Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Как МОБИОНИКА отказалась от платежей

Спустя пять лет развития на Урале сети платежных терминалов братья Константиновы решили отказаться от приема платежей и сосредоточиться на производстве и продаже терминалов самобслуживания.

 
Совладелец группы компаний МОБИОНИКА Игорь Константинов объясняет уход с рынка неинтересными условиями конкуренции и падением рентабельности. Он ставит на интерактивные информационные киоски, работу с банками и техническое перевооружение.

Владельцы группы компаний МОБИОНИКА братья Игорь и Алексей Константиновы стали развивать терминальный бизнес в Екатеринбурге одними из первых, в 2006 г. За плечами у них был опыт работы в сотовом ритейле. В начале 2000-х гг. «положить деньги на счет» можно было, только купив карту номиналом 300, 500 и 1000 руб., но абоненты требовали большей гибкости. «Карты минимального номинала в точках продаж быстро заканчивались, люди были недовольны. Это подтолкнуло нас к внедрению системы электронных платежей — от 10 руб.», — вспоминает Игорь Константинов. Сначала деньги от абонентов принимали в салонах сотовой связи. У братьев была сеть «Центр сотовой связи», которая в конце 90-х гг. принимала платежи всех операторов Екатеринбурга: кассир вручную вводил номер мобильника, отбивал чек. Параллельно внедряли технологию автоматизации: братья стали заниматься производством и продажей платежных терминалов, формировать партнерскую — суб­агентскую — сеть, развив ее к началу 2010 г. до 1,5 тыс. точек. Функции платежной системы выполняла федеральная компания «Объединенные системы мобильных платежей» (ОСМП, развивается под брендом QIWI). «Все это время мы работали только с ОСМП. Не было привычки менять деловых партнеров», — говорит Игорь Константинов.

Со временем в терминалах стало возможным оплачивать не только связь, но и другие услуги. В список операторов добавились интернет-провайдеры, компании сферы ЖКХ, серверы электронных денег, а в последнее время стали появляться банки (оплата кредитов), госструктуры (штрафы ГИБДД, госпошлины), благотворительные фонды. В перспективе их состав может пополниться страховыми компаниями (оплата страховых взносов) и др., считает г-н Константинов.

В 2009 г., чтобы избежать стагнации, братья Константиновы начали придумывать новые идеи. Революционным решением им показались информационные киоски — полноценные интерактивные информаторы (наподобие городских справочных терминалов), через которые можно получить доступ к любым данным, а заодно и оплатить ряд услуг. Такие устройства могли стать навигаторами по торговым центрам, промоутерами и консультантами в магазинах, обслуживать компании по доставке еды и т. д. — функционал определял заказчик. Но, по словам Игоря Константинова, вопреки ожиданиям, массового спроса на информационные киоски не последовало.

Как продать 1500 терминалов

В последние годы владельцам терминалов нелегко, отмечает Игорь Константинов. Во-первых, «очень долго и тяжело» вступал в силу Федеральный закон № 103 «О деятельности по приему платежей физлиц, осуществляемой платежными агентами», который обязал оборудовать все терминалы фискальными регистраторами. Г-н Константинов: «У некоторых компаний количество устройств в сети доходило до 400 шт. А фискализация требует потратить около 30 тыс. руб. на устройство. Представляете, какие затраты возникали?»
Одновременно крупные платежные сис­темы сократили вознаграждение для агентов в разы. «Раньше они платили нам до 3% с каждого чека. Тогда человек, оплачивая 100 руб., их же и получал на свой лицевой счет. Потом вознаграждения упали до 0,15%», — рассказывает Игорь Константинов. Комиссии, взимаемые в терминалах с клиентов, тут же выросли.
Во-вторых, к бизнесу стали приклеиваться сомнительные игроки, а иногда и просто мошенники. Г-н Константинов: «Пришли предприниматели в спортивных штанах с лампасами и просто начали ставить свои терминалы. С одной лишь целью — получить доступ к наличности и продавать ее «обнальщикам». Разумеется, их никогда не волновали ни ставки вознаграждения платежных систем, ни собственные комиссии, без которых невозможно развивать бизнес, — доходы они получали от продажи налички». Такие терминалы не стоят на учете в налоговой или оформлены на несуществующие организации. По состоянию на 2010 г., на 20 игроков в каждом городе-миллионнике приходится только 3-4 зарегистрированных в ГНИ участника — приводит статистику Игорь Константинов.

Сбросив комиссию за платежи до нуля и получив клиентов, нелегалы взвинтили и стоимость аренды. «Приходят в торговый центр или магазин и предлагают: «Сколько вам платил предыдущий арендатор? Пять тысяч? Я буду платить семь». В итоге стоимость привлекательных мест в Екатеринбурге возросла до 15-20 тыс. руб., 10 из которых — зачастую в конверте. Учитывая, что доход с одного хорошего терминала в месяц в среднем 20 тыс. руб., но есть и такие места, где прибыль не более 5 тыс. А ведь для всех терминалов нужно содержать штат сотрудников, проводить техобслуживание и модернизацию парка, расширять сеть. Кроме того, терминальные сети работают по депозитной системе: все платежи населения должны быть заранее предоплачены на расчетные счета платежной системы», — перечисляет г-н Константинов.

Помимо этого в последние два года у крупных продовольственных сетей вошло в практику объявлять тендеры на «официальный входной билет». «За обозначенную сумму надо поставить терминалы во всей сети этих магазинов, независимо от интересов самого владельца терминалов, — и в Екатеринбурге, и в глубинке. Плюс на минус дает минус, — рассуждает Игорь Константинов. — Вообще, создается впечатление, что большинству торговых сетей абсолютно безразлично, кто расставляет у них свои терминалы: «белые» игроки или «обнальщики», фискализированы терминалы или нет. Ритейлеров в основном беспокоит величина арендной платы и отсутствие комиссии в терминалах. А без комиссии, я уверяю, можно работать только при самой минимальной арендной плате и без перспектив дальнейшего роста!»

Рынок перекосило в сторону примитивной конкуренции. («А-ля бизнес в стиле танк», — иронизирует бизнесмен.) В итоге компании группы МОБИОНИКА уступили свои терминалы партнерам по одно­именной сети. По данным г-на Константинова, на продажу выставляются и другие терминальные сети в Челябинске и Екатеринбурге.

Сегодня компания сосредоточилась на производстве и продаже оборудования «для серьезных игроков». Интерес есть: со стороны банков, крупных предприятий, государственных учреждений, сферы услуг, рекламных агентств. Терминалы для банков — способ расширить возможности погашения кредитов и оплаты иных услуг для клиентов, минимизировать траты на развитие собственной сети банкоматов и представительств. Но 80% всех переговоров дальше первой стадии не продвигаются. Лишь 20% — реальные сделки. Однако Игорь Константинов не отчаивается. «Перспективы у нас радужные», — улыбается он.

Свежие идеи в банках и киосках

Подрыв рынка нелегальными компаниями произошел потому, рассказывает г-н Константинов, что с самого начала развитие бизнеса шло хаотично, усилиями лишь мелких и средних предпринимателей, без участия серьезных структур, в том числе банков. Банки и сегодня — самые перспективные, но и самые сложные клиенты. Кредитные организации покупают терминалы, стремясь развить дистанционные сервисы, а параллельно — становятся полноценными участниками рынка агентских платежей. Не исключено, что вскоре банки будут основными владельцами терминальных сетей и обзаведутся собственными платежными системами, отказавшись от посредников. Однако большинство из них оформлять намерения не спешат. Игорь Константинов: «Переговоры о поставках терминалов с нами ведут несколько банков, но, к сожалению, этот процесс затянулся. У кого-то не готова собственная платежная система, у кого-то не утвержден окончательно брендбук, кто-то ждет изменений в законодательстве, кто-то — нового финансового года или конца кризиса. Все нормально! Мы же в России живем».

О развитии конкурирующих с терминалами мобильных платежей (мобильный банкинг, SMS-платежи и т. д.) г-н Константинов говорит с осторожностью — перспективы есть, но есть и препятствия. Сотовые операторы, напомним, анонсируют превращение телефонов в кошельки: с помощью специального NFS-чипа и SIM-карты можно будет расплачиваться за товары и услуги, просто поднеся мобильник к считывающему устройству (подробнее см. на с. 16). Продвинутые пользователи давно ждут этих новинок. Игорь Константинов: «А как деньги будут попадать на банковский счет или счет телефона, с которого будет идти списание? Первый вариант — пойти в банк и внести нужную сумму (тогда дистанционность ставится под вопрос), второй — безналичный перевод через зарплатные схемы (но предприниматели стараются сейчас платить «в конвертах» — налоги цинично высоки), поэтому третий и оптимальный вариант — терминал или банкомат, которые всегда проще найти, чем банковский офис». Он уверен, что устройства самообслуживания — по-прежнему один из самых популярных каналов платежей. И рынок не насыщен. «Еще далеко не все услуги можно оплатить с помощью терминала», — аргументирует он.

Будущее, по мнению г-на Константинова, в интересных идеях. В Канаде, например, появился оператор терминалов по продаже комков земли, насыщенных семенами различных растений. «Зеленые» запатентовали эту идею и предлагают людям оздоровить города, покупая землю и выкладывая ее на неозелененных газонах и пустырях. МОБИОНИКА делает ставку на интерактивные информационные киоски. Кроме того, Игорь Константинов ожидает появления новых игроков терминального рынка, которые подстегнут общий интерес. Скажем, единого интегратора в области билетных решений: он организует продажу в одном терминале железнодорожных, авиабилетов, билетов в кино, на концерты, в театр, цирк и т. д. «Нужно находить новые места установки, расширять географию присутствия, например, ставить устройства в подъезды благополучных жилых домов. У нас один из уникальных городов, в котором практически нет уличных терминалов. А мне кажется, это потенциал для роста», — убежден г-н Константинов.

Возможно, вскоре в Екатеринбурге появятся устройства, где можно будет заказать суши или пиццу на дом — с помощью сенсорного экрана ознакомиться с меню, выбрать блюдо и оплатить заказ. «К тому моменту, как человек доедет до дома, доставка будет осуществлена. Сейчас с нами ведут переговоры некоторые кейтеринговые компании. Надеюсь, это будет доведено до ума», — говорит Игорь Константинов. Такое решение может быть интересно и дистрибьюторам косметики типа Avon и Oriflame, считает он.

Однако ключевой замысел братьев Константиновых — информационно-сервисные киоски — пока не востребован. «Контент может быть не столько коммерческий, сколько социально ориентированный, — объясняет идею бизнесмен. — Например, в терминалах, установленных в продовольственных торговых сетях, можно в наглядном и интерактивном виде разместить информацию о пищевых добавках группы Е. Под эту тему собрать рекламодателей и спонсоров — производителей экологических продуктов, представителей сферы здравоохранения, разработчиков ПО. Можно действовать в партнерстве с властью — Минторговли, Минсельхозом, Минздравом. Так они смогут рассказывать населению о здоровом питании и образе жизни гораздо интересней, полезней и дешевле, чем вбухивать деньги в замыленные лозунги и листовки», — уверен г-н Константинов.

Один из способов развить рынок — создание в Свердловской области единого интегратора, который соберет всех возможных участников подобных проектов. Игорь Константинов: «От кого-то — «железо», от кого-то — информация для контента, от кого-то — программное обеспечение, от кого-то — административные ресурсы, от кого-то — рекламодатели. И проект заработает». Однако на сегодняшний день реальнее сделать все самим. «Может быть, мы даже не будем дожидаться разработчиков ПО, а наймем своих специалистов, — предполагает г-н Константинов. — Это позволит не только снизить стоимость программы, но и сократить время на ее создание, сохранить контроль над полученным продуктом. В дальнейшем он может быть доработан до коробочного решения, а сеть терминалов — масштабирована до регионального или даже всероссийского проекта».

Антонина Курносенко
 
ГК МОБИОНИКА

Основана в 1996 г.

Головной офис расположен в Екатеринбурге.
 
Производит и продает платежные терминалы, сенсорные информационные киоски, интерактивные широкоформатные панели, массажные кресла, билетные киоски, интернет-киоски, игровые киоски, лотерейные киоски и другое оборудование для вендинга.
 
Терминалы поделили федеральные и региональные платежные системы

Основные участники рынка в Екатеринбурге

QIWI (федеральная сеть ОСМП)
«Фрисби» («ЕРЦ-Финансовая логистика»)
TelePay (местный игрок)
Compay
CyberPlat
«Континенталь»
МГП («Мобильные городские платежи»)
 
Терминальный бизнес в цифрах

20 тыс. руб. - средний доход от одного терминала в месяц
70-90 руб. - средний чек терминала для крупного города
30-50 руб. - средний чек для провинции
 
Основные покупатели платежных терминалов

Владельцы сетей терминалов
Платежные системы
Банки
«Почта России»
РЖД
Производители ПО
Операторы билетных касс 

Источник: МОБИОНИКА.
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.