Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Из бездомного в миллиардеры: как заработать $3 млрд на шампунях и текиле

Джон Пол ДеДжория, создатель бренда средств для ухода за волосами Paul Mitchell и текилы Patron, рассказал, как он стал владельцем миллиардного состояния, живя на $2 в день без крыши над головой.

Разносчик открыток

Джон Пол Джонс ДеДжория родился в Лос-Анджелесе в 1944 году. Его родители были иммигрантами: отец - из Италии, мать - и Греции. Когда Джону было 2 года, отец бросил семью, и матери пришлось самой растить сына. В девять лет Джон вышел на свою первую работу.

«Я ходил по домам и продавал рождественские открытки. Когда мне было десять лет, мы со старшим братом разносили газеты. Встаешь в четыре утра, складываешь газеты, разносишь, потом готовишься к школе», - вспоминал миллиардер.

Пойдя в школу, Джон влился в банду, однако оставить ее ему посоветовал учитель математики: он сказал Джону, что если он продолжит вести такой образ жизни, то «никогда ничего не добьется в жизни». Школу ДеДжория окончил в 1962 году, после чего два года прослужил на флоте. Когда он вернулся домой, ему было 22 года.

«Сделать каждого человека прекраснее»

К этому моменту у ДеДжория уже был сын, но молодая семья жила крайне бедно. Когда мальчику исполнилось два года, жена бросила семью.

«Моя жена решила, что она больше не хочет быть матерью. Деньги, которые у нас были, она разделила и отдала половину мне с ребенком. Арендная плата была просрочена. Пару недель спустя я уже суетился, искал работу, подбирая на улице бутылки из-под колы, получая по два цента за маленькую и пять центов за большую. Мы несколько дней провели на улице. Затем меня приютил знакомый байкер», — рассказывал он Enterpreneur.

В течение 10 лет после этого, вплоть до дня основания компании John Paul Mitchell Systems, ДеДжория сменил множество профессий.

«[Я продавал] энциклопедии. Тяжелая работа. Ты пытаешься заинтересовать в них незнакомых людей. Двери захлопываются перед тобой 30, может быть, 40 раз, прежде чем первый покупатель нормально поговорит с тобой и позволит войти. В компании нам говорили: «Когда дела плохи, будьте упорными и никогда не сдавайтесь. Вы должны звонить в двадцать пятую дверь, в пятидесятую, в сотую с таким же энтузиазмом, с которым звонили в первую, захлопнутую перед вами. Я всегда говорю молодым и даже зрелым предпринимателям, что они должны быть готовыми ко многочисленным отказам и не должны терять энтузиазма. В конечном счете это приведет к успеху».

Связать свою жизнь с индустрией красоты Джон решил после того, как недолго проработал в компании, производящей продукты для ухода за волосами Redken Laboratories. Эта работа вдохновила его:

«Я был очарован индустрией профессионалов, которые хотят сделать каждого человека прекраснее».

В итоге ДеДжория и его старый приятель парикмахер Пол Митчелл создали в 1980 году компанию по производству средств для волос, назвав ее John Paul Mitchell Systems. Их стартовый капитал составил $700.

Сегодняшнее состояние ДеДжория, по данным Forbes, достигает $3,2 млрд.

Черно-белый шампунь

Первое время работа шла плохо: компанию John Paul Mitchell Systems бросил инвестор, на которого партнеры возлагали больше надежды.

«Я думал, все под контролем. У моего партнера было 350 баксов, я занял у мамы еще 350, и мы стартовали. Деньги пошли на изготовление первой продукции [двух видов шампуня и одного кондиционера]. Это заняло две недели, еще через две недели пришли счета. Как и с энциклопедиями, я ходил от двери к двери, от салона к салону. У нас был инвестор, который должен был инвестировать в Paul Mitchell Systems. Деньги должны были прийти, но не пришло ни пенни», — рассказывал он Enterpreneur.

Какое-то время из-за безденежья ДеДжория был вынужден ночевать в машине и считать в буквальном смысле каждый доллар.

«Я научился жить на пару долларов в день. В 9 утра я шел в кафе Freeway — в это время за 99 центов можно было купить одно яйцо, один тост, один апельсиновый сок или кофе и один кусочек бекона или сосиску. Между 14:30 и 17:30 я шел в мексиканское кафе, где за 99 центов можно было купить «Маргариту» и еще какой-нибудь еды вроде тако или куриных крылышек».

О бедственном положении ДеДжория узнала его знакомая, актриса Джоанна Петтет. Она выделила ему комнату на пару месяцев, пока Джон не поправил свои дела.

В начале 1980-х гг. у партнеров было совсем немного денег, а в стране начался кризис: инфляция достигала 13%, а безработица — 6%.

Партнеры не могли позволить себе изготовить яркую упаковку для своей продукции, поэтому поначалу этикетки были черно-белыми. ДеДжория и Митчелл ездили по Штатам и устраивали бесплатные презентации для владельцев салонов красоты. Партнеры гарантировали, что их средства по уходу за волосами будут пользоваться спросом, и предлагали владельцам возместить затраты, если те не смогут распродать продукцию. Через два года со дня основания компании предприниматели расплатились со всеми счетами.

«У нас остались лишние $4 тыс., я и мой партнер взяли себе по $2 тыс. И мы сказали: «Черт! Мы это сделали!» Первым, на что он потратил деньги, был ужин в ресторане. «Впервые я читал меню с левой стороны, а не с правой, где указаны цены. Это было очень круто», — вспоминал ДеДжория.

А спустя 13 лет после создания John Paul Mitchell Systems, в 1993 году, их продукция продавалась уже в 30-ти странах мира. К 2016 году охват достиг 80-ти стран, в их числе - Россия.

Сейчас ДеДжория является гендиректором компании и владеет 50% ее акций. Выручка John Paul Mitchell Systems, по данным Forbes, достигает $1 млрд в год.

Квадратная текила

И все же основным источником дохода Джона ДеДжория, несмотря на успешное развитие John Paul Mitchell Systems, стала вторая созданная им компания — Patrón Spirits: под брендом Patrón предприниматель начал производить текилу премиум-класса.

Идея основать алкогольное производство возникла у Джона в 1989 году: тогда его друг Мартин Кроули, регулярно ездивший по делам в Мексику, привез оттуда текилу. ДеДжория заметил, что мексиканская текила оказалась мягче, чем все другие ее аналоги.

Кроули предложил Джону организовать совместный бизнес и с помощью специалистов создать еще более мягкую текилу и продавать ее в квадратных бутылках. У предпринимателей была цель - создать принципиально новый продукт.

«Что такое текила в США в 1989 году? Дешевое пойло, которое ты пьешь в колледже, чтобы напиться, и наутро тебе так плохо, что ты зарекаешься когда-нибудь еще взять в рот эту гадость. Мы же хотели производить самую мягкую текилу, которую люди когда-либо пробовали, от которой на следующий день не будет плохо и которую можно смаковать», — рассказывал ДеДжория.

Рецепт особой текилы ДеДжория и Кроули разработал Франсиско Алькарас, использующий при изготовлении напитка две техники: одна из них - современная, с применением вальцовой мельницы, другая - древняя техника «тахона». В последнем случае плоды агавы перемалываются и медленно растираются двухтонной мельницей, сделанной из вулканической породы. После этого сок ферментируется и перегоняется.

Первая партия текилы, изготовленной по старинному рецепту, составила 12 тыс. бутылок.

«Мы ходили от бара к бару и всех угощали текилой — сначала лучшей текилой бара, потом нашей текилой. «Вау, это намного лучше, что это?» «Это будущее текилы. Это Patrón». Текилу ультра-премиум продавать гораздо легче и приятнее, чем энциклопедии. Никто не захлопывает дверь», — рассказывал ДеДжория в одном из интервью.

Текила Patrón быстра завоевала популярность среди калифорнийской богемы. В 2009 году продажи текилы Patrón достигли 2 млн 9-литровых коробов в год (9-литровый короб - американская единица измерения продаж крепких алкогольных напитков). Средняя цена одной бутылки - $50.

По данным Bloomberg, выручка Patrón Spirits в 2015 году составила $1,1 млрд. ДеДжория владеет 70% акций компании.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.