Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Как TELE-CLUB достал до звезд

Пять лет назад уральские поклонники Tricky, UNKLE, Энди Флетчера (Depeche Mode), Red Snapper, Tiesto и др. только мечтали увидеть своих кумиров вживую. В городе не хватало современных качественных

Владелец TELE-CLUB Олег Кумыш и несколько его единомышленников за пять лет сделали из промышленного здания на окраине Екатеринбурга концертную площадку, куда десятки раз в год приезжают выступать мировые звезды. В том, что Екатеринбург заметили на международном концертном рынке, сыграли роль ставки на прямые связи с крупнейшими букинг-агентствами, на демпинг и на поддержание репутации площадки.

Пять лет назад уральские поклонники Tricky, UNKLE, Энди Флетчера (Depeche Mode), Red Snapper, Tiesto и др. только мечтали увидеть своих кумиров вживую. В городе не хватало современных качественных площадок — их, по сути, недостает до сих пор. TELE-CLUB, основанный в 2007 г. совладельцем «Эра-ТВ» и радио­станции «Максимум-Екатеринбург» Олегом Кумышом, стал первым, куда исполнители мирового уровня начали приезжать регулярно. Здесь проходит по 100 концертов в год. В октябре 2011 г. г-н Кумыш намерен реконструировать TELE-CLUB на окраинной улице Карьерной, расширив его за счет балкона (вместо 1200 основная площадка будет вмещать 1400 человек), а также арендовать помещение на 500 человек в центре города. Кроме того, в планах — концерты на больших стадионных площадках. «Если звезды сойдутся», — добавляет Олег Кумыш.
Собственник от общения с прессой обычно отказывается. Но по просьбе «ДК» согласился поговорить о некоторых деталях бизнеса, дополняя основного рассказчика — продюсера проекта TELE-CLUB Семена Гальперина.

Склад вместо заброшенного театра
У TELE-CLUB в Екатеринбурге фактически нет конкурентов. Традиционные концертные площадки — ККТ «Космос», Дворец молодежи — не имеют так называемых in-house (домашних) промоутеров, которые занимались бы репертуаром, и к тому же ориентированы на поп-музыку. Другие заведения почти не приглашают музыкантов такого формата, как у TELE-CLUB. Пересечения есть с джаз-клубом EverJazz, клубами «Нирвана», «Мед», Ben Hall, пабом The Hooch, где тоже дают живые концерты. Но там проходят камерные выступления, а телеклубовцы сделали ставку на массовые концерты.
История екатеринбургского клуба началась с желания г-на Кумыша снимать концерты для телекомпании «Эра-ТВ», где базируется «МТV-Екатеринбург». «Мы, как телекомпания с музыкальным наполнением, регулярно поддерживали концерты, проходившие у нас в городе. Мне захотелось их снимать. Но площадки постоянно менялись, съемки были нерегулярны. Нужно было договариваться и с организатором, и с артистом, и с местом его выступления. К тому же это было невыгодно. Пробовали сами проводить концерты на разных площадках, но техническое оснащение не удовлетворяло потребностям, антураж был не тот. В результате страдало качество. Все подталкивало к тому, чтобы взять помещения в аренду и отформатировать их под съемочный павильон и концертный зал одновременно», — рассказывает Олег Кумыш. В 2007 г. площадка нашлась — помещение рейв-клуба «Табакерка» на территории бывшей табачной фабрики «Альвис» по ул. Самолетной, которым владел Алексей Зорин. Студенческая дискотека в промышленном ангаре изжила себя уже через два года после создания, и ее хозяину пришлись по душе предложения г-на Кумыша, который к тому моменту одиннадцать лет был владельцем телеканала и имел богатый опыт общения с представителями шоу-бизнеса.
Склад табачной фабрики переформатировали в клуб для живых концертов, ориентируясь на исполнителей рок-музыки (в 2007 г. директор «Табакерки» Борис Черданцев рассказывал «ДК», что на об­устройство ушло около $600 тыс.). Олег Кумыш, пользуясь своими связями на музыкальном телевидении, взялся за раскрутку и шоу-наполнение. Открытие TELE-CLUB в сентябре 2007 г. было отмечено выступлением Bloodhound Gang — музыкальной команды из Филадельфии.
Участники рынка сразу назвали проект удачным по подбору аудитории и формату. Однако уже через восемь месяцев TELE-CLUB вынужден был съехать с Самолетной. «Хозяин заявил, что собирается продавать помещение под склад-магазин детских игрушек. Нам сказали «до свидания». Это обычная опасность, которая подстерегает арендаторов», — объясняет Семен Гальперин. Сегодня бывшие партнеры о совместном проекте говорят мало. Г-н Черданцев ограничился комментарием: «Мы пошли налево, Кумыш — направо».
Новое помещение Олег Кумыш нашел на ул. Карьерной, 16 — там сдавали в аренду производственные площади. «Они использовались под склад компанией «Лаверна». Мы попросили их отдать нам один пролет на 1000 кв. м», — рассказывает г-н Кумыш. Площадка мало чем отличалась от пред­ыду­щей, а вместимость оказалась даже чуть меньше. На вопрос, приемлемо ли приглашать в промышленное помещение на окраине культовых звезд, г-н Гальперин отвечает примерами из практики других клубов: «В современном постиндустриальном мире осталось очень много не используемых по назначению помещений разных форматов. И в Европе есть тенденция делать из них концертные площадки. Это может быть бывшая электростанция, как Berghain в Берлине, или газохранилище, как Gasometer в Вене. Или даже заброшенный оперный театр, как Koko в Лондоне. Но обычно это здания фабрик, заводов. Клуб «Б1 Maximum» (сегодня он называется Arena 2) — это цех Станкостроительного завода им. С.Орджоникидзе. Клуб «Арма 17» находится на территории бывшего Московского газового завода. «Главклуб» (Санкт-Петербург) занимает помещение, в котором до него находились книгохранилище и скейт-парк. А TELE-CLUB расположился в цехах бывшего ремонтно-строительного управления. Это нормально, и ни у каких западных звезд удивления не вызывает».
Организацией концертов в TELE-CLUB занимаются три человека: за контакты с букинг-агентствами отвечает Семен Гальперин, продвижением занимается Екатерина Кейльман. Олег Кумыш участвует во всех процессах, в том числе в выборе репертуара, а его персональная зона ответственности — работа со спонсорами. Собственник TELE-CLUB не доверяет их никому. «Концертный бизнес во всем мире держится на спонсорах. Для того чтобы делать много отличных концертов, необходима хорошая подушка безопасности в виде их поддержки, — уверен он. — В Америке, например, почти каждый концертный зал носит имя какого-нибудь спонсора: спонсоры понимают — это работает на их имидж. Так, у сотовой сети O2 около 20 площадок в Великобритании, которые обычно называются O2 Academy, плюс большие арены в Праге, Дуб­лине, Берлине и Франкфурте».
Команда сформировалась не сразу. Г-н Гальперин, продюсер «Эра-ТВ», сегодня параллельно занимается репертуаром клуба: «Я пришел в 2008 г., после того как проработал на «Эре» пять лет. Как раз наступил кризис, рекламные деньги с телевидения схлынули, и многие проекты стали закрываться». Выступления в Екатеринбурге Tricky, UNKLE, Яна Тьерсена, Hurts, Sum 41 — во многом его заслуга. Г-н Кумыш считает подбор сотрудников штучной работой, а свою команду — уникальной: «У нас работают одни из лучших в этом деле людей в стране. Мы на сегодня способны привезти артиста практически любого уровня». Но некоторых пока не под силу, например группу U2: ей нужна площадка типа «Олимпийского» в Москве.
Проблему акустики на бывшем складе решили за счет специальных звукоотражающих панелей на стенах и подвешенных под потолком матов. Они избавляют помещение от эха: позволяют избежать отражения звука от поверхностей и его дублирования. Выглядят акустические находки кустарно, но с поставленными задачами справляются. «Если бы мы не обеспечивали требуемое качество звука, то не могли бы проводить звездные концерты», — отмечает Семен Гальперин.
Держится на репутации
Заданный TELE-CLUB музыкальный формат за пять лет существования кардинально не менялся, а лишь становился разнообразнее. Аудитория — от 18-летних поклонников тяжелой музыки и хип-хопа до приверженцев джаза и лаунжа, которым за 30. «Есть люди, которые просто доверяют нашему вкусу и ходят почти на любые концерты», — добавляет г-н Гальперин. Одно из главных правил клуба — «нет» попсе. Даже в ущерб выручке. Над ответом на вопрос, кого точно не позовут, Семен Гальперин не раздумывает: «Киркорова, например. С экономикой у него все хорошо, он всегда собирает полные залы. И не то чтобы мы его не уважаем или презираем этот музыкальный формат, просто попса — не наше. Да и ему самому на этой площадке будет не очень комфортно. Атмосфера индустриального здания подходит любым андеграундным направлениям — року, рейву, хип-хопу». Хотя тут же добавляет, что певицу MaкSим на сцене TELE-CLUB представить способен: «Она выступала в Б1, думаю, и у нас ее концерт возможен».
Телеклубовцы не боятся экспериментировать. (Так было, скажем, с пост-роковой группой 65daysofstatic. До этого в Екатеринбург пост-рок никто не привозил. А команда собрала полный зал.) Однако чаще предпочитают действовать аккуратней, анализируя полный перечень информации об исполнителях: собираемость залов в других городах, радиоротацию, привычные площадки, популярность в социальных сетях, факты музыкальной биографии. Г-н Гальперин: «Выпуск альбома — одна из причин пригласить группу. Смотрим все, что происходит с исполнителями».
Работа с посредниками не способствует успеху в клубном бизнесе, в этом телеклубовцы убедились на опыте московского Б1, который стоял у истоков концертного направления в России. «Они сотрудничали с разными менеджерами, которые конкурировали между собой: кто привезет тот или иной коллектив и перепродаст его Б1. В итоге клуб закрылся», — рассказывает Семен Гальперин. Поэтому прямой контакт с крупнейшими мировыми агентствами и эксклюзивными агентами звезд — принципиальная позиция TELE-CLUB. Всего в мире пять крупнейших агентств, в которых сосредоточены практически все нужные клубу артисты. Их представительства находятся в Великобритании и США: англичане и американцы подмяли под себя рынок.
Продюсеры в Екатеринбурге ежедневно переписываются не только с лидерами, но и с десятками более мелких букинг-агентств. С агентом певца Tricky г-н Гальперин вел переговоры около года. «Нужно держать руку на пульсе, постоянно быть в курсе всего, что происходит. Иначе нельзя. Потому что, когда ты вступаешь в переговоры, тебе не сообщают цену, а спрашивают: «Сколько у вас есть?» Если ты не в рынке, то не разобраться. Мы с помощью своей осведомленности немало экономим», — поясняет продюсер. Кроме того, в Екатеринбурге организация концертов дешевле, чем в столице, добавляет он: «В Москве рынок сильно перегрет. Он надувался, как мыльный пузырь, несколько лет. Очень много компаний охотятся за одними и теми же артистами, предлагая баснословные гонорары. Некоторые агенты понимают такую специфику столицы. В ходе переговоров нам удается снизить стоимость звезды в среднем в 2-3, а бывало и в семь раз. Другие же думают, что везде в России так, надо брать за гастроли в Екатеринбурге столько же, сколько в Москве. В последнем случае договориться обычно не получается, но, если нам кровь из носу нужен артист, приходится платить».
Есть и другие сложности. Западные агентства плохо представляют, где находится Екатеринбург, нужно объяснять. Но больше вредит недоверие иностранцев к России в целом. Сомнительная репутация сложилась за многие годы: концертная деятельность в стране не отрегулирована, в этой сфере работает много необязательных людей, аферистов. Разрушать стереотипы приходится годами. «Есть несколько правил хорошего тона, которые мы выполняем. Не обманывать, не пропадать, перечислять деньги вовремя, а если у тебя что-то просят, попытаться дать больше. Райдер выполнять на 100%. Мы грамотно пишем по-английски — это могут далеко не все российские промоутеры», — с иронией комментирует Семен Гальперин. Преодолевать барьеры помогают рекомендации агентств, с которыми TELE-CLUB уже успел поработать. «На них всегда можно сослаться. Букинг-агентства друг с другом общаются. И если ты сотрудничал хотя бы с одним — уже хорошо. Мы в основном работаем со всеми пятью мировыми компаниями и с рядом агентств поменьше, поэтому всегда можем сослаться на наш прошлый опыт», — рассказывает продюсер.
Почему бар не сделает кассы
О финансовой стороне представители TELE-CLUB говорят «раз на раз не приходится». По словам г-на Гальперина, промоутер должен заработать клубу 20% от бюджета концерта. По факту — по-разному: можно много получить или много потерять. Нередки случаи, когда звезд привозят в убыток, но успех нельзя просчитать заранее. Это главный риск концертного бизнеса, с которым связаны все остальные. Впрочем, если не считать историю с «Табакеркой», где, как говорит Олег Кумыш, была «зарыта энная сумма», проект работает с положительным балансом, хотя и постоянно требует дальнейших капиталовложений. «Бизнес-процесс постепенно отлаживается, появляются наработки, связи, отношения, сокращаются издержки, улучшается техническое оснащение», — отмечает собственник.
Структура доходов усредненно выглядит следующим образом: продажа билетов — около 70%, вклад спонсоров — около 20%, заработок от бара — порядка 10%. Однако пропорция зависит от множества факторов, не последний из них — удачное попадание при выборе артистов. Порой спонсорская поддержка может достигать 50%. «Спонсор хочет себя позиционировать в определенной музыкальной нише. Кто-то выбирает лаунж, кто-то — электронную музыку, кто-то — прогрессивное инди», — говорит Семен Гальперин. Чаще спонсорами выступают производители пива и сигарет, иногда медиамаркеты, которые рассчитывают на автограф-сессию. На бар телеклубовцы практически не делают ставку: опыт показал, что на живых концертах люди пьют мало. Средний чек бара не превышает 500 руб.
Двигать продажи помогают имеющиеся медиаресурсы — телеканал и радиостанция. «Если у группы есть хороший видеоклип, можно пользоваться каналом MTV. Если она подходит по формату для «Максимума», мы можем включить песню в местную ротацию», — поясняет продюсер. Для некоторых звезд этого не требуется. Г-н Гальперин: «Билеты на концерт Земфиры продаются без всякой рекламы».
В последнее время TELE-CLUB пытается зарабатывать, привозя артистов на другие площадки и на корпоративы, но это получается с переменным успехом. «На корпоративах больше востребованы артисты попсового формата. Если бы спрос был на артистов формата De Phazz или Gabin — другое дело. Но на Урале это пока не очень актуально», — заключает Семен Гальперин.
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.