Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Как инфоцыгане оставляют молодежь в долгах и мешают реальному бизнесу — Дмитрий Лихачев

«Насмотревшись инстаграма, все хотят купить не бизнес, а танцы с бубном. Хотят, чтобы их свозили в Дубаи, заказали Элджея, чтобы получилась большая тусовка, а они бы повыкладывали фоточки в соцсети».

Основатель группы компаний Lihmer Дмитрий Лихачев начал строить карьеру в 15 лет: сначала сконцентрировался на общественно-политической деятельности — был помощником депутата районного уровня, затем депутата гордумы Екатеринбурга, постепенно дорос до помощника главы города, помощника депутата Государственной думы РФ, а после выполнял поручения вице-премьера РФ. Одно время Лихачев также возглавлял Общественную молодежную палату Екатеринбурга, был участником предпринимательских сообществ города. Параллельно пробовал себя в бизнесе — в политической сфере был занят на общественных началах, так что такая возможность была. А когда обзавелся семьей, решил полностью сосредоточиться на предпринимательстве — инвестировал в недвижимость, коммерческую и жилую, с прицелом на сдачу площадей в аренду под магазины крупным сетям и под организацию апарт-отеля.   

Необходимость обустраивать помещения натолкнула бизнесмена на идею совсем другого стартапа: выяснилось, что компании, занимающиеся ремонтами квартир и офисов в Екатеринбурге, не могут предоставить клиентам элементарного сервиса — даже крупные игроки. 

Я привлекал к работе не просто ноунейм фирмы, а пользовался своими связями, на объекты заходили лидеры рынка. В итоге: открываешь кухонный шкаф, там шурупы криво закручены. Кухню в одном из номеров апарт-отеля мне переделывали пять раз. Приезжал собственник, негодовал. Я его спросил: «Если бы я был твоим родственником, ты бы мне так же сделал?». Говорит — нет. Я: «Ты что, в убыток сработал? Я что, бесплатно тебя попросил сделать заказ?». Нет, отвечает. На другом объекте я тыкал носом бригадира в массу недоработок. Особенно запомнилось то, что гофра, соединяющая унитаз с канализацией, при установке была направлена вверх. А не вниз, как должно быть. Я — клиент, занятый своим бизнесом, у меня нет времени, чтобы жить на стройке. Я заплатил за услугу и хочу получить сервис, сроки и качество. Оказалось, что это невозможно, причем не только в Екатеринбурге — во всей стране нет единого оператора по ремонту квартир, который бы предоставлял высококачественный сервис под ключ. Я решил развиваться в этом направлении, — рассказывает Дмитрий Лихачев. 

В итоге он основал ГК Lihmer, которая стала заниматься ремонтами в новостройках Екатеринбурга. Плюсом бизнесмен заключил договоры с крупными мебельными компаниями — чтобы клиенты могли комплектовать квартиры со скидками. То же с другими подрядчиками: окна, двери и др. Партнерские отношения есть и со страховыми компаниями, и с банками, говорит Лихачев: клиенты могут платить за ремонт в рассрочку либо взять кредит. Также финструктуры привлекают, когда человек хочет гарантии: работы он оплачивает по договору, переводя деньги на реквизиты банка, но финучреждение не перечисляет всю сумму в Lihmer сразу — только после того, как подписан акт приемки объекта.   

Масштабировать бизнес Дмитрий Лихачев решил посредством продажи франшиз — по аналогии с крупным игроком рынка недвижимости, риелторской компанией «Этажи». Ставку сделал на молодых ребят в возрасте от 25 до 33 лет, которые либо еще не имели своего бизнеса, и хотят попробовать себя в этом, либо уже занимались предпринимательством, но не слишком успешно. Также среди потенциальных франчайзи — предприниматели, которые хотят добавить себе дополнительное направление деятельности. Всем им Лихачев предлагает обучение продажам и нюансам стройки — не технологиям и мастерству укладки плитки, а пониманию рынка и навыкам коммуникации и продаж. Плюс обучение единым стандартам качества, принятым в компании. Бонусом франчайзи получают правильное окружение заряженных на успех энергичных предпринимателей и проработку мышления — чтобы позволить себе думать масштабно и выйти на новый уровень жизни.  

В первый же месяц, рассказывает Лихачев, в Lihmer поступило больше сотни заявок от потенциальных покупателей франшизы, однако бизнесмена ждал сюрприз: его целевая аудитория — молодые парни, желающие зайти в бизнес — требовали слетов в Дубаи, приглашенных звезд и фотографий лидера компании на новой Ламборджини. 

Дмитрий Лихачев откровенно рассказывает в колонке на DK.RU о том, как реальным бизнесменам бороться с инфоцыганами, заполонившими соцсети и мозги молодежи. И предостерегает начинающих предпринимателей от красивой мишуры в инстаграме.  

Дмитрий Лихачев, основатель группы компаний Lihmer:

— Когда я запустил продажу франшиз, за месяц нам поступило больше 120 заявок. Звонят, интересуются, что мы предлагаем. Объясняю: мы в вас вкладываемся, вы проходите обучение. Затем подключаем вас к нашей CRM-системе, вы начинаете брать объекты и платите управляющей компании процент. Чем у вас больше выручки, тем больше растет УК. Рынок в деньгах огромный, если мы запустим даже 1 тыс. франчайзи, то не закроем и 5% рынка.

«Понятно, — говорят. — А мы куда-нибудь полетим?». В Екатеринбург, говорю, в центральный офис. Здесь будет обучение, выезд на реальные объекты — будем смотреть квартиры в новостройках эконом-класса. «А где Дубаи? — спрашивают, — Где развлечения?».     

Поначалу я очень удивлялся и не понимал, какие развлечения нужны. Мне пришлось погрузиться в тему и серьезно все проанализировать. Оказалось, в инстаграме есть масса аккаунтов разнообразных продавцов франшиз и каких-то бизнес-вдохновителей, которые формируют взгляды молодежи, диктуют им определенный образ жизни и полностью владеют их умами. Всевозможные косенки (Сергей Косенко, инстаблогер, предлагающий франшизы вязаных носков, пледов с рукавами, свитеров с оленями и др. — прим. ред.) и портнягины (Дмитрий Портнягин, основатель канала на YouTube по бизнес-тематике, — прим. ред.) приучили пользователей соцсетей к красивой картинке. В итоге: парни насмотрятся сторис, где им рекомендовали бизнес — кофейню по франшизе. И кидаются туда: «Дима сказал, это круто!». Через неделю Дима рекомендует уже что-то совсем другое, и они опять бегут. Я не против Портнягина, он создал с нуля успешный канал, но выполняет он только одну миссию: вдохновляет, выступая наподобие Тони Роббинса. И хорошо, пускай — он несет такую пользу. Но молодые парни этого не понимают, не видят, что за франшизами, которые он рекомендует, нет реального бизнеса — только упаковка. 

Насмотревшись инстаграма, все хотят купить не бизнес, а танцы с бубном. Хотят, чтобы их свозили в Дубаи, заказали Элджея, чтобы получилась большая тусовка, а они бы повыкладывали фоточки в соцсети. И все это под соусом: «Мы семья осознанных предпринимателей!». Вот что сейчас модно. Стоит удовольствие около 1 млн руб. — в сумму входит цена франшизы и путешествие. Представляете, какой эффект производит такой вояж на парня из, скажем, Каменск-Уральского, который вообще впервые куда-то полетел на самолете, да еще и сразу в ОАЭ! Конечно, у него эмоции зашкаливают, он зарядился энергетикой! Но что будет в сухом остатке? Что у него останется после покупки такой франшизы и прохождения «обучения» на выезде? Через месяц никто не поинтересуется, расплатился ли он за кредит, да его даже не спросят, как дела. Тусовка кончилась, в остатке — долги и проблемы. 

Сегодня все хотят купить волшебную таблетку и ничего не делать. Ведь, как модно сейчас говорить: бизнес XXI века — это свобода. Инфоцыгане, ведущие аккаунты в соцсетях, именно это и пропагандируют — весь инстаграм заполнен этой ерундой. У них на фотографиях и в сторис не бизнес, а сплошное тревел-блогерство: поездки, моря, дорогие тачки.

Молодежь принимает эту иллюзию за чистую монету, они думают, что франшиза — это та самая волшебная таблетка. Они верят в сказку, сидя у себя в Каменске: видят фотки, на которых 50 человек съездили в Дубаи, думают: «Вот. У них же все получилось». И насмотревшись красивых сторис, где блогер сидит за рулем Ламборджини и кричит, что получает по 4-5 млн руб. в месяц, тоже хотят таких заработков — после своих 30-50 тыс. руб. зарплаты. Ставят себе цель: миллион. И рвут штаны. Они же идут на махинации, на криминал, делают ставки в букмекерских конторах. И не понимают, что на пути к миллиону нужно составить дорожную карту, поэтапно все спланировать: сначала поднять свой заработок до 100 тыс. руб., затем до 200 тыс. и так далее, шаг за шагом. Но ребята хотят прыгнуть сразу со второй ступени на десятую.

Многие сегодня явно перепутали конец с началом. Недавно меня пригласили в качестве эксперта в проект «#startup_reality. Твой ключ от бизнеса», который реализуется по инициативе главы Русской медной компании Игоря Алтушкина. Его цель — поддержать перспективные стартапы при помощи финансовых грантов. И в ходе презентаций заявок выяснилось, что многим участникам не хватает финансовой грамотности. У них есть идея, но они очень условно себе представляют, какие нужны реальные расходы. Например, одна команда просила 5 млн руб. на стартап по производству таблеток для посудомоечных машин. Хотим, говорят, закупить оборудование, снять офис, стать директорами собственного производства. Заняли деньги, взяли кредиты, вышли в торговые сети со своим товаром, а им там говорят: «Вы кто такие? Сколько заплатите за полку?». Они: «А что, за полку надо платить?».

Я им сказал: сядьте, обзвоните сто магазинов, прошерстите все сайты с аналогичным товаром. Может быть, вообще окажется, что выгоднее не производить таблетки здесь, а закупать большие партии на Alibaba, перефасовывать и предлагать сетям под их торговой маркой. Вот тогда с вами будут работать. А они начинают с конца — с офиса и должности на визитках. 

Более того, многие, напокупав франшиз, бегут тратить первые деньги и покупают пассивы. «Хочу мерседес «ешку!», — говорит такой франчайзи, и несется в автосалон, где берет кредитное авто. Конечно, ребята в инстаграме же все на дорогих тачках. И франчайзи горд собой страшно! А чем гордиться, если у тебя за твою «ешку» месячный платеж 300 тысяч? Ты где деньги-то брать будешь? Эту игрушку еще надо обслуживать. Мне просто жаль этих ребят. 

Ну, хорошо, ты держи в голове этот «Мерседес», но сначала поднимись на ступень выше, а уже потом катайся по автосалонам. Вложись, к примеру, в однушку в новостройке на стадии котлована. К моменту сдачи она вырастет в цене, и ты всегда сможешь сдать ее в аренду — на хлеб хватит в самые сложные годы. А вас, дураков, заставляют пассивы покупать…

Молодежь приучили к показному и безудержному потреблению ради потребления, у нее совсем нет моральных и нравственных ориентиров. Если можно так выразиться, они думают только о теле, но не о душе. И не понимают, что блогеры на самом деле ничего не производят, не платят налоги, и что без инстаграма они — никто.

А реальный бизнес — это работа, много работы. И фоточки не с морей, а из офиса, где ты сидишь до пяти утра — потому что в компании стратегическая сессия. И за спиной у тебя не пальмы, а флипчарт, на котором живого места нет от расчетов.   

Буду объективен: реальные франшизы в инстаграме есть. Например, Стас Рублев, который был простым аниматором, часто оказывался вообще без денег, но построил компанию и создал реальный бизнес: купил права и запустил квест-румы «Форт Боярд», «Золотая лихорадка» и «Джуманджи», основанные на известных играх. Но большинство франшиз — инстаграмные конфеты в блестящей упаковке, купив которые молодежь остается в долгах. И реальный бизнес с настоящими франшизами сталкивается с этим инфоцыганством, попадает в «солянку». А отделить одно от другого очень сложно.

Получается, что я хочу построить нормальный бизнес с четким продуктом, вкладываюсь, чтобы сделать ИТ-систему, дать качество. Я прошел все проверки, прежде чем заключать контракты с партнерами-федералами. А от меня, по сути, хотят, чтобы я купил Ламборджини и наделал фоток за рулем.

А еще — фоток из бизнес-класса, сторис на фоне пальм и из автосалона с новой крутой тачкой. Да я и так летаю бизнес-классом, мне не нужно это снимать. Я уже пришел с дорогой тачкой. И не понимаю, зачем эта показуха.

Так что нам приходится отсеивать тех, кто думает, будто мы продаем волшебную таблетку. Раз уж мы попали в эту бурю инфоцыганства, нужно тратить дополнительные силы на то, чтобы доказать, что у нас настоящий продукт, и мы можем помочь франчайзи дать результаты. У нас тоже будут бубны с танцами — тимбилдинг, как это на самом деле называется. И стресс-сессии — за границей, на морях. Но только когда мы получим реальные результаты. Только так все нормальные компании и делают. 

Как инфоцыгане оставляют молодежь в долгах и мешают реальному бизнесу — Дмитрий Лихачев 1
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.