Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Как объяснить маме, что в газете пишут неправду? Что я не украл деньги и меня не посадят»

Обратная сторона публичности: как «постправда» вредит бизнесу и какие СМИ — «токсичные». Три истории от Алексея Мальцева, когда на кону стояла не только личная репутация, но и безопасность семьи.

Алексей Мальцев, генеральный директор компании R.Managment:

— Никогда у меня не было особенного желания становиться медиафигурой, и тем более — публичной персоной. Но со временем, реализуя различные проекты, приходилось выходить в «паблик»: давать интервью, комментарии, выступать на различных конференциях. Я даже начал ловить себя на том, что данная публичность стала приносить некое удовольствие. Но недолго. Пока не увидел «обратную сторону луны». Катализатором переосмысления своего поведения в медиапространстве для меня стало несколько событий, некоторые из них опишу ниже.

Первый «нежданчик» я получил, когда работал управляющим одного крупного ТЦ. В то время мы на объекте начали крупные изменения, в частности, активную программу по продвижению ТЦ. Ко мне менеджером по рекламе устроилась одна девушка. Но при всем наборе хороших человеческих и профессиональных качеств продвижение ТЦ — явно было не ее. Я предложил ей уволиться, как следствие — слезы и все остальное. А на прощанье эта милая и воспитанная девушка буркнула себе под нос из серии «я это так не оставлю». Я на это особенно не обратил внимания.

Все бы ничего, только ее родной старший брат был то ли директором, то ли главредом одного известного на тот момент в регионе интернет-издания.

Праведный гнев со стороны «независимого СМИ» не пришлось долго ждать. Я уже не помню суть публикаций про меня и ТЦ, но все сводилось к тому, что я все развалил, и на объекте все очень плохо — и хорошо никогда уже не будет. Помню как я по-детски возмущался: разве может такое известное СМИ передергивать факты, писать неправду из серии «хайли-лайкли». И ладно, если б злые конкуренты пытались нас очернить — но ведь причина всего-навсего состояла в банальной мести за неудачную карьеру младшей сестры. А «независимое СМИ» через непродолжительное время угомонилось и история как-то сама собой забылась.

Следующий случай был посодержательней. Тогда у меня был апогей судебных разбирательств с ТРЦ «КомсоМОЛЛ». Я через суд взыскал многомиллионный долг, но, повинуясь своей давней привычке, рассчитываться они особенно не планировали. Поэтому я подал на их банкротство. И снова — «шерше ля фам»! На этот раз речь пойдет, как принято говорить в местных СМИ, о «скандально известной екатеринбургской пиарщице».

Просто данная девушка очень хотела получить контракт на рекламу сети торговых центров по России, и видимо, «не злобы ради, а только прибыли для» предложила нанести по мне контрудар в медиаполе. Ну, очень хотела заказчику понравиться. Причем ее не остановили хорошие личные отношения со мной. Сказано — сделано. В ряде федеральных и местных СМИ вышли материалы о том, что это не мне ТРЦ «КомсоМОЛЛ» должен, а все наоборот. И я там украл где-то около 20 млн рублей! Соответственно, «рассматривается» где-то и кем-то вопрос о возбуждении уголовного дела и скоро меня посадят. Все в стиле «хайли-лайкли». Одновременно эта коммуникабельная барышня разносила данную информацию «в красках» в бизнес-тусовке. Я и мое окружение восприняли это с юмором — некоторые юмористы даже проявляли уважение к моим поступкам и интересовались, на что я потрачу 20 млн.

Единственное, что меня начало волновать, так это реакция моей семьи. Мне было затруднительно объяснить своей маме, что в газетах иногда пишут неправду, и что я не украл деньги и меня не посадят.

И какие будут последствия — тоже предугадать было сложно. Но и в тот раз, что называется, «пронесло».

А сейчас — особенно примечательный случай. Все было как в кино. Несколько лет назад на горизонте появился неудачливый в далеком прошлом поклонник моей жены. Видимо, на почве безответной любви он в прямом смысле сошел с ума. Вначале были знаки внимания, постоянные предложения помощи, дежурства возле подъезда и так далее. Не получив желаемой взаимности, он перешел к угрозам, а позже и к действиям. Так, последовала череда писем мне и всем моим коллегам и партнерам, СМС с угрозами — в том числе, моим детям. Это был полный сюрреализм и поток больного сознания. Вскоре я понял, что имею дело с психически нездоровым маньяком — как оказалось позже, открытая форма шизофрении. Писем во все инстанции было, наверное, не менее сотни. Психически нездоровые люди бывают плодовиты. 

Что меня больше волновало в этой ситуации, так это безопасность детей. Ну, ведь не приставишь к каждому по охраннику, хотя и такие варианты рассматривались.

В конечном счете СКР возбудил уголовное дело, и данный персонаж был по суду признан невменяемым и отправлен на принудительное лечение.

Так что и эта история в конечном счете благополучно завершилась.

Какие выводы я сделал

Если предприниматель хочет оказаться в медийном поле, он должен совершенно ясно понимать цель своего поступка — или это попытка привлечь внимание к себе любимому, или некая информационная поддержка бизнесу. С первым вариантом все понятно — это не про бизнес. Что касается информационной поддержки бизнеса — это более сложная материя, чем может показаться, особенно в сфере b2b. С одной стороны, и в отшельники нельзя уходить, но и постоянное навязчивое присутствие в информповестках может вызвать ощущение «проплаченности» и фальши. Я думаю, здесь применимо правило: «не спрашивают — не говори». Нельзя навязываться.

Также необходимо отдавать себе отчет в том, что любой человек, находясь в медийном и информационном поле, становится крайне уязвимым. Таков уж закон жанра. И источники потенциальных угроз не так уж важны. Конечно, можно нанять пиар-специалистов и по каждому информационному вбросу устраивать войнушку. А смысл? Отвечать на фейки, а потом опровергать ответы на ответы? Погружаться в это болото — жить и мыслить по его законам? Все это разборки в песочнице — мы же не Сирию делим. Кроме этого, любая война стоит денег, и результат ее далеко не всегда очевиден. Поэтому, во всяком случае в моем b2b-бизнесе, публичность и медиактивность несет больше рисков, чем каких-то эфемерных преимуществ.

К сожалению, для бизнеса многие «токсичные» СМИ — это площадка для взращивания тщеславия и самолюбования, на чем и зарабатывают. Не более. Это все симулякр реального бизнеса и реальных процессов. К примеру, я сейчас занимаюсь разными сложными и проблемными объектами недвижимости, но, во-первых, я не думаю, что заказчикам будет приятно, если я начну рассуждать об их проблемах, даже обезличенно, а во-вторых, какой смысл мне делиться практическим опытом, как мы развиваем объекты? Пусть публика сама до этого дойдет, или заплатит. Вообще, заказчики зачастую очень тревожно относятся к «общительным экспертам»: если он такой говорливый, значит и про нас все рано или поздно расскажет. Таких обходят стороной.

Поэтому, желая стать «публичной» или «медийной» персоной, следует помнить сказку про глухаря и лису. Пока глухарь наслаждался своим пением — лиса его съела. Так и в жизни. Всегда найдутся недоброжелатели, обиженные, и наконец, просто психически нездоровые люди.

Как показывает мой вышеприведенный опыт, это редко связано с бизнесом напрямую, как правило, это последствия межличностных отношений. А вред может быть и реальный.

Самое грустное — что правда никого уже интересовать не будет, так и будете жить в «постправде». Интерпретация важнее фактов.

Фото: Игорь Черепанов, DK.RU

«Как объяснить маме, что в газете пишут неправду? Что я не украл деньги и меня не посадят» 1

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.