Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

Как финансы Cвердловской филармонии перестали петь романсы

ЭКСПЕРТЫ Татьяна Бурмистрова - директор фонда развития некоммерческих организаций «Школа НКО» (Москва), консультант по фандрейзингу Александр Колотурский - директор Свердловской государственной ак

ЭКСПЕРТЫ

Татьяна Бурмистрова - директор фонда развития некоммерческих организаций «Школа НКО» (Москва), консультант по фандрейзингу

Александр Колотурский - директор Свердловской государственной академической филармонии

Алла Петрова-Лемачко - заместитель директора филармонии по развитию и работе с благотворителями 

Какой покупатель нужен филармонии?

Как в СГАФ привлекают меценатов?

Чем спонсор отличается от благотворителя?

Сколько благотворителей у филармонии?

 

Свердловская государственная академическая филармония (СГАФ), вероятно, единственное культурное учреждение в Екатеринбурге, которое не жалуется на недостаток средств, а старается зарабатывать их самостоятельно. Расширять источники финансирования удается за счет собственных доходов и денег, полученных в результате фандрейзинга. Последним занимается специальная служба, не имеющая аналогов ни в одном другом учреждении культуры уральской столицы.

*************************************************************************************************************************************************

 Заместитель директора филармонии по развитию и работе с благотворителями Алла Петрова-Лемачко при слове «фандрайзинг»1морщится и поправляет: правильно говорить — «фандрейзинг». Этимология термина, пришедшего к нам из английского языка, таит в себе один нюанс. Fund переводится как «запас», «средства», а вот вторая часть слова в зависимости от произношения меняет значение. Rise («райз») в английском языке означает «резкое увеличение», а raise («рейз») — «приподнимание» и «привлечение». Один звук, а различие принципиальное: деньги в фандрейзинге не текут рекой, а собираются по крупицам.

Г-жа Петрова-Лемачко знает, о чем говорит: служба развития филармонии, которой она руководит, существует уже двенадцать лет, а системным фандрейзингом здесь занимались еще тогда, когда сам термин только-только появился в обиходе российских менеджеров культуры.

Начинали с простого. Идею, что быть попечителем филармонии престижно, возвели в ранг идеологии, для чего сделали два принципиальных стратегических хода: убедили губернатора Эдуарда Росселя стать личным покровителем Уральского академического филармонического оркестра (УАФО) и создали совет попечителей. Последний, отметивший в этом году 10-летие, позволил филармонии получить поддержку самых видных уральских олигархов, превратив симфонические концерты в место регулярных встреч деловой элиты. Сегодня попечители постоянно ходят на концерты, имеют личные абонементы, привлекают к благотворительности своих партнеров по бизнесу. Покровительство губернатора также привело в филармонию меценатов: ставка на менталитет российского бизнеса, склонного жить с оглядкой на мнение властей, оказалась верной. Ощутимые результаты появились в конце

90-х гг.: отреставрировали орган, начал постепенно обновляться парк инструментов, музыканты получили надбавку к зарплате из спонсорских средств. Даже черный 1998 г . филармонию не подкосил. Количество благотворителей осталось прежним, а сумма спонсорских пожертвований снизилась незначительно и ненадолго. По словам Аллы Петровой-Лемачко, сработала система, которую кропотливо выстраивали на протяжении нескольких лет.

Правило первое: дорогому товару искать платежеспособного покупателя

Стратегия развития любого бизнеса подразумевает освоение новых рынков. В филармонии быстро поняли, что главное правило маркетинга актуально и в сфере фандрейзинга: рука дающего, быть может, и не оскудеет, но всякий кошелек имеет дно, а потому таких «дающих рук» должно быть по возможности больше. Новые ресурсы филармония уже несколько лет целенаправленно ищет среди представителей среднего бизнеса. Специально для этой категории меценатов, не входящих в совет попечителей, сейчас создается свой орган, Клуб благотворителей филармонии, со всеми соответствующими атрибутами — оформлением членства, взносами, планированием работы. Об успешном фандрейзинге в новейший период говорят цифры — с каждым годом сумма средств, собранных Свердловской филармонией, несмотря на конкуренцию со стороны других структур, занимающихся фандрейзингом, неизменно увеличивается: в 2004 г . — на 31,7%, в 2005 г . — на 12,5%. При этом доля спонсорской помощи в общем потоке денежных поступлений снижается (см. «Статистику» на стр. 36). Впрочем, парадокс легко объясняется: совокупный доход филармонии благодаря всем источникам финансирования за два года вырос почти вдвое. «Произошло это в значительной степени потому, что мы приложили усилия для увеличения бюджетного финансирования оркестра со стороны областных властей и наших попечителей. Доходы от концертной и арендной деятельности тоже выросли. Поэтому доля благотворительных средств в совокупном доходе вместо прежних 23% составила в прошлом году лишь 18%», — поясняет Алла Петрова-Лемачко.

Существующая в СГАФ схема финансирования напоминает гибрид двух моделей — американской и европейской. Первая предполагает мизерное бюджетное финансирование (не более 10%) и функционирование в основном за счет собственных доходов и средств благотворителей. Вторая предусматривает государственную поддержку в размере от 40 до 60% от общей суммы денежных вливаний. Свердловская же филармония, ориентируясь на американский опыт как в сфере фандрейзинга, так и в работе со слушателем, от бюджетной поддержки отказываться не спешит.

«Американская пропорция в чистом виде — 10-45-45 (бюджет — доходы — спонсорская помощь) — для России нежизнеспособна, — уверена г-жа Петрова-Лемачко. — Без серьезного бюджетного финансирования мы, к сожалению, в современных условиях не проживем. У нас дорогой товар — хороший музыкант не может стоить дешево — и две категории покупателей, которые пока не могут обеспечить нам соответствующий уровень доходов. Первая — интеллигенция, которая всю жизнь ходит в филармонию, у нее есть потребность в нашем продукте, но нет достаточно средств. Вторая — большой слой людей, у которых много денег, но нет потребности в высоком искусстве. И к нам такие люди не ходят не потому, что они противники филармонического жанра, а потому, что, во-первых, им некогда, а во-вторых, эту потребность в них попросту не воспитали. Это один из горьких плодов постсоветского периода. В нашем детстве классическая музыка не звучала разве что только из утюга. Вместо рекламных пауз на телевидении играл какой-нибудь пианист или скрипач. Я уже не говорю о радио. А для представителей нынешнего поколения, если их родители не водили в филармонию или в музыкальную школу, классическая музыка так и осталась неизвестна. Этим мы отличаемся от Запада, где пользоваться филармоническим абонементом считается правилом хорошего тона. Наша задача здесь прозаична — раскрыть наш жанр для этого огромного круга людей, доказать, что наше искусство может быть им интересно и полезно. А в итоге — найти нашему дорогому товару платежеспособного покупателя».

В филармонии утверждают, что создали систему, при которой продвижение товара и фандрейзинг — две стороны одной медали. Здесь убеждены: состоятельный человек — это не просто покупатель дорогих билетов, а потенциальный меценат. Чем больше он проникнется высоким искусством, тем охотнее будет спонсировать это искусство.

Для состоятельной, но незнакомой с классической музыкой публики в филармонии придумали новые формы общения — концерты за столиками, где под легкое вино гостям предлагают музыкальный коктейль из классических произведений и популярных песен. Репертуар Уральского филармонического оркестра пополнился хитами групп ABBA и The Beatles, а в прошлом сезоне открылся специальный абонемент «Светский музыкальный клуб», где далеких от симфонического жанра слушателей знакомят с лучшими образцами известной классики.

«С одной стороны, мы очень деликатно пытаемся раскрыть нашим меценатам область классической музыки, показать, что это не страшно и не скучно и несет в себе огромный положительный эмоциональный заряд. Мы никогда не позовем неподготовленного человека на симфонию Шостаковича или Малера. Чтобы он заболел после этого концерта и потом обходил нас за километр? — смеется г-жа Петрова-Лемачко. — Для «Светского музыкального клуба» программы выбираются таким образом, чтобы они не вызывали отторжения у неискушенной публики. С другой стороны, мы стараемся показать людям, что их благотворительное участие в поддержке классического искусства может дать им огромное моральное удовлетворение, а также в какой-то степени изменить их социальный статус, расширить возможности деловых контактов».

Правило второе: не раздаривать доходы

Специальной структуры, которая бы профессионально привлекала средства, нет ни в одной российской филармонии, а из отечественных оркестров, по словам ­Александра Колотурского, директора СГАФ, системной работой с благотворителями занимаются единицы. В первую очередь это Российский национальный оркестр под управлением Михаила ­Плетнева (в бюджете оркестра только заработанные и благотворительные средства), а также Российский национальный филармонический оркестр под управлением Владимира Спивакова и оркестр Мариинского театра под руководством Валерия ­Гергиева. Все эти коллективы входят в пятерку лучших симфонических оркестров страны, как и Уральский академический филармонический оркестр.

Служба, возглавляемая Аллой Петровой-Лемачко, вместе с руководителем состоит из четырех человек и имеет годовую плановую сумму, которую устанавливает финансовый отдел исходя из предполагаемых расходов филармонии. На основе этой суммы составляется план работы службы на сезон: где кульминационные точки, на чем сделать упор, при помощи каких проектов можно подтянуть новых спонсоров. Разрабатываются специальные спонсорские пакеты. В начале этого года, например, служба сделала рассылку: рассказала о десяти проектах филармонии, требующих спонсорской поддержки, — фестивалях, выступлениях звезд, концертах по абонементам. Предложили партнерам: друзья, выберите свое место. Кому-то приятнее поставить имя компании рядом с джазовыми музыкантами, а кому-то ближе фортепианная музыка или орган.

Другая составляющая системы фандрейзинга в Свердловской филармонии — постоянное взаимодействие с уже существующей когортой благотворителей. Им регулярно рассылают информацию о событиях текущего сезона, рекомендуют программы в зависимости от индивидуальных предпочтений, бронируют лучшие места, два-три раза в год устраивают специальные мероприятия только для благотворителей — балы и эксклюзивные концерты. Таким образом, меценату, однажды попавшему в зону притяжения филармонии, уже не так-то просто выйти из ее орбиты.

При этом в стенах заведения действует негласное правило: никаких бесплатных приглашений на концерты. «Я знаю, что многие учреждения культуры их пачками раздают — в правительство, в администрацию, удобным людям и так далее, — говорит г-жа Петрова-Лемачко. — У нас все покупают билеты, даже губернатор. Бесплатные пригласительные — только в виде исключения. Тем самым мы показываем партнерам: у нас все спланировано, и наши доходы тоже. Иначе получится абсурд: мы просим благотворительные средства и одновременно раздариваем билеты, от которых могли бы получать доход. Руководители старой закалки, случается, не понимают такой позиции, а молодое поколение, наоборот, считает ниже своего достоинства ходить на концерты бесплатно».

Правило третье: спонсоров превращать в благотворителей

Меценаты, как известно, бывают двух видов — благотворители и спонсоры. Первые оказывают помощь безвозмездно, вторые поддерживают благое начинание в обмен на собственную выгоду. У Свердловской филармонии и тех и других поровну. Однако, по словам Аллы Петровой-Лемачко, спонсорство в последнее время начинает преобладать над благотворительностью. Новые партнеры, прежде чем согласиться на финансовую поддержку, все чаще интересуются рекламной кампанией проектов, четко обозначают, в каком качестве и в каких СМИ они хотели бы появиться. Г-жа Петрова-Лемачко связывает это с укоренением в России западной модели бизнеса, которая рассматривает спонсорство как внутреннюю потребность любой успешной фирмы. «На Западе все просто: если ты не спонсор чего-либо — партнеры могут подумать, что у тебя проблемы с бизнесом, — комментирует она. — Иными словами, у тебя должны быть дополнительные средства, при помощи которых ты станешь демонстрировать свое лояльное отношение к социуму. Конечно, благотворительность на Западе из-за значительных налоговых льгот тоже развита. В нашей стране льгот за нее нет, поэтому многие организации вынуждены закладывать благотворительные средства в спонсорские, т. е., по сути, в рекламные бюджеты. Мы это прекрасно понимаем и тем не менее стараемся перестроить психологию людей. Рано или поздно человек, попавший в круг наших попечителей, начинает ощущать себя членом элитного клуба, для которого благотворительная деятельность как таковая становится важнее рекламных бюджетов и промоушена».

В филармонии отмечают, что меценатство в Екатеринбурге переходит на цивилизованный уровень. Многие фирмы уже при формировании бюджетов закладывают определенную долю средств именно на спонсорство и благотворительность, чего еще пять-шесть лет назад практически не было. «В некоторых учреждениях созданы целые службы, которые определяют спонсорские направления и отслеживают проекты, требующие спонсорской поддер­жки. Ведь понятно, что пивная компания не заинтересована помогать филармоническому залу — для нее актуальны рок-фестивали и концерты. А, к примеру, коньяк Hennessey — это вполне филармонический «формат»: целевая аудитория у нас совпадает», — отмечает г-жа Петрова-Лемачко.

Правило четвертое: знать, у кого просить

Благотворительная политика — дело тонкое. Свердловская филармония на своем опыте знает: одни компании предпочитают быть крупными системными спонсорами конкретного, но заметного учреждения или проекта. Другие педантично делят благотворительный пирог между несколькими фандрейзерами. По мнению Аллы Петровой-Лемачко, на благотворительную политику фирмы могут влиять разные факторы: стремление работать на конкретную или, наоборот, на самую широкую аудиторию, личные пристрастия руководителя, а то и вовсе желание поставить галочку в графе «Благотворительность», затратив минимум усилий для планирования благотворительного бюджета. К примеру, генеральный спонсор Свердловской филармонии — ОАО «Объединенные машиностроительные заводы — Уралмашзавод» — только в прошлом году пожертвовал на классическое искусство свыше 10 млн руб. Выгоду получают и те и другие: филармония — постоянного и надежного патрона, а Уралмашзавод — повод отказывать всем остальным просителям.

Совсем иная политика у СКБ-банка. Будучи одним из главных попечителей Свердловской филармонии, он в то же время финансирует отдельные проекты Свердловского театра музкомедии и Союза писателей России, а также оказывает спонсорскую помощь в проведении футбольных турниров, детских праздников и конкурсов. «В свое время у нас было серьезное недопонимание на этой почве. Но затем мы поняли: у банка круг вкладчиков не ограничен любителями филармонического искусства. Поэтому он заинтересован в разных жанрах и разных целевых аудиториях. Бизнес есть бизнес», — констатирует г-жа Петрова-Лемачко.

Другой случай — с ООО УК «Уралэнергострой». У его генерального директора ­Виктора Суруды фандрейзеры со стажем вряд ли пойдут просить деньги, поскольку уже знают: из всех видов искусства Суруда выделяет оперу, а из всех учреждений культуры Екатеринбурга, нуждающихся в благотворительных средствах, предпочтение отдает соответственно Театру оперы и балета. «Крупные компании, готовые к системной спонсорской поддержке, так или иначе уже поделены между несколькими фандрейзинговыми структурами, — утверждает Алла Петрова-Лемачко. — Опытный фандрейзер и сам не сунется с глобальными проектами к генеральному спонсору своих конкурентов. Здесь уже действует не только здравый смысл, но и негласная договоренность».

С другой стороны, работа с постоянными крупными спонсорами таит в себе одну опасность. В этом отношении показателен пример Екатеринбургского театра оперы и балета. «У них попечительский совет фактически держался на двух фигурах — президенте Уральского финансового холдинга Олеге Гусеве и Викторе Суруде. Поэтому не исключено, что проблемы у театра начались в том числе и из-за изменения в отношениях между главными благотворителями и менеджментом Оперного. У нас тоже есть главный генеральный спонсор — Уралмашзавод, и, уйди он, ситуация, конечно, будет тяжелая. Но не критическая. Потому что мы поняли: в дополнение к основным спонсорским потокам необходимо иметь множество второстепенных, более мелких источников, которые бы в экстремальной ситуации не дали пересохнуть совсем. У филармонии сегодня свыше 80 компаний-благотворителей. В этом залог успешного фандрейзинга и стабильного развития». 

Текст: Елена Жолобова. dk@apress.ru

1Фандрейзинг (фандрайзинг) — поиск или сбор спонсорских средств для осуществления социально значимых проектов, программ и акций или поддержки социально значимых институтов.

МНЕНИЕ

Чтобы добиться успеха, научитесь предъявлять себя спонсорам

Татьяна Бурмистрова - директор фонда развития некоммерческих организаций «Школа НКО» (Москва), консультант по фандрейзингу:

— Фандрейзинг пришел в Россию вместе с некоммерческими организациями (НКО), бурное развитие которых началось в 1996 г. Первоначально подавляющее число НКО существовали на гранты, полученные от зарубежных фондов. Но в 2001 г. иностранные благотворители один за другим ушли, посчитав, что гражданское общество в России уже построено и в стране достаточно богатых людей, которые могут самостоятельно поддерживать культурные и образовательные проекты. Наступил второй этап благотворительности — эпоха корпоративной филантропии. Соответственно изменился и характер фандрейзинга. Привыкшие к грантам, многие специалисты попросту не знали, как работать с корпоративными донорами: как просить о финансовой помощи, чем заинтересовывать, как проводить пожертвования через бухгалтерию. Насколько мне известно, Свердловская филармония в своем секторе эффективнее всех сотрудничает с благотворителями. В этом отношении ей несколько проще, чем многим некоммерческим организациям: результаты ее деятельности очевидны — концертные проекты, покупка новых инструментов, увеличение зарплат. А вот фондам, которые занимаются, скажем, борьбой с туберкулезом или с раком груди, благотворителей найти сложнее, так как доноры, не видя отдачи, не всегда понимают, на что пойдут их деньги. Решить эту проблему удается только с помощью отчетов, позволяющих сделать деятельность НКО максимально прозрачной. У культурных учреждений другая проблема — многие из них просто не умеют предъявить себя спонсорам, считая, что они и сами по себе хороши и должны получать пожертвования исходя лишь из факта своего существования. Те, кто так не считает, в итоге и добиваются успеха.

ЦИТАТА
«Наша задача прозаична — раскрыть филармонический жанр для тех, кому он неизвестен, а в конечном счете найти нашему дорогому товару платежеспособного покупателя», — говорит Алла Петрова-Лемачко.

У нас все покупают билеты, даже губернатор. Бесплатные пригласительные — только в виде исключения. Тем самым мы показываем партнерам: у нас все спланировано, и наши доходы тоже.

Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.