Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

Кадровое агентство приносит 100 тыс. руб. ежемесячно

Ежегодно в Екате­ринбурге становится на 10-15 кадровых агентств больше. При этом на рынке все равно ощущается дефицит предложения. Спрос на услуги рекрутеров растет ударными темпами: в этом году, п

Ежегодно в Екате­ринбурге становится на 10-15 кадровых агентств больше. При этом на рынке все равно ощущается дефицит предложения. Спрос на услуги рекрутеров растет ударными темпами: в этом году, по оценкам самих игроков, он увеличился вдвое.

 
Прежде чем открывать рекрутинговое агентство, необходимо выполнить два основных требования: овладеть технологией подбора персонала (подобные знания требуются как минимум руководителю) и сформировать минимальную клиентскую базу.

Чтобы постичь азы рекрутинга, следует проработать консультантом в кадровом агентстве в среднем около года. Можно уложиться и в меньший срок. «Я сама была рекрутером полгода. Этого оказалось достаточно», — рассказывает ЕВГЕНИЯ СМИРНОВА, директор кадрового агентства «Практик-Центр».

Опыт необходим, чтобы объяснить технологию подбора персонала будущим сотрудникам. «Опытных рекрутеров вы не найдете, — поясняет ЛАРИСА БОГДАНОВА, директор рекрутинговой компании IBC Human Resources. — Спрос на таких специалистов крайне велик, и в молодое неопытное агентство они не пойдут».

До открытия собственной фирмы придется договориться как минимум с тремя клиентами, считает Евгения Смирнова. Часто ими становятся компании — заказчики агентства, в котором новоиспеченный директор сам работал консультантом по персоналу. Как отмечает АЛЕКСЕЙ МОРОЗОВ, директор кадрового агентства «Регина-Профи», не менее распространенный способ формирования первоначальной клиентской базы — личные связи, договоренности с друзьями и знакомыми.

 Какой офис снимать?

Идеальный офис для кадрового агентства — помещение в центре города с отдельным входом и удобной парковкой. «Так заказчикам и соискателям будет проще вас найти», — поясняет ТАТЬЯНА СУХНЕВА, директор агентства персонала «Аксиома».

Аренда 1 кв. м в центре города, по оценкам экспертов, обойдется в среднем от 800 до 1200 руб. в месяц. Лариса Богданова считает, что для молодой фирмы это слишком дорого. Г-жа Богданова уверена, что агентство вполне может снять свой первый офис в отдаленном районе: «Кандидаты, чтобы пройти собеседование с консультантом и устроиться на хорошую работу, готовы приезжать в любую точку Екатеринбурга. Встречи с клиентом, как правило, происходят на его территории». В этом случае цена аренды снизится до 600 руб./кв. м.

Совет от компании «Регина-Профи»:

«Офис должен быть презентабельным. Поэтому, вероятно, придется сделать ремонт. Мраморные полы и хрустальные люстры — это лишнее. Главное, чтобы и клиентам, и кандидатам было в вашем офисе комфортно. Средняя стоимость ремонта (включая материалы и работу) — около 10 тыс. руб./кв. м. Если ремонтировать помещение самим, можно уложиться в половину этой суммы».

Рекрутинговой компании понадобится не только кабинет для работы консультантов, но и комната переговоров. По оценкам Алексея Морозова, площадь офиса для организации со штатом три-четыре человека должна быть не меньше 30 кв. м, чтобы и сотрудникам, и клиентам, и кандидатам было удобно.

Офис важно снабдить телефоном и выделенной линией Интернета. Стоимость одного телефонного номера (с установкой) — 10-12 тыс. руб., интернет-канала — около 2 тыс. руб. Ежемесячные расходы на телефонные переговоры и трафик составят от 3 до 9 тыс. руб.

 Нужна ли офисная техника?

Набор офисной техники, необходимой кадровому агентству, ничем не отличается от стандартной комплектации для любой компании сферы услуг: компьютеры, телефонные аппараты, факс, ксерокс, принтер.

Лариса Богданова рекомендует приобрести «офисный комбайн», который совмещает функции ксерокса, принтера и факса. Цена — около 10 тыс. руб. Можно установить специализированное программное обеспечение (ПО). Такой софт позволит упорядочить данные о кандидатах и клиентах.

Существуют варианты — разработать ПО индивидуально или купить готовое решение. Например, екатеринбургская компания Nova Consulting продает программу «E-Staff Рекрутер», московское кадровое агентство «Коннект Персонал» предлагает программу «Матрица», столичная компания «Сайберлинк Системс» — систему комплексной автоматизации кадрового агентства CS Recruiter.

Минимальная стоимость качественного ПО, по оценкам Юлии Авериной, директора кадрового центра «Метрополис», — $500-1000.

Совет от компании «Аксиома»:

«Пока клиентская база и база кандидатов невелики, специализированное ПО не требуется — достаточно возможностей Windows и MS Office. Но лучше сразу приобрести ПО: рано или поздно фирма все равно столкнется с проблемой ограниченности стандартных программ. Придется устанавливать специализированный софт и потратить немало времени и сил, чтобы «перетащить» в эту программу всю наработанную базу».

 Сколько сотрудников нанять?

«Консультанты — «добывающий» персонал для рекрутинговой фирмы: чем их больше и чем выше их квалификация, тем существеннее доходы агентства», — уверена Татьяна Сухнева. Однако на первых порах не стоит нанимать больше трех человек, полагают эксперты. Молодая рекрутинговая компания, как правило, не обладает внушительной базой клиентов и не может обеспечить работой крупный штат сотрудников. «Можно сразу взять и шесть консультантов, но вы первые месяцы не в состоянии будете платить им зарплату, и они уйдут в другие агентства. Спрос на таких специалистов в городе высокий», — поясняет Евгения Смирнова.

Многие консультанты в некрупных агентствах трудятся за процент. Однако в первые месяцы работы эксперты рекомендуют все-таки выплачивать сотрудникам оклад. Он должен быть условным — 2-3 тыс. руб., считает Юлия Аверина. По ее мнению, постоянный оклад должен гарантировать сотруднику молодого агентства стабильность, но не удовлетворять потребности работника полностью — консультант должен быть четко мотивирован на результат.

В Екатеринбурге консультанты получают в среднем 10-30% от заказа. В крупных организациях заработная плата специалиста достигает 45-50 тыс. руб. В небольших агентствах итоговый месячный заработок одного рекрутера — 8-10 тыс. руб.

Помимо консультантов, для нормального функционирования кадрового агентства необходимы бухгалтер и системный администратор. Эксперты советуют отдать задачи, которые решают эти специалисты, на аутсорсинг. «Наемный бухгалтер обходится примерно в 10 тыс. руб. За услуги системного администратора придется отдавать 3 тыс. руб. в месяц», — резюмирует Алексей Морозов.

Совет от компании «Регина-Профи»:

«Как и любой другой компании, кадровому агентству требуется секретарь. Но на первых этапах работы можно сэкономить и разделить функции этого сотрудника между консультантами. Такое решение позволит сберечь не только деньги, но и квадратные метры офиса, которые можно будет использовать для создания комнаты переговоров».

 Где искать рекрутеров и как их учить?

Вузы не готовят специалистов для рынка рекрутинга. Поэтому придется выращивать кадры внутри компании. Лариса Богданова заметила, что успешные рекрутеры получаются из выпускников психологических факультетов и профессионалов в области управления кадрами. Евгения Смирнова убеждена: специальность будущего консультанта не важна, главное — желание работать в рекрутинге, понимание всех минусов такой работы. К главным недостаткам профессии г-жа Смирнова отнесла нестабильный заработок и регулярные стрессовые ситуации.

На подготовку одного рекрутера в среднем уходит 1-1,5 года — за это время он научится закрывать вакансии уровня топ-менеджеров. Подбирать рабочих низкой квалификации новичок сможет практически с первого дня. Начинающих консультантов в фирме учат в режиме реального времени, закрепив за опытным специалистом. Сотрудник знакомится с профессией и одновременно закрывает простые вакансии, принося компании прибыль.

Учить рекрутеров могут и конкуренты. Подготовкой консультантов для других компаний занимаются, в частности, агентства «Кадровый банк Екатеринбурга» и «Метрополис». По подсчетам Юлии Авериной, один профильный тренинг (1-2 дня) обойдется примерно в 8 тыс. руб. Профессиональная долгосрочная программа обучения (5 недель) — от 15 тыс. руб.

Совет от компании «Практик-Центр»:

«Обучение в крупном кадровом агентстве дает базу — основы технологии. Но не надейтесь на то, что потенциальные конкуренты поделятся с учениками хитростями и тонкостями профессии. Лучше учить азам самостоятельно. Затем отправить консультантов на тренинги к столичным звездам, таким как Валерий Поляков».

 Как заявить о себе?

Продвижение компании — одна из самых сложных задач для рекрутеров, считают эксперты. Прямая реклама в этом бизнесе неэффективна. По мнению Ларисы Богдановой, самую большую отдачу приносит интернет-сайт. «Важно, чтобы любая компания, которая еще не определилась с выбором кадрового агентства, могла его найти. Если не гнаться за потрясающим дизайном, который особо не нужен, интернет-страничка обойдется агентству примерно в 30 тыс. руб.», — пояснила г-жа Богданова.

Другой способ — разместить вакансии на «работных» сайтах (Е1, HeadHunter) и в специализированных печатных СМИ («Работа для вас», «Карьера»). Таким образом молодая фирма не только сообщит о своем существовании потенциальным клиентам, но и привлечет кандидатов — советуют эксперты. Право на размещение вакансий на сайте www.e1.ru стоит 3 тыс. руб. в месяц. Примерно в эту же сумму обойдется месячное размещение одного модульного объявления (1/2 полосы) в прессе.

Совет от компании IBC Human Resourсes:

«Не стоит надеяться, что клиенты придут сами. На начальных этапах необходимо активно предлагать свои услуги: договориться о встречах с первыми лицами компаний, купить максимально дорогой костюм, быть убедительным и настойчивым. Объем клиентской базы и динамика ее роста в первое время работы агентства целиком и полностью зависят от коммуникативных навыков и работоспособности руководителя».

 Когда окупятся вложения?

Первые деньги своему владельцу кадровое агентство принесет не раньше чем на второй месяц работы, убеждены операторы рынка. Консультант с небольшим стажем закрывает в среднем две вакансии в месяц, опытный рекрутер — пять. По подсчетам экспертов, стоимость выполнения одной заявки для начинающей компании — 20-25 тыс. руб. «Если удастся в первый месяц работы получить две-три заявки на закрытие вакансии, то к концу второго месяца вы заработаете около 60 тыс. руб.», — резюмирует Лариса Богданова.

Если молодая фирма будет активно и качественно трудиться, то затраты окупятся через год, полагает Юлия Аверина. Несмотря на то что даже начинающий рекрутер способен закрывать одну-две вакансии в месяц, почти год может уйти на формирование клиентской базы, которая будет стабильно снабжать консультантов заказами. Исключение — фирма, открытая под клиентов. При стабильном потоке заявок (минимум три вакансии в месяц на одного рекрутера) окупить бизнес можно уже за первые пару месяцев.

«Некрупная компания в перспективе может рассчитывать на доход примерно в 100-200 тыс. руб. в месяц», — подытожила г-жа Аверина.

 ДЕТАЛИ

На чужих ошибках


Лариса ­Богданова - директор кадрового агентства IBC Human Resources

«На первых этапах работы мы столкнулись с тем, что клиент не готов платить агентству, если оно не закрыло вакансию. Далеко не каждый заказ заканчивается трудоустройством кандидата. Клиент может найти сотрудника самостоятельно либо параллельно обратиться в другое агентство, которое сработало быстрее. В подобных ситуациях мы несли убытки. Договор на оказание услуг поиска персонала должен содержать пункт, в котором оговаривается сумма, выплачиваемая клиентом даже в том случае, если вакансию рекрутер не закрывает. Лучше установить эту сумму в размере 30% от стоимости заказа».

Евгения Смирнова - директор кадрового агентства «Практик­Центр»

«Мы открывались с уже сформированной клиентской базой — под конкретные заказы. Первые два-три месяца успешно работали с этими клиентами. Однако очень скоро столкнулись с необходимостью постоянного активного поиска заказчиков. Те вакансии, которые у нас были, мы уже закрыли, новые же вакансии у работодателя открывались не столь стремительно, как нам хотелось бы. Нельзя сидеть на месте и ждать, когда к вам начнут обращаться повторно и рекомендовать партнерам и друзьям. Активный поиск клиентов в повседневной работе кадрового агентства считаю обязательным». 

bonus

Направления для дальнейшего развития

Параллельно с рекрутингом крупные кадровые агентства Екатеринбурга развивают дополнительные услуги. Среди них — кадровый консалтинг, исследования рынка труда, бизнес-обучение и т. д. По данным ТОП-листа «ДК», доля этих направлений в доходах компаний-лидеров составляет от 0,5 до 72%. Алексей Морозов уверен, что сопутствующие услуги могут приносить кадровому агентству не только дополнительные деньги, но и новых заказчиков: «Человек, который придет к вам, скажем, проконсультироваться по вопросам выстраивания системы мотивации в компании, вполне может стать клиентом и для ваших рекрутеров». ­Однако, отметил г-н Морозов, развивать дополнительные услуги имеет смысл, когда кадровое агентство уже встало на ноги: владеет эффективной технологией подбора персонала, обладает сильным брендом, солидными базами резюме и вакансий.

 ИТОГИ

Цена входного билета

Расчет для кадрового агентства, расположенного в отдаленном от центра районе города и открытого под существующую базу клиентов. Площадь офиса — 30 кв. м. Штат сотрудников — директор и два консультанта. Каждый из них ежемесячно закрывает три вакансии. Средняя комиссия агентства — 20 тыс. руб.

Самое читаемое
  • Запускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афишеЗапускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афише
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.