Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Как сделать «сантехнический Uber» в Екатеринбурге: Опыт Ивана Зубарева

Как сделать «сантехнический Uber» в Екатеринбурге: Опыт Ивана Зубарева
Иллюстрация: Личный архив

Рынок сантехнических услуг ждет революция: частников сменят технологичные компании, как это было с такси. Как глава аварийно-сантехнической службы «Труба-Дело» Иван Зубарев приближает этот день.

Об аварийно-сантехнической службе со звучным названием «Труба-Дело» жители Екатеринбурга узнали пару лет назад, хотя фирма работает на рынке с 2006 г. Основатель компании Иван Зубарев поясняет: изначально он не стремился привлекать все новых и новых клиентов, особенно частников — упор был сделан на пул крупных корпоративных клиентов, среди которых Heineken, ТГК-9, «Свердловскэнергосбыт», региональные отделения «Газпрома» и др. Но, как показала практика, в такой модели много рисков, и несколько лет назад имя «Труба-Дело» замелькало в наружной рекламе и на интернет-порталах города.

«Обычно компании, занятые в сфере сантехники, используют скучные названия: берут «профильные» слова, сокращают их и миксуют в трехэтажные комбинации в духе «Спецсантехстрой» или «Уралрембыттех». Максимум, на что хватает фантазии, — аббревиатуры, — комментирует г-н Зубарев. — Мы же решили назваться оригинально. Я понимаю, что «Труба-Дело» кого-то отталкивает. Для многих «дело — труба» — это обозначение полного провала. Но я убежден: звучное название играет компании на руку — сантехническая служба быстро запомнилась клиентам, выделяясь на фоне других игроков».

Методом проб и ошибок

Десять лет назад при слове «сантехник» у людей возникала стойкая ассоциация с пьющим неопрятным мужчиной, после визита которого помещение стоит проветрить. По словам Ивана Зубарева, опыт его отца, который 15 лет проработал сантехником в ЖЭКе, показывал: если кардинально отличаться от такого образа, заказчики относятся к тебе с уважением, становятся постоянными клиентами и рекомендуют своим знакомым.

«Отец с детства воспитывал в нас с братом предпринимательские качества. Говорил: «Необходимые вещи буду покупать вам я, а если вам нужны понты — какие-то модные штуки — зарабатывайте сами». Лет с 12 мы мыли машины, в Вербное воскресенье ездили спиливать ветки с пушистыми почками и продавали их у церквей. Плюс папа брал нас с братом на заказы — работал, в основном, он, конечно. Но мы помогали, видели, как все это делается. И отец, заработав, к примеру, 500 руб., отдавал нам по сотне. Так что бизнесменом мне хотелось стать всегда», — вспоминает г-н Зубарев.

В итоге, наработавшись наемным сотрудником в разных фирмах, Иван Зубарев решился на открытие своего дела — на пару с братом. Уволился с работы, взял академический отпуск в институте — сжег мосты. Специальных знаний на тот момент у основателей «Труба-Дело» не было. Г-н Зубарев признает: компания создана методом проб и ошибок, и не уверен, хорошо это или плохо. С одной стороны, если бы до этого он поработал в крупной корпорации и знал, как устроена структура бизнесов, то смог бы что-то перенять и адаптировать на своем предприятии. Было бы легче. Но с другой стороны взгляд у него был свежий, мышление — незашоренное.

«У меня не было инвестиций для раскрутки дела. Взял офис в аренду, разносил объявления и визитки по предприятиям, которые работали в цокольных этажах — кафе, рестораны, прочие учреждения, собственноручно обзванивал потенциальных клиентов. Даже для оплаты офиса денег не было — их надо было еще заработать. То есть стимул получить заказы был сумасшедшим. Я не мог проводить встречи без результатов и бесконечно висеть на телефоне. И конверсия была феноменальная! — говорит Иван Зубарев. — Компании доверяли нам заказы, давали деньги на материалы, на работы. Помню случай: мы получили заказ на прочистку канализации 150-го диаметра, а у нас такой насадки не было. Стоила она 12 тыс. руб. А за заказ нам пообещали 15 тыс. В итоге я поехал в фирму, торговавшую этими насадками, уговорил менеджеров выдать мне инструмент под честное слово. Паспорт в залог оставил. В тот же день заказ был выполнен, полученные деньги отправились на покупку насадки».

Первое время в компании не было четкого разделения обязанностей — все специалисты были универсальными, каждый выполнял функции и бухгалтера, и менеджера по продажам, и технического специалиста. Наемные рабочие не всегда могли оперативно отреагировать на срочный вызов поздним вечером или ночью, а компания позиционировала себя как первая в городе круглосуточная аварийная служба. Основателю дела нередко приходилось выезжать на работы — важно было поддерживать репутацию.

Как сделать «сантехнический Uber» в Екатеринбурге: Опыт Ивана Зубарева 1

С кадрами в принципе было сложно, вспоминает Иван Зубарев. Устраиваться на работу в компанию приходили «матерые опытные мужики» 50-60 лет — хорошие специалисты, но с традиционным сознанием, которое было сложно поменять. Сантехники были не готовы к выполнению заказов в вечернее или ночное время, не понимали, зачем соответствовать высоким стандартам сервиса. Но с сотрудниками удавалось договориться и перестроить их на новый лад: по мнению г-на Зубарева, во многом свою роль сыграл его личный девиз — «Настойчивость и гибкость». Со временем же «Труба-Дело» столкнулась с тем, что специалисты с рынка пропали как класс — возрастных сантехников никто не заменил. Поколение 1990-х в ПТУ не рвалось, система мотивации, работавшая при плановой экономике в ЖЭКах, рухнула, и сотрудникам уже не давали квартиры после 15 лет службы. Молодежь выучилась на менеджеров, ПТУ простаивали. Основателям «Труба-Дело» пришлось выстроить систему обучения специалистов на своей базе.

«Работа с кадрами — отдельная тема. Мы проводим тщательный отбор кандидатов, уже на этапе собеседования стараемся выявлять людей целеустремленных, амбициозных и без вредных привычек. Проводим аттестацию рабочих мест, а для производственного персонала компания за свой счет организовывает специальные практические обучающие программы. Административному звену сотрудников оплачиваем половину стоимости любого профессионального тренинга. Сегодня у нас сформировано более 15 бригад, часть которых заняты круглосуточно, выполняя аварийные работы, а остальные занимаются работами плановыми — установкой трубопроводов и оборудования. Считаю одним из своих главных достижений то, что сумел сформировать большую команду высококвалифицированных специалистов, готовых выполнить самые сложные работы», — отмечает Иван Зубарев.

Любопытно, что сам он тоже постоянно занят собственным развитием: уже возглавляя растущую компанию, г-н Зубарев получил два высших образования — в уральском филиале РГСУ по профилю «социальный работник» и в УрАГС, став специалистом в сфере государственного и муниципального управления. Также за последние десять лет бизнесмен прошел более 30 различных курсов и тренингов по бухгалтерии, переговорам, менеджменту и маркетингу, и теперь сам проводит семинары для студентов, делясь опытом в УрФУ и УрАГС. Помимо этого Иван Зубарев создал проект «Деловая Среда», основанный на обмене опытом — собственники и топ-менеджеры компаний еженедельно по средам собираются за круглым столом, чтобы обсудить аспекты успешного ведения бизнеса, делятся опытом и приглашают экспертов для участия в дискуссиях.

Основатель «Труба-Дело» добавляет, что после кризиса 2008 г. с кадрами стало получше — люди поняли: тот, кто работает руками, без куска хлеба не останется при любой нестабильности. В этом году ситуация схожая: желающих устроиться на работу в «Труба-Дело» стало значительно больше. На открытые вакансии приходят люди с образованием, со своим инструментом, готовые работать на личном автомобиле.

«На свободном рынке работу найти не особенно просто, а у нас заказы есть. Так что каждый кризис — это возможность для роста компании», — считает г-н Зубарев.

Подальше от корпораций, поближе к кухне

На первых порах создатели «Труба-Дело» отдавали себе отчет в том, что организовать постоянный поток новых клиентов будет сложно — нужны большие рекламные бюджеты. Решили зайти с другой стороны: гнаться не за всеми подряд заказчиками, а сделать ставку на нескольких крупных и проявить себя — превосходить ожидания. Например, устно проговорить ценник на уровне 7 тыс. руб., а после выполнения работ запросить 6 тыс.

«Мы сразу решили не борзеть, работать вдолгую, — объясняет основатель «Труба-Дело». — Надо было сформировать пул клиентов, которые делали бы у нас постоянные заказы. С расчетом на то, что они начнут рекомендовать нас своим партнерам. И рекомендации были лучшей рекламой — с нами уже особо не торговались и сразу относились с доверием, разговаривать можно было с ходу на профессиональном языке. В итоге в нашем портфеле корпоративных клиентов было больше половины».

Компания развивалась пропорционально росту своих заказчиков. Если те начинали региональную экспансию, специалисты «Труба-Дело» мотались по командировкам — заказчикам проще было привлечь уже проверенных сантехников, чем искать их в Камышлове, Тюмени, Челябинске или Питере. Плюс на екатеринбургскую фирму выходили с помощью интернета — так компания получила ряд заказов в Москве. Однако, по словам Ивана Зубарева, открывать филиал в другом регионе он пока не планирует — есть еще куда расти в Екатеринбурге.

 

Но несколько лет назад г-ну Зубареву пришлось впервые задуматься о смене курса. Тогда один из крупных клиентов поменял среднее звено управленцев, те попытались завести свою структуру для выполнения сантехнических работ. «Труба-Дело» стала получать меньше заказов, начались сложности с оплатой уже выполненных работ. Однако с карманной структурой ничего не вышло, и «Труба-Дело» вернулась на прежние позиции. После ситуация повторилась. Иван Зубарев понял, что человеческий фактор таит в себе чересчур большие риски и решил поставить на большое число маленьких клиентов. Появилась задача сократить долю корпоративных заказчиков — за счет увеличения количества частных клиентов. Тогда в ход пошла агрессивная наружная реклама, интернет-продвижение, прочие маркетинговые инструменты.

«Мы сейчас больше развиваем частный сектор. Вообще работать с людьми комфортнее, чем с организациями. Например, если трудиться на подряде на стройке, за установку 500 радиаторов бригаде заплатят по 500 руб. за штуку. А установка одной батареи в квартире выйдет в 2,5-3 тыс. руб. Поменяли ребята в квартире четыре батареи — план выполнили. Плюс хозяйка их еще обедом накормила и отзыв потом написала положительный. Работников это очень мотивирует. Большие заказы сейчас у нас тоже есть, но они разовые. Хотя с уже существующими клиентами мы по-прежнему плотно работаем и бросать никого не собираемся», — говорит г-н Зубарев.

Частники уйдут в прошлое

Самым главным конкурентом «Труба-Дело» видит не управляющие компании, которые нередко препятствуют работе коммерсантов на исконно своей территории — долгое время ограничивают доступ в подвал, хотя он необходим для проведения ряда манипуляций. Основная борьба за клиента происходит с частниками, выполняющими работы без норм и стандартов.

«90% людей, которым нужны услуги сантехника, обращаются не в компанию, а к знакомым — к мужу подруги, например. Или отцу коллеги по работе. Причем он может быть совсем не сантехником, а плотником или электриком. Такие «специалисты» не несут никакой ответственности за работу, не дают гарантий, и работникам «Труба-Дело» зачастую приходится после таких «мастеров» все переделывать. Причина проста: народ убежден, что сантехник из фирмы — это дорого. Но я убежден: в скором времени ситуация изменится. Раньше существовало убеждение, что такси — это дорого и долго, но предприниматели-перевозчики смогли изменить сознание жителей города, сделав свои услуги доступными и надежными. Больше никто не ловит машину, стоя у дороги, все пользуются проверенными сервисами, телефонными приложениями. Так будет и с нашим рынком. Пригласить специалиста из хорошей сантехнической компании станет привычным делом. И тогда я смогу сказать, что моя миссия выполнена», — объясняет Иван Зубарев.

И добавляет: чтобы это сделать, необходимо постоянно внедрять новые технологии в работу компании, оптимизируя существующие процессы. Большой потенциал он видит в сфере мобильных устройств, ускорении коммуникации за счет CRM-систем, использовании механизмов интернет-продвижения, автоматизации процессов и др. В этом плюс не только для фирмы, уверен Иван Зубарев, но и выгода для клиентов — снижается общая стоимость услуг. Например, эффект уже дало внедрение GPS-системы в автомобили компании — стало возможно отследить точное нахождение бригад и оперативнее извещать клиентов о времени приезда специалистов.

Как сделать «сантехнический Uber» в Екатеринбурге: Опыт Ивана Зубарева 3

«Внедрять новое необходимо. Как в спорте: если ты стал чемпионом, это не значит, что можно прекратить тренировки. Наоборот, нужно прикладывать еще больше усилий. Конкуренты ведь не спят. За несколько лет мы можем увеличить компанию в 2-4 раза, а за счет новых технологий и скорости их появления — и в десять раз. И это возможно даже без введения дополнительных услуг. Я раньше думал о том, чтобы добавить услуги электриков, плотников, но вижу: идет тенденция к монопродукту — когда ты делаешь одну услугу, но очень хорошо. И моя цель — чтобы компания была именно такой», — говорит основатель «Труба-Дело».

При этом Иван Зубарев начал еще один проект — открыл рекламное агентство. Сейчас глава «Труба-Дело» занят формированием команды и убежден, что в ближайшем будущем у екатеринбуржцев на слуху будет новая яркая компания.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.