Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Как школьная история делает нас всех несчастнее». Колонка Даниила Силантьева для DK.RU

«Как только власть разбирается с политическими противниками и встает на ноги, она сразу же начинает контролировать преподавание истории в школах». Колонка Даниила Cилантьева для DK.RU

Даниил Силантьев, управляющий партнер агентства email-маркетинга inbox Marketing

В ИТ-индустрии, где каждый второй выпускник матмеха, на любого гуманитария смотрят чуть свысока, а если у тебя диплом педагогического вуза, так и вообще с сочувствием. Поэтому раньше я стеснялся своего образования. И только в последние годы, с появлением в общественном лексиконе новых слов вроде «крымнаш», «либераст» или «ватник» стало понятно, что всем нам не хватает тех качеств, что студенту-историку вбивают еще на первом курсе.

У меня полторы тысячи френдов в фэйсбуке. В основном, это стартаперы, руководители небольших и средних ИТ-компаний, специалисты по разработке сложных ИТ-систем. Чтение ленты новостей в социальной сети до последнего времени было интеллектуальным удовольствием: самые актуальные статьи, интересные мнения, полезные дискуссии.

И вот в какой-то момент все это исчезает, и лента заполняется ссылками на второсортные  псевдоисторические статьи, одинаково убого доказывающие то превосходство русских над всем миром, то наоборот – глубину наших исторических ошибок.

Независимо от того, кто отправил ссылку в ленту – сторонник «патриотического» или «либерального» лагеря, у этих материалов были общие черты – тенденциозный подбор фактов и категоричные выводы. Все то, что характерно для пропаганды, и чего следует избегать даже в школьных рефератах.  Я такого от своих френдов не ожидал.

Сначала, мне все это показалось какой-то игрой. Ну как можно на полном серьезе апеллировать к статье, которая утверждает, что в Советской Армии не было репрессий в 1937-1940 гг.? Я пытался спорить, но искать аргументы в области, где ты не являешься настоящим специалистом – это долго и сложно. Да ведь и невозможно же всерьез относится к роликам а-ля «Я русский оккупант». Тем более, в таких поделках все буквально кричит: «Внимание, сейчас вам будут промывать мозг!» Для историка это очевидно – уже само появление такого «творчества», отсутствие внятного автора, отсутствие ссылок на авторитетные источники, отсутствие даже попыток привести контраргументы – сразу вызывает вопросы. Но мои друзья и приятели, только что весьма здраво и рационально обсуждавшие развитие бизнеса или  разработки сложных коммуникационных схем, готовы были с пеной у рта доказывать свою правоту, основываясь на подобных статьях и роликах. 

Что не так с этими милыми, успешными и умными людьми?

На истфаке педагогического университета есть один нелюбимый студентами предмет (на истфаке классического он почти и не ведется) – это методика преподавания истории. Дисциплина, изучающая кто, как и зачем учил и учит детей истории.

В частности, методистам известно два коротких периода, когда в российском государстве не было «официальной исторической правды», которую следовало внедрить в головы школьников, и сама история не воспринималась как инструмент воспитания гражданина с заданными параметрами.

Так было в 20-е гг. XX века, пока Сталин боролся с различными «уклонами» в партии ему было не до школьной пропаганды, и в 90-е гг. XX века, пока Ельцин строил новое государство – в то время никто не знал, какая именно «официальная история» нам нужна.

Но едва политические противники были повержены, власть, ставшая на ноги, начала контролировать школьное преподавание истории. Чтобы всех программировали одинаково. В первом случае вся история свелась к вековой борьбе за строительство коммунизма, а во втором, к успешному построению великой державы – наперекор и вопреки.

Это значит, что есть лишь небольшое количество людей, школьные годы которых пришлись на 90-е, и которых действительно учили истории, а не транслировали точку зрения государства на те или иные события. Учить истории – не значит передавать набор фактов и трактовок. Главное – объяснить, почему человеческое общество развивалось именно так. Без критического подхода к источнику информации тут не обойтись. Это – основа исторического знания.

Однако и школьной истории советского периода, и дисциплине, которую преподают в последние годы, такая установка противопоказана. И тогда, и сейчас цель истории как школьного предмета – убедить молодого человека, что он живет в самом правильном государстве. Критическому подходу здесь не место. К истории как науке это отношения не имеет. Между тем, история – единственный предмет, который заставляет сомневаться в источнике информации. Этого не делают ни физика, ни литература – там информация всегда данность, с которой надо работать.

Вывод неутешительный: пока историю в школе не начнут преподавать всерьез, ученики, которых мы воспитываем, будут принимать пропаганду за чистую монету.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.