Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Как создать город-сад за 17 копеек с рубля. На что будут развивать Екатеринбург до 2035 г.

Почему не «взлетела» транспортная реформа, чем плохо жилье на месте бывших заводов, когда Екатеринбург поглотит сателлиты — в интервью замглавы администрации города Андрея Корюкова на DK.RU.

Последние несколько лет город напоминает большую семью, обсуждающую капитальный ремонт и перестройку своего дома. Чиновники, урбанисты, бизнесмены до хрипоты и пикетов спорят нужно ли в Екатеринбурге метро, как организовывать общественные пространства, стоит ли объединяться с городами-соседями и удобны ли подземные переходы. С весны городская администрация представляет черновики планов этого долгоиграющего «ремонта» — стратегию развития Екатеринбурга до 2035 г. В ноябре ее будут обсуждать на форуме «Стратегия городов 2030», а в декабре утвердят на заседании городской думы. О том, как будет выглядеть Екатеринбург через два десятка лет, станет ли он пресловутой агломерацией, какие ошибки допустили при реализации стратегии-2020, DK.RU рассказал замглавы администрации Екатеринбурга по вопросам стратегического планирования Андрей Корюков
 
В советское время Екатеринбург был городом-заводом, в 90-е и 2000-е — городом-торговым центром. Каким он станет в 2035-м?
 
— Наша цель — поставить Екатеринбург в один ряд с мировыми городами — Лондоном, Мюнхеном, Нью-Йорком, сделать так, чтобы у нас проводились крупнейшие международные мероприятия.
 
Не слишком ли амбициозно?
 
— Нет. В 2003 году, когда мы принимали Стратегию развития Екатеринбурга до 2020 г., мы ставили перед собой цель сделать его городом-лидером РФ — экономическим центром, в котором проводятся мероприятия федерального и международного масштаба. Тогда это тоже казалось невозможным: город открыли только в начале 90-х годов. Но у нас это получилось.
 
Еще лет десять назад нельзя было представить себе проведение в нашем городе, например, выставки масштаба ИННОПРОМ, а на улицах практически невозможно было встретить иностранцев. Сегодня, возвращаясь домой, мне приходится вспоминать остатки познаний в английском и немецком, чтобы объяснить дорогу туристам.
 
Безусловно, если Лондон — это Трафальгарская площадь, Тауэр, Биг Бен и сложившаяся демократия, то Екатеринбург пока — это место расстрела царской семьи. Но у нас есть все возможности для того, чтобы стать известным не только за счет этой темы. У нас очень сильное отделение Академии наук, у нас размещают свои ИТ-подразделения федеральные банки: ИТ-школа в Екатеринбурге московского уровня, а специалисты пока втрое дешевле. У нас очень сильная промышленность и активна общественность, у нас появляются точки притяжения уровня Ельцин Центра и того же ИННОПРОМа, сейчас обсуждаем идею создания филиала Сколково в Екатеринбурге и еще нескольких объектов по примеру Кремниевой долины — нам нужно делать город привлекательным для бизнеса и инвесторов. Проведение чемпионата мира по футболу в 2018 г. тоже сделает город чуть более заметным, и принесет горожанам новые спортивные объекты, а в районе Центрального стадиона — новую зеленую зону, в которую объединят семь парков и скверов. Так что ничего нереального в нашей цели нет. 
 
Как создать город-сад за 17 копеек с рубля. На что будут развивать Екатеринбург до 2035 г. 1
 
А как город изменится для жителей? 
 
— Вообще, стратегическое планирование — штука сложная. Все готовы обсуждать сиюминутные проблемы — конкретную дорогу, внешний вид фасадов, но заглянуть вперед на 20 лет сложно. Кроме того, очень сложно корректировать стратегию: первые результаты появляются не раньше, чем через семь-десять лет. Самое главное, что мы хотим — это сделать каждый из семи районов Екатеринбурга (а в течение пяти лет к ним прибавится восьмой — Академический) столь же удобным и интересным, как и центральная часть города, а также сделать окраинные районы максимально доступными с точки зрения транспорта. 
 
Как создать город-сад за 17 копеек с рубля. На что будут развивать Екатеринбург до 2035 г. 2
 
Речь идет о метро?
 
— Не только о метро. Наш приоритет — развитие общественного транспорта, но необязательно спускать его под землю. Например, мы собираемся запустить скоростной трамвай в Академический. Но мы понимаем, что тупиковая трамвайная ветка не слишком эффективна, поэтому мы планируем довести трамвайные пути до Широкой речки, а потом — до ВИЗа-Правобережного, и через Татищева вывести на проспект Ленина. Получится кольцевой маршрут. К этому проекту готов подключиться местный бизнес. Если удастся реализовать проект автономного трамвая на аккумуляторе, мы уйдем от контактной сети и получим экологичный и быстрый транспорт, который сможет конкурировать с метро и при этом обойдется гораздо дешевле. Проект второй ветки метро оценивается в 70-80 млрд руб., а кольцевой трамвайный маршрут — 4 млрд руб. 
 
Помогает ли формировать стратегию и строить планы развития Екатеринбурга общественность, которая сегодня активно обсуждает любой вопрос — будь то снос телебашни или застройка новых территорий?
 
— Конечно! Город развивается для людей, и в обсуждение стратегии развития нужно втягивать как можно большее количество горожан. Для чиновников — а они по сути своей люди очень консервативные — становиться открытыми, обсуждать планы довольно сложно, но мы понимаем, что в современно мире без этого уже нельзя. Мы стараемся сами инициировать такие обсуждения. Например, в ноябре в Екатеринбурге второй раз пройдет Форум стратегического планирования. Мы на нем можем не только «обкатать» стратегию развития, но и начать формировать то сообщество из молодых студентов, ученых, специалистов, которые будут реализовывать следующий стратегический план. А для небольших городов этот форум станет мастер-классом. Потому что если Екатеринбург начал выстраивать стратегическое и пространственное развитие с конца 90-х, когда еще никто и подумать не мог о 172-ФЗ (О стратегическом планировании в Российской Федерации), то у средних и малых городов нет для этого ни знаний, ни навыков. В форуме в прошлом году приняли участие более 20 муниципальных образований и заполняемость залов Ельцин Центра, где он проходил, показала, насколько он востребован. 

«Нельзя отдавать все свободные площадки под жилье и соцобъекты»

Предыдущая стратегия развития Екатеринбурга, принятая в 2003 г., была рассчитана до 2020 г. Но предварительные итоги ее реализации можно подвести уже сейчас. В мэрии признают: не все планы реализовали гладко. 
 
— Основной целью предыдущей стратегии развития Екатеринбурга было сделать город узнаваемым и значимым для России. И это удалось. Но есть несколько моментов, за которые себя стоит покритиковать. Первый — проект по выносу вредных производств за территорию города, запущенный 10 лет назад. Пример Москвы показал: выносить их, безусловно, надо, но тут же отдавать освободившиеся площади под жилую и социальную застройку, как это делали и в столице, и у нас, нельзя. Эти территории надо сохранять под производственные мощности — технопарки, интеллектуальное производство. Современная промышленность — это не огромный закопчённый цех, а вполне тихое роботизированное рабочее место. Поэтому эту программу мы начали тормозить и трансформировать. 
 
Второе — это, наверное, неудавшаяся транспортная реформа?
 
— Да. К сожалению, мы не смогли убедить общественность в необходимости транспортной реформы. В 90-е годы, приветствуя развитие частного бизнеса, мы создали избыточную маршрутную сеть. Она очень неэффективна, и мы видим сверху, как надо сделать, но, видимо, недостаточно обсуждали этот проект с общественностью. Когда возникло недовольство, нам специалисты говорили: надо продавить, через год все встанет на свои места. Но мы решили отложить этот проект на два года, еще раз все обсудить и не ломать горожан. 
 
И, наконец, третье — пока не решенными остаются многие проблемы экологии. Например, мы ничего не можем сделать с тем, что с 1997 г. у нас в среднем по 1% в год сокращается количество зеленых насаждений. Но это зависит не только от нас: в городе зелеными зонами заведуют 15 хозяев разных уровней, и для того, чтобы хотя бы приостановить процесс уменьшения зеленых зон, необходимо на федеральном уровне принимать единые правила управления лесным хозяйством в муниципалитетах.
 
Не удалось окончательно решить и «мусорную» проблему города: полигон на Широкой речке закрыли, остался только Северный. А его городу не хватает. У нас построили один мусороперерабатывающий завод, но его объективно мало — надо как минимум, четыре. В идеале, в переработку могут уходить до 60-70% мусора, но для этого обязательно надо проводить раздельный сбор мусора, потому что, например, попавшие в общую кучу отходов батарейки или ртутные лампы «заражают» мусор и вторично использовать его уже невозможно. А «экологическое» воспитание людей — это дело далеко не одного года. 

«Нам нужны НДФЛ, земля и имущество»

Идея прирастить Екатеринбург городами-сателлитами возникла еще в начале 2000-х, а в последние годы о ее реанимации заговорил губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. Развитие Екатеринбурга как будущей агломерации — это очевидный пункт Стратегии развития города до 2035 г. 
 
Как создать город-сад за 17 копеек с рубля. На что будут развивать Екатеринбург до 2035 г. 3
 
— Сегодня пока нет четко сформированной концепции будущей агломерации — обсуждаются разные формы объединения, некоторые города выступают против потери своей самобытности. И понимание, того, каким образом пройдет объединение, появится нескоро: этот вопрос лежит в политической плоскости, официальные принципы работы будущей агломерации будут формулировать долго, публично, со спорами. Но фактически она создается уже сейчас. Это как с принципами физики — вы можете ничего не знать о трех законах Ньютона, но они работают. О маятниковой миграции из пригородов в Екатеринбург давно знают все — Екатеринбург вбирает в себя трудовые ресурсы с ареала радиусом 100 км. Но сегодня эта трудовая миграция идет и в обратную сторону: соседние города становятся все более технологичными, и екатеринбуржцы находят работу в Первоуральске, Верхней Пышме, Березовском и других городах. И я определенно могу сказать: 2035 г. — это агломерация Большой Екатеринбург, с населением от 2,1 до 2,4 млн человек, тут не может быть никаких вопросов. И нам надо сосредоточиться на тех проектах, которые помогут ей сложиться.
 
Как создать город-сад за 17 копеек с рубля. На что будут развивать Екатеринбург до 2035 г. 4
 
Например? 
 
— В первую очередь, это строительство трамвайной линии между Екатеринбургом и Верхней Пышмой. Проект уже реализуется: со стороны Верхней Пышмы произошло отселение жителей, в этом году аналогичный процесс запустили со стороны Екатеринбурга. Как только закончим отселение, выдадим аванс строительной организации. Скорость движения трамваев на отдельных участках этой линии будет достигать 50 км/ч., и для того, чтобы доехать от Верхней Пышмы до центральной части Екатеринбурга потребуется всего 28 минут. В этом проекте крайне заинтересована УГМК, которая построила в Пышме высокотехнологичный институт повышения квалификации и нуждается все в большем количестве высококвалифицированных специалистов. В этой же зоне появится микрорайон «Северная корона» (проект УГМК — прим.ред.) — это 700 тыс. кв. м жилья. Появление таких высотных комплексов фактически сотрет границу между городами. 
 
Не слишком показательный пример: Екатеринбург и Верхняя Пышма уже много лет воспринимаются практически как единое муниципальное образование. А что делается для притяжения других городов? 
 
— Еще один наш сосед на севере — Березовский. Это крупный промышленный город, который будет хорошо сочетаться со специализацией самых близких к нему районов Екатеринбурга — Орджоникидзевского и Кировского и Верхней Пышмой. В этом направлении можно создавать технологические и промышленные площадки, которых в скором времени будет серьезно не хватать Екатеринбургу. Кроме того, со стороны Березовского откачиваются и сбрасываются излишки подземных вод, которые годятся для использования в городском обороте. В то же время в Екатеринбурге с ней периодически возникают сложности, и нам приходится перегонять воду из Нязепетровского водохранилища (Челябинская область), а это недешевая процедура. При объединении городов водой из Березовского вполне могли бы обеспечить жителей северной части Екатеринбурга. 
 
Но наши связи с северным соседом ограничены пропускной способностью дорог. Для того, чтобы пропускная способность была достаточной, необходимо построить на Березовском тракте на месте моста клеверную развязку, а со стороны Екатеринбурга — расширить улицу Проезжую, добавив по одной выделенной полосе для общественного транспорта в каждую сторону. Такой проект уже прорабатывается, после его реализации транспортный поток вырастет в несколько раз, обеспечив нормальное перемещение из одного города в другой. 
 
Южное направление — Арамиль и Сысерть — могут стать площадками для развития транспортно-логистического комплекса. Аэропорт «Кольцово» продолжает развиваться, и есть идея разделить его на две части — пассажирскую и грузовую. Пассажирская часть останется в Кольцово, а грузовой терминал планируется разместить со стороны Арамиля.
 
В Сысертском районе, недалеко от деревни Большое Седельниково зарезервирован участок площадью около 2,5 тыс. гектаров под строительство РЖД грузового терминала, способного перерабатывать до 50 поездов в сутки, — современный и высокотехнологичный перевалочный пункт для составов, направляющихся в Сибирь и на Дальний Восток. Узел для грузоперевозок особенно актуален с учетом проектируемой ВСМ Москва-Казань-Екатеринбург-Пекин. Ее появление также учитывается в Стратегии развития до 2035 г. 
 
Откуда планируется брать средства на реализацию этих проектов? Потянет ли их городской бюджет?
 
— Вообще зарабатываем мы достаточно: 70% налогов от Свердловской области, которые идут в бюджеты всех уровней, собирает Екатеринбург. Другое дело, что с каждого собранного рубля нам остается 17 копеек. Если оставалась хотя бы половина — мы бы смогли реализовывать любые строительные проекты и совершенно иначе вести городскую политику. 
 
А если исходить из того, что есть? Откуда возьмутся деньги на развязки, трамвайные линии, промышленные площадки?
 
— Федеральные власти начали обращать внимание на крупные города. Сегодня Россия должна прирастать не только Москвой и Санкт-Петербургом, которые обладают полномочиями и финансовыми возможностей мегаполисов и субъектов Федерации, но и 20 городами с населением свыше 1 млн жителей, они могут стать настоящими локомотивами, которые будут развивать регионы, поэтому им надо дать больше возможностей и полномочий.
 
На Петербургском экономическом форуме были созданы 10 рабочих групп, которые готовили предложения по развитию РФ. Мы работали с группой Кудрина (Алексей Кудрин, бывший министр финансов РФ — ред.), отчет которой был заслушан на форуме. В нем, в частности, говорилось о том, что городам-миллионикам надо дать больше финансовых возможностей для развития.
 
Нам не нужно дополнительных источников, нас интересуют три, закрепленные за городом бюджетным кодексом. Первый — НДФЛ, от которого нам оставляют 15% — а нужно, чтобы оставляли хотя бы 30%. Второй — земля, полномочия по которой сейчас разделены между муниципалитетом и субъектом. И третье — право собирать налог с имущества. Мы не покушаемся на НДС или другие источники, нам достаточно этих. Дополнительные 15% НДФЛ дадут нам 10 млрд руб., земля — еще миллиард, и 3 млрд в год мы зарабатываем на имуществе.
 
Эти деньги дали бы нам возможности для развития инфраструктуры и социалки совершенно на другом уровне.  
 
Текст: Вера Морозова, Алина Ползунова. Фото, инфографика: Игорь Черепанов / DK.RU
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.