 тыс. руб. Держать своего специалиста, по мнению Евгения Храновского, генерального директора «Альво», было бы втрое дороже.

Небольшие ИТ-фирмы заинтересованы даже в скромных суммах, характерных для этой сферы. «Средний чек» здесь не дотягивает и до 10 тыс. руб. в месяц, а число клиентов у таких организаций насчитывает один-два десятка. Алексей Оносов, директор компании «Юнисофт»: «Рентабельность еще невысокая. В лучшем случае 20-25%, да и обороты недостаточно большие. Разрабатывать и внедрять софт для нас выгоднее. Пока аутсорсинг — это вроде как бизнес в нагрузку, но с перспективами. Ведь сегодня ИТ-аутсорсингом пользуется менее 1% малых и средних фирм».

Максим Грохульский, исполнительный директор компании «Софтмаст», также уверен, что рынок обслуживания ИТ-инфраструктуры среднего и малого бизнеса только формируется и интерес к нему будет повышаться: «Хороших специалистов найти все труднее, а те же студенты не могут решать сложные задачи. Кроме того, если вмешается государство и закон о конфиденциальной информации действительно вступит в силу, студенты уже никому не помогут — потребуются профессионалы со всеми сертификатами».

Но пока государство не вмешалось, поставить на поток обслуживание малых фирм не удается. Исключение в этом плане — сопровождение систем на базе 1С. Галина Фролова, директор компании «Прайм-1С»: «Обслуживание 1С — чистой воды аутсорсинг. Фактически у предприятия, установившего эту систему, есть три варианта ее дальнейшего обслуживания: нанять серого «профи», пригласить на работу специального сотрудника и заключить договор аутсорсинга. Причем около 40% клиентов выбирают второй путь». По словам Алексея Громозова, директора компании «Профит-Центр», средний и крупный бизнес давно осознал экономические выгоды аутсорсинга. На авось предпочитают полагаться преимущественно «неслышные» фирмы. К «1С-франчайзи» они приходят, лишь наступив раз-другой на грабли.

Однако, несмотря на неискоренимое желание малого бизнеса сэкономить, аутсорсеры продолжают искать подходы к увеличению рентабельности. Алексей Оносов разрабатывает проект создания центра обслуживания ИТ в офисной высотке, где его компания арендует помещение: «Идея в том, чтобы на нас замкнулось все здание. В идеале офисный центр наряду с Интернетом и телефонией должен предоставлять и услуги ИТ-аутсорсинга для небольших организаций. Но инерция еще достаточно сильна, и идея не движется, хотя, если все получится, опыт можно будет тиражировать».

ИТ-отделы превращаются в самостоятельные компании

Одно из главных препятствий для создания полноценного ИТ-аутсорсинга — боязнь предпринимателей, что аутсорсер будет злоупотреблять доступом к конфиденциальным данным. Вариантом решения этой проблемы и одновременно «суррогатом» внешнего ИТ-аутсорсинга стало формирование из собственного ИТ-подразделения отдельной бизнес-единицы. Так поступают все больше крупных корпораций. В числе первых оказались Уралмаш, ВСМПО и «Атомстройкомплекс». Обычные интеграторы указывают на очевидные недостатки передачи ИТ на аутсорсинг своему бывшему отделу. По сути, он остается точно так же вовлечен в вертикаль управления организацией, как это было и раньше. Однако эксперты признают, что даже этот вид аутсорсинга — рывок вперед.

«Атомстройкомплекс» пошел по такому пути 1,5 года назад. «Сейчас мы работаем как настоящая небольшая фирма», — считает Полина Сергеева, директор компании «ИТ-сервис», входящей в НП «Атомстройкомплекс». В отличие от обычных фирм-интеграторов, которые нередко даже не помышляют о том, чтобы взять на аутсорсинг всю инфраструктуру, бывшему ИТ-отделу выбирать не приходится. «ИТ-сервис» занимается полной технической поддер­жкой заказчиков — от ответов на вопросы пользователей и сопровождения приложений 1С до обслуживания развитой корпоративной сети и создания интеграторских решений для сетей, серверов и т. д. Отпуская ИТ-отдел в свободное плавание, материнская компания не только избавляется от центра затрат, но и повышает качество услуг. Вывод ИТ-подразделения холдинга в отдельное юридическое лицо позволяет восстановить принцип единоначалия. Часто ИТ-службы подчиняются генеральному, а не ИТ-директору. Конечно, говорить о полной независимости новых фирм не приходится, но коммерческие отношения с учредителями способствуют серьезной оптимизации процессов. К примеру, в основе расчетов между «Атомстройкомплексом» и «ИТ-сервисом» лежит стоимость поддержки работоспособности условного «рабочего места»: сюда входит и сопровождение серверов, сетей и т. д. «Заказчик не понимает, что наши услуги сложнее обслуживания почтового сервера, поэтому нам проще все свои затраты объединять в условное понятие «рабочее место», — комментирует Полина Сергеева. Кроме того, такие расчеты удобны при бурном росте компании, а конкурентоспособность предложения легко устанавливается с помощью сравнения цен. По городу обслуживание одного компьютера стоит 250 руб., но при этом вам никто не предоставит полный сервис: фактически лишь проверяют состояние техники, а все ремонты, настройки ОС заказчик оплачивает отдельно. Естественно, консультации пользователей по телефону и ответы на их наивные вопросы в эту стоимость не входят. В среднем заказчики платят от 300 до 790 руб. за рабочее место. За эти деньги вам решат почти все проблемы: в течение четырех часов заменят поломанный компьютер, в цену войдут и все ремонты плюс стоимость запасных частей.

В перспективе все дочерние компании намереваются выйти на открытый рынок. Полина Сергеева: «Мы хотим стать полноценным аутсорсером, и я считаю, что это реально».

Крупный бизнес научился извлекать выгоды из аутсорсинга

В масштабах России отдать на полноценный аутсорсинг свою ИТ-ин­фраструктуру решается лишь крупный бизнес. Услуги классического аутсорсинга предоставляют мощные телеком­операторы, такие как «Эквант». Обслуживая федеральные предприятия и владея ресурсами по передаче данных, аутсорсеры обнаружили, что многим клиентам удобнее устанавливать свои серверы у телекомоператоров. Среди желающих — «Аэрофлот», Philip Morris, РосНИИРОС и др. В таком случае организации платят не только за трафик, но и за обслуживание вычислительного ресурса. Поскольку бизнес по поддер­жке для телекома непрофильный, аутсорсеры, в свою очередь, отдают заказы на субподряд крупным интеграторам. В Екатеринбурге на аутсорсинг ИТ решаются единицы. Однако спрос начинает расти впечатляющими темпами. Так, за последние полгода активно развивала аутсорсинг компания «Открытые технологии». С ней подписали договоры техподдержки центров обработки данных (ЦОД) «Уралсвязьинформ» и крупное газовое предприятие региона. Это одни из первых контрактов такого рода на Урале, причем останавливаться «Открытые технологии» явно не собираются. Как подчеркнул Андрей Антипинский, директор филиала компании в Екатеринбурге, они усиленно работают над новыми соглашениями.

Заинтересованность крупных фирм во внешнем аутсорсинге обусловлена несколькими факторами. Сложность внедренных проектов повышается, а держать высококлассных специалистов оказывается дорого и сложно. Собственному ИТ-отделу предприятия при аутсорсинговом варианте развития отводится исключительно функция контроля и управления подрядчиками, а это уже область проект-менеджеров, которых становится все больше: популярность различных курсов по управлению проектами, в том числе и в сфере ИТ, существенно растет.

Постоянно повышаются требования к конфиденциальности и защите информации. На прошлой неделе американский суд вынес приговор сисадмину, недовольному полученной премией. Обидевшись на компанию, в отместку он удалил все файлы на главном сервере и на 2000 серверов в 400 филиалах инвестиционного банка UBS Paine Webber и отключил систему резервного копирования. «От сисадмина защиты, по сути, нет», — резюмирует Андрей Антипинский. С аутсорсером значительно проще: его деятельность прозрачна, а в случае неприятного инцидента его всегда можно привлечь к ответственности. Поставщик услуг больше всех заинтересован в их стабильности и долговечности.

Однако есть и факторы, препятствующие активному развитию аутсорсинга. В числе главных — разрозненность информационной инфраструктуры российских фирм. Ни одна здравомыслящая компания не возьмется за поддержку системы, которой не предшествовал хотя бы аудит. А после аудита такую систему необходимо либо полностью перестраивать, либо аутсорсинг влетит в копеечку. Однако, как утверждает Юрий Гусаков, коммерческий директор компании «КРОК Урал», многие руководители не готовы платить даже за аудит, а если отсутствует заключение проверки — бессмысленно обсуждать и цену контракта. Поэтому в России ИТ-компании подписывают почти все аутсорсинговые соглашения на системы, сети и ЦОД, установленные этими же фирмами.

До недавнего времени существовала еще одна преграда на пути ИТ-аутсорсинга — крупные заказы отдавать в Екатеринбурге было некому. Сейчас подобное оправдание ИТ-директоров уже не работает. За крупный проект готовы посоревноваться несколько фирм. А при дефиците местных ресурсов поддержку легко можно организовать через Москву — современные технологии мониторинга ИТ и работы с инцидентами это позволяют. «Тема аутсорсинга считается жизненно необходимой, даже несмотря на малое число контрактов. Буквально через два-три года на Урал придут западные предприятия, такие как Siemens, IBM Global Services, и возникнет необходимость борьбы с ними, — рассказывает Андрей Антипинский. — Чем больше у нас задел, тем легче нам будет дальше». 

 

детали

Что движет и что тормозит развитие ИТ-аутсорсинга

Движет

n Возможность сосредоточиться на основном бизнесе.

n Отсутствие проблем с привлечением, обучением и удержанием квалифицированного персонала.

n Возможность переложить значительную долю ответственности на аутсорсинговую компанию. На ИТ-специалистов предприятия возлагается только минимум обязанностей.

n Поддержкой ИТ-инфраструктуры будут заниматься профессионалы более высокого уровня, чем может себе позволить предприятие.

n Повышение степени критичности ИТ.

 

Тормозит

n Желание сэкономить.

n Отсутствие информации
у руководителей фирм.

n Боязнь потерять контроль
над информацией, составляющей коммерческую тайну.

n Отсутствие внятных предложений
от аутсорсеров.

n Дефицит положительного опыта
на рынке.

n Нехватка грамотных проект-менеджеров, способных поставить задачу аутсорсеру.

 

Текст: Даниил Силантьев. dk@apress.ru

 

 

ПОДПИСИ:
Полина Сергеева:
«Мы хотим стать полноценным аутсорсером, и я считаю, что это реально».

Андрей Анти­пин­ский: «Чем больше у нас задел, тем легче нам будет дальше конкурировать с иностранными компаниями».

Алексей Оносов: «Пока аутсорсинг — это вроде как бизнес в нагрузку, но с перспективами».

 

Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.