Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Как компании заставляют нас есть много вредной еды

Ежегодно магазины во всем мире продают продуктов на $4 трлн. Игроки этого рынка, одного из самых больших и главных, стараются манипулировать вкусами потребителей, извлекая всё большую выгоду.

Самые большие возможности в этой бесконечной борьбе за покупателя имеют ритейлеры: 15 самых крупных сетей супермаркетов продают в своих торговых точках 30% всех продуктов. Как устроена современная индустрия еды?

Более 80% всех продуктов - это переработанная еда

Такой вывод сделали эксперты Федерации американских обществ экспериментальной биологии: они исследовали рацион питания граждан США за 12-летний период и выяснили, что 61% купленных продуктов — это сильно переработанная еда, в которой много жира, сахара и соли. Самые типичные примеры из этой категории, пишет «Секрет фирмы», — наггетсы, сосиски, торты, чипсы: потребители отдают им предпочтение потому, что эти продукты легки в употреблении. Эти продукты занимают 73,3% в общем количестве совершаемых покупок.

«Нужно понимать, что обработанная пища — это не только бисквиты Twinkies и Coca-Cola, это широкий спектр продуктов». Но сильно обработанные продукты, по её словам, могут стать причиной ожирения или диабета. Также они могут влиять на пищевые привычки людей и вести к перееданию или пропуску приёмов пищи», - уточняет один из авторов исследования Дженнифер Поти, добавляя, что значительная часть переработанной еды не вредна для здоровья.

Люди едят все больше сладостей

Ежедневный рацион людей в первом десятилетии XXI века увеличился, утверждает профессор Калифорнийского университета Роберт Люстиг: на 300 ккал для женщин, 200 ккал для мужчин и на 130 ккал для детей. Этот рост на 90% произошел за счет углеводов — фруктозы, глюкозы и сахарозы, которые все чаще используются для усиления вкуса обработанных продуктов.

«Потребитель хочет получать одинаковый результат при посещении предприятий быстрого питания вне зависимости от сезона, месторасположения и любых других факторов. Чтобы удовлетворить эту потребность, а также в целях снижения издержек производители переходят на сильно обработанные ингредиенты и для получения конкретного вкуса используют заменители и усилители вкуса», — объясняет основательница сервиса доставки еды Elementaree Ольга Зиновьева.

Люди любят сладкое, потому что его вкус вызывает приятные ощущения. Производители безалкогольных напитков добавляют в свою продукцию сахар, чтобы скрыть вкус соли: ее они, в свою очередь, добавляют в напитки для вызова жажды. К примеру, в одной банке Coca-Cola — 55 мг соли. Примерно столько же содержится в куске пиццы.

Покупать энергетические продукты стало выгодно

Продукты, удовлетворяющие потребность человека в энергии, но не дающие ему полезных питательных веществ, за последних два года подешевели почти на 2%, утверждают исследователи Вашингтонского университета. Корзина продуктов, дающих потребителю не только энергию, но и необходимые питательные вещества, обойдется на 20% дороже. Иными словами, есть здоровую пищу сегодня невыгодно.

«Не только вредные продукты дешевеют, полезная пища становится всё дороже и дороже. Овощи и фрукты могут стать предметами роскоши», — говорит автор упомянутого исследования Адам Древновски.

Треть продуктов мы выбрасываем

Ежегодно теряется или выбрасывается 1,3 млрд тонн продуктов питания, свидетельствуют данные Продовольственной и сельскохозяйственной организации объединённых наций. В пересчете на одного жителя Европы и Северной Америки это 95–115 кг в год. Для сравнения: в Африке и Южной Азии выбрасывается только 6–11 кг еды на человека. В России этот показатель составляет в среднем 30–35%, в США - около 40%.

Специалисты World Resource Institute подсчитали, что сэкономить 1,314 трлн ккал было бы возможно, если бы количество выброшенной еды снизилось хотя бы вдвое. 1,314 трлн ккал - это 22% от тех 6000 трлн ккал, которые требуются населению всего мира ежегодно.

По мнению исследователей, уменьшение количества выброшенной еды является залогом достижения «устойчивого пищевого будущего».

Из-за поставщиков конечная цена продукта возрастает на 100%

Пока продукт доберется до потребителя, он пройдет как минимум четыре этапа:  транспортировку, переработку, упаковку, логистику и т.д. Эта цепочка увеличивает цену продукции на 40-100%, отмечают исследователи Elementaree. При этом время, которое продукты проводят на складе, прежде чем быть проданными, увеличивается с одной недели до полугода.

«Распространение концепции супермаркетов — больших универсальных магазинов, в которых круглый год можно купить один и тот же набор продуктов, — привело к ужесточению требований к ассортименту со стороны потребителей. Производителей и распространителей этот факт вынудил жертвовать питательными качествами продуктов в пользу увеличения сроков хранения и постоянной доступности ассортимента», — объясняет Ольга Зиновьева.

Один из примеров того, как продукты теряют свои полезные свойства, — яблоки. Без обработки они могут храниться 2-4 недели, а в противном случае срок их хранения достигает 9-12 месяцев. При этом за год в яблоке не остается полифенолов, которые, как известно, помогают организму человека бороться с раком.

Эксперты советуют по возможности сокращать цепочки поставок и покупать продукты на фермерских рынках и в магазинах, которые напрямую связывают производителя и потребителя.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.