Подписаться
Курс ЦБ на 17.12
79,43
93,80

Как авторынок «У Белой Башни» стал автомоллом

Прошлым летом авторынок «У Белой Башни» стал автомоллом полного цикла. К работе в новом формате рынок шел больше десяти лет. Теперь важно показать городу: изменился не только облик, но и суть.

В начале 1993 г. на месте сегодняшнего автомолла «Белая Башня» был пустырь. Но эта открытая площадка была выгодно расположена: удобные подъездные пути, транспортная развязка, а на расстоянии километра — выезд из города. Интернета, мобильных телефонов, как и современных автосалонов, тогда не было, а продавать и покупать машины людям хотелось. В итоге, рассказывает Матвей Парфенов, директор торгово-технического центра «Белая Башня», бесхозный пустырь облюбовали предприимчивые коммерсанты. Они действовали по предельно простой схеме: размещали объявления о продаже машин в газетах, а заинтересованных клиентов ориентировали на площадку у Белой Башни, памятника конструктивизма.

Матвей Парфенов, директор ТТЦ "Белая башня"

Здесь в выходные дни можно было осмотреть и опробовать машину и, если она устраивала, — сразу уехать на ней. Основными покупателями были жители областных городов — Нижнего Тагила, Березовского, Артемовского и других, откуда удобно добираться в Екатеринбург через Серовский и Березовский тракты. Эта тенденция сохранилась по сей день: 40% клиентов автомолла — жители области.

«Как выглядела площадка у Белой Башни, легко представит любой, кто бывал на рынках в 90-х, — рассказывает г-н Парфенов. — Все начиналось стихийно: первые продавцы, покупатели. Постепенно дело разрасталось: появились постоянные продавцы запчастей, торговля с прицепов, палатки с автотоварами. Затем наиболее успешные коммерсанты стали устанавливать небольшие торговые павильоны, расширять ассортимент, организовывать мини-склады, — в основном используя контейнеры. В те годы торговля была делом спонтанным, расширение авторынка происходило ежедневно. Его администрация, заметив это, впервые озадачилась благоустройством площадки. Примерно в 1998 г. площадку частично асфальтировали, постепенно начали возведение временной торговой галереи».

Обогнать рынок

К середине 1990-х гг. торговля машинами была оформлена юридически. «И начался нормальный бизнес, — говорит Матвей Парфенов. — Но нужно понимать — нормальный для своего времени». Ассортимент и управленцы менялись несколько раз — рынок пережил слияния и поглощения, реорганизации и т. д. Но что бы ни происходило, торговля продолжалась. Даже сейчас, несмотря на прошедшие двадцать лет, в «Белой Башне» продолжают свой бизнес многие из первых арендаторов, и часто именно они генерируют заметный клиентский и покупательский поток.

В конце 1990-х торговля обрела более цивилизованную форму. Правда, это выразилось лишь в том, что площадка получила статус авторынка: с заявленным режимом работы, прайсом, внутренними правилами коммерческой деятельности. Однако благоустройство территории было несистемным, без определенного плана. Здесь открывались и небольшие автосервисы в гаражных боксах, и отдельные павильоны частных продавцов авто, и киоски запчастей, и уличные кафе.

Но пестрота, примитивность построек, отсутствие концепции и грязь не помешали огромной славе авторынка. К 6 утра в выходные дни начинали съезжаться продавцы и покупатели со всех направлений. Ул. Донбасская была забита машинами на несколько километров, в две полосы. Люди занимали очередь с вечера пятницы, некоторые ночевали в машинах, чтобы въехать на рынок среди первых и занять лучшие места.

«Доходило до того, что в субботу и воскресенье на перекресток Бакинских Комиссаров и Бульвара Культуры специально приезжали сотрудники ГАИ — и со свистками и жезлами регулировали поток машин», — говорит директор «Белой Башни».

При словосочетании «белая башня» у горожан стали возникать лишь две ассоциации: башня-памятник и авторынок. Тогда-то, по словам г-на Парфенова, и возникла идея изменить формат авторынка. Было ясно, что автомобильное направление следует реорганизовать и построить на площадке автокомплекс со всеми опциями: сервис, салон по продаже подержанных авто и торговый центр с магазинами автотоваров и запчастей. Но сделать все это оказалось не так просто. Разрешительная и техническая документация была получена еще в 2001 г. Тогда же вырыли котлован, начали бетонирование, поставили сваи. Вывели будущий ТЦ до третьего этажа — в виде свай и опор, а после стройка встала. «Грянул кризис 2003 г., потом — 2008-го. Да и видение будущего проекта менялось не один раз», — поясняет Матвей Парфенов.

Акционеры компании «Уралавтошоп», которая владеет «Белой Башней» сегодня, в конце 2009 г. решили привлечь новую команду управленцев, чтобы завершить начатый проект. В первую очередь к работе над концепцией привлекли профессиональную команду консультантов. Они исследовали рынок, покупательские настроения и потребности. Итогом, говорит г-н Парфенов, стала четкая концепция будущего автомолла: «Белая Башня» как центральное автомобильное место города и области», крупный автокомплекс с тремя основными направлениями работы, под единым брендом. Во-первых, автосалон по продаже подержанных автомобилей со всеми сопутствующими услугами (кредитование, обмен, выкуп, страхование, автоломбард, комиссионная продажа). Во-вторых, автосервис со всем спектром ремонтных работ. Третье направление — торговля автотоварами (запчасти, аксессуары, детали тюнинга, масла, расходные материалы, шины, диски, автохимия и т. д.).

«Собственники ориентировались на автоцентр «Москва» — огромный автомолл на 150 тыс. кв. м на Каширском шоссе. Были там не один раз вместе с консалтерами — смотрели, изучали. Много почерпнули, но, разумеется, адаптировали формат под местную специфику. Смотрели и европейские аналоги. Но ключевым фактором нашей новой концепции стала ориентация на специфику региона — на особенности и привычки уральских покупателей», — говорит Матвей Парфенов. Перед глазами был и более близкий пример — грузомолл «Березовский привоз» в Березовском: исторически — такой же авторынок, с клиентами из области.

«Пока в 2010-2013 гг. на «Белой Башне» шла стройка, наш рынок, конечно, работал. Но был некоторый упадок торговли. В это время «Березовский привоз», напротив, набирал обороты. Но в итоге, мы считаем, что сделали все более грамотно: обширные торговые площади, трехэтажный торговый центр на 15 тыс. кв. м. У нас четырнадцать постов сервиса — это много. Торговые площади внутри — с красивыми фасадами, широкие проходы. Шестиметровые коридоры, вентиляция, освещение, система кондиционирования — все профессионально», — перечисляет г-н Парфенов.

Трансформация рынка в автомолл обошлась собственнику в более чем 300 млн руб.

Возведение автомолла началось в 2001 г., но открытие состоялось лишь спустя двенадцать лет - стройка долгое время была заморожена

Единственным опасением при запуске проекта было то, что у покупателей может сработать фактор стереотипов.

«Целевая аудитория прежнего авторынка — покупатели сегментов «эконом» и «эконом плюс». Новый автомолл, по сути, не «бутиковый»: здесь расположены магазины, ориентированные на автолюбителя, которому не по карману покупать новое авто и обслуживаться у официального дилера. Такой автовладелец предпочтет съездить за нужной деталью и установить ее самостоятельно, у себя в гараже или в ближайшем сервисе, — объясняет Матвей Парфенов. — Мы опасались, что часть таких людей не рискнет идти в новый красивый автомолл. Стереотип: раз современно и чисто, значит, все дорого. А если по-простому — в грязи, в пыли, — то дешево. Мы сейчас с этим ошибочным представлением работаем. Впрочем, больших сложностей тут нет».

Ставка на традиции

Основа бизнеса, работа с подержанными автомобилями, осталась неизменной. Так, сейчас на территории автомолла действуют шесть разных автосалонов вторичных продаж. Все они предлагают схожий набор услуг, от выкупа машин до комиссионной продажи. Сохранился и рынок выходного дня: если человек хочет продать автомобиль самостоятельно, без посредников, он может это сделать. Автовладельцы по-прежнему приезжают к Белой Башне в субботу и воскресенье, оплачивают аренду машиноместа и продают. «Формата торговли на таких условиях нет больше нигде», — считает директор «Белой Башни». Рынок выходного дня себя оправдывает: если в будние дни на территории автомолла на продажу выставляется порядка 500 машин, то в выходные — до 1 тыс. авто.

От возникшей было идеи получить дилерство АвтоВАЗа и открыть автосалон по продаже новых машин все же отказались. Выяснилось, что Екатеринбург насыщен подобными дилерскими центрами: конкурировать на чужом поле смысла нет.

«Начинать этот бизнес с нуля только на одном оголтелом «хочу» — большой риск. Да и отказываться от того, что уже есть, — глупо. К моменту окончания стройки авторынку было уже двадцать лет, поэтому нам оказалось просто вести переговоры с будущими арендаторами — говоришь «Белая Башня», и всем сразу все понятно. Это отличный ориентир — и географический, и маркетинговый. Если бы автомолл расположился в другом месте, было бы в разы сложнее», — рассказывает Матвей Парфенов.

Сравнивать автомолл и автоцентры официальных дилеров некорректно, считает он, поскольку концепции не пересекаются: «Дилеры больше занимаются продажей новых машин определенных марок. Они ограничены по ассортименту и количеству авто в каждом салоне. Для вторичного рынка определяющий момент — сумма, которой располагает покупатель. Наши основные покупатели — люди среднего достатка. Их интересуют машины старше трех лет, по цене — до 700 тыс. руб. И в отличие от рынка первичных продаж, на вторичном до 70% автомобилей покупают на свои — без кредитов. Логика такая: нужна машина, но есть, например, только 300 тыс. руб. И покупатель подбирает авто, исходя из этой суммы — тут не до определенной марки и не до выбора цвета».

Еще один важный момент, который предусмотрен в концепции автомолла, — максимально точно просчитать спрос по каждой автомобильной марке, по группам сопутствующих товаров и услуг. Такой подход необходим, чтобы избежать внутренней конкуренции: арендаторы должны извлечь максимальный доход, а не мешать друг другу. Так, магазины в составе автоцентра разделили между собой товары для разных автобрендов, к примеру, есть компания, которая торгует запчастями и расходными материалами для «японок», другие — для машин российских марок и т. д.

«Мы понимаем, что у каждой марки своя емкость, — допустим, из ста машин в области три — это Nissan. Этот расклад соответствует спросу, резко число машин Nissan расти не будет. Поэтому двух магазинов для Nissan нам не нужно — не хватит покупательского потока. И так по всем категориям — автомасла, автохимия, автотюнинг и т. д. Например, товарная категория «автокраски» на сегодня в автомолле представлена в полном объеме. Если прямо сейчас к нам придет компания с чемоданом денег и просьбой «Возьмите нас к себе», мы, скорее всего, откажем. Объясним: если возьмем вас, размоется покупательский поток, спрос не покроет ваших издержек, пострадают и компании, которые уже успешно работают на нашей площадке. Нам это к чему? Успех арендаторов — это наш успех», — убежден г-н Парфенов.

Набрать обороты

Помимо дилерских автоцентров, которые работают по системе trade-in, и формата, выбранного «Белой Башней», вторичные продажи машин в Екатеринбурге пытались развивать сравнительно небольшие компании-посредники. В конце прошлого года одна из них, «АвтоСмайлГрупп», в один момент свернула деятельность, оставив ряд клиентов без машин и денег. Скандал, однако, пошел на пользу рынку.

«Версии разные: кто-то считает, что компания сразу создавалась под аферу, другие — что фирма честная, просто не справилась с кредитной нагрузкой, — комментирует Матвей Парфенов. — Но в любом случае клиенты «АвтоСмайлГрупп», которые отдали свои машины на реализацию, виноваты сами: надо проверять, с кем работаешь. Все хотят простоты, доступности и бесплатности. А узнать, какие тут риски и перспективы, лень. Никто ведь не мешает изучить рынок, посидеть в Интернете, почитать форумы, поспрашивать у опытных людей! Такие истории делают покупателя грамотнее и избирательнее. А участников рынка заставляют становиться гибче, вводить новые опции. От этого выигрывают все».

Ближайшая задача автомолла — довести количество выставленных на продажу автомобилей до 1 000 единиц, притом, что емкость площадки позволяет даже больше: на территории автоцентра можно одновременно разместить до 1,2 тыс. авто. «Если в месяц общие продажи составят порядка 500 авто, то автомолл «Белая Башня» станет тем самым «Центральным автомобильным местом города и области». Стратегическая цель, лидерство на рынке вторичных продаж в границах Уральского региона, предполагает и расширение ассортимента, и рост качества услуг», — говорит директор «Белой Башни».

По данным автомолла, подобных объектов в Екатеринбурге в обозримом будущем не появится. Для открытия автокомплекса такого масштаба нужны земля, инфраструктура, энергомощности, транспортная развязка, удобная для покупателя география. «Такие площадки в городе можно сосчитать по пальцам. И все они уже заняты — в разработке под застройку жилья или других объектов», — резюмирует г-н Парфенов.

Авторы: Екатерина Стихина, Татьяна Апрельская

Фото: ТТЦ "Белая Башня", Игорь Черепанов

Самое читаемое
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.