Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

Как яхтинг помогает развивать бизнес

эксперты Валерий Балябин экс-франчайзи SELA Артем Беулов бизнесмен, владелец клуба «Ривьера» (Заречный) Сергей Кисляков генеральный директор компании «Спрей» Юрий Крюченков генеральный директор Цен

Яхтинг стал модным увлечением уральских бизнесменов. Они покупают парусники и участвуют в VIP-гонках на местных водоемах. Ходят по волнам за рубежом. Тусовка приносит членам яхт-клуба не только позитивные эмоции, но и пользу для бизнеса. Привыкнув доверять друг другу на воде, они заключают контракты и на суше.

эксперты
Валерий Балябин
экс-франчайзи SELA
Артем Беулов
бизнесмен, владелец клуба «Ривьера» (Заречный)
Сергей Кисляков
генеральный директор компании «Спрей»
Юрий Крюченков
генеральный директор Центрального стадиона, вице-президент Федерации парусного спорта России
Владимир Пашкин
экс-франчайзи SELA
Александр Попов
генеральный директор ЗАО «Регионстрой»
Вячеслав Фролов
директор гостиницы «Домашний отель»

Как попасть в яхт-клуб? Как продвигать компанию с помощью яхтинга?
Почему уральская верфь находится в лесу?

Я хтсменов среди бизнес-элиты узнать легко. Эти люди словно светятся изнутри — они полны энергии, открыты миру, обладают удивительным обаянием. Их кабинеты заставлены атрибутами жизни под парусом. Например, в офисе «главного яхтсмена» Екатеринбурга Юрия Крюченкова на стене возле эскиза Центрального стадиона со стремительным росчерком Эдуарда Росселя «Принципиально согласовано» висят часы-штурвал с маятником-якорем. На других стенах — картины и фотографии яхт. И таких примеров немало.

Екатеринбургские топы все чаще покупают парусные лодки. Несмотря на то что живем мы среди гор, увлечение яхтингом становится модным трендом. На акватории Верх-Исетского пруда уже около 40 яхт. На уральских водоемах владельцы держат парусники для ежедневного летнего отдыха и местных соревнований. Часть судов яхтсмены швартуют за рубежом, там же участвуют в международных регатах или совместных морских походах. Среди обладателей яхт — Александр Попов, Вячеслав Фролов, Валерий Балябин, Владимир Пашкин, Дмитрий ЛаврИненко и многие другие. Однако яхтинг не сразу стал привлекать внимание екатеринбургской элиты. И развивался не сам по себе. Его развивали целенаправленно. У истоков, как убеждают в узких кругах, стояли два человека — Сергей Кисляков и Юрий Крюченков. Один строит яхты, другой соз­дает инфраструктуру — яхт-клуб, места стоянок, сервисное обслуживание, а еще организует гонки и совместные морские вылазки.

Как построить яхту

Верфь, где строят уральские яхты, находится не на водоеме, как принято считать, а на суше — в пос. Кольцово. Суда создает компания «Спрей». Процесс сложный. На изготовление одной яхты может уйти до 2,5 лет. В цехе, в котором делают лодки, пахнет химическими средствами, используемыми для производства корпусов. В разных уголках цеха лежат пайолы — деревянные дощечки, служащие в качестве пола яхты. Их выпиливают вручную, для каждого судна по своим размерам и конфигурации. Глядя на все это, понимаешь, что поставить такое производство на поток практически невозможно. Тем не менее в разной степени готовности на площадке стоит с десяток яхт. Чтобы прийти к нынешним объемам производства, компании пришлось пережить много взлетов и падений, а история ее развития, как и жизнь всего уральского яхтинга, тесно связана с новейшей историей России.

При СССР существовала сеть яхт-клубов. Детские спортивные секции финансировали из государственного бюджета. Со временем система рухнула, дети выросли, а мечта о собственных яхтах осталась. В начале 90-х гг. яхт в стране выпускали мало, и по старинке действовала распределительная система, при которой Министерство спорта СССР лучшие суда оставляло в окрестностях Москвы и Ленинграда. О зарубежных яхтах тогда даже никто не задумывался. Чтобы осуществить детскую мечту о собственном паруснике, группа уральских единомышленников решила его построить. Для начала они поехали на ленинградскую верфь, разыскали там конструктора Стружилина. «Мы к нему приходили вечером, когда рабочие уже уходили с верфи, и со стола все срисовывали. Яхтсмены — это такая братия, все друг друга всегда понимают. Мы ему говорили, что построим его лодку, а он об этом только и мечтал, потому что на верфи было массовое производство, где суда клепают криво-косо», — вспоминает Сергей Кисляков, генеральный директор компании «Спрей». Лодку делали на свои деньги и своими руками, после работы. «Я тогда на заводе им. Калинина работал, некоторые материалы приходилось тащить с производства — скажем, алюминий, титан. Был такой маразм советский, когда все есть, а купить нельзя», — признается г-н Кисляков.

Летом 1983 г. яхта «Белый соболь» совершила свой первый рейс по акватории Верх-Исетского пруда. Сейчас, спустя 25 лет, ее все еще можно увидеть на причале яхт-клуба. За это время она побывала на Онежской регате, совершила поход по Черному и Средиземному морям в Грецию. А ее создатели теперь профессионально строят суда. Ради этого, когда в распадающемся Союзе разрешили коммерческую деятельность и начали образовываться кооперативы, Сергей Кисляков ушел с завода и открыл компанию «Спрей».

Вскоре у «Спрея» появились партнеры, с которыми компания работает до сих пор. Это Санкт-Петербургский экспериментальный завод спортивного судостроения (сейчас — «Рикошет дизайн группа» под руководством главного конструктора Юрия Ситникова), где проектируют яхты. А смолу для изготовления корпусов яхт поставляет предприятие «Казарин и К» (Нижний Тагил). Паруса тогда производила компания «Коматек» под руководст­вом г-на Крюченкова. Опыт строительства перенимали везде, общались с иностранными яхтсменами на международных соревнованиях. Г-н Кисляков: «За границей всегда строили яхты и частные самолеты. А в СССР — ракеты и танки и ничего для человека. Чтобы догнать западные страны, надо учиться всю жизнь».

Во время дефолта строительство яхт практически прекратили, компании пришлось на время переориентироваться на изготовление металлоконструкций — гаражей, решеток, лестничных маршей. Сейчас, когда екатеринбургские бизнесмены вновь встали на ноги и у них появились деньги, производство яхт опять начинает набирать обороты. За 20 лет компания построила около 200 яхт. Сегодня она выпускает двенадцать модификаций парусных судов размерами от 5,5 до 12,2 м — от спортивной яхты класса микро «Рикошет 550 Р» до комфортабельной трехкаютной «Рикошет 1220». Стоимость судов от 500 тыс. руб. до $300 тыс. Яхты «Спрея» можно встретить в Средиземном море, в Персидском заливе, в портах Англии, Франции, Италии. 90% яхт, пришвартованных в екатеринбургском яхт-клубе, построил «Спрей».

Куда уходят деньги VIP-яхтсменов

Чтобы развивать предприятие по строительству яхт (а их делают только под заказ), нужно увеличивать рынок сбыта. Несколько лет назад Сергей Кисляков в разговоре с губернатором Эдуардом Росселем задал вопрос — почему спрос развивается медленнее, чем хотелось бы? Г-н Россель ответил: «Ты по­ставил вагоны впереди паровоза и спрашиваешь, почему они не едут?!» Сформировать спрос на яхтинг можно, если в Екатеринбурге будет развита инфраструктура. Купленную лодку где-то нужно оставлять зимой, причем желательно, чтобы место это охраняли. Судно надо ремонтировать. И наконец, необходимо вовлекать новых людей. Для этого нужны соревнования, в которых могут участвовать как спортсмены, так и любители. Организаторскую функцию взял на себя еще один человек, влюбленный в парус, — собственник компании «Коматек» Юрий Крюченков, он же директор Центрального стадиона и вице-президент Федерации парусного спорта России. На вопрос «Зачем вам это нужно?» он отвечает просто: «Если никто этим не займется, парусного спорта не будет».

Организацию яхт-клуба г-н Крюченков начал с решения административных задач: «Прежде всего все здания и сооружения водопользования, оставшиеся с советских времен, а также прилегающий земельный участок нужно взять в аренду у МУГИСО. Тем самым мы легализуем собственную возможность размещать парусные и парусно-моторные суда». Однако, добавляет он, дело это небыстрое: «Я, Юрий Крюченков, проживший в родном городе 55 лет, водопользование оформлял полтора года! Такие административные барьеры».

Г-н Крюченков мечтает увлечь яхтингом местную бизнес-элиту, но сверхзадачу видит в развитии детской секции парусного спорта, где будут расти профессиональные яхтсмены. Чтобы осуществить обе мечты, нужна экономическая платформа: найти деньги на аренду, на коммунальные услуги, на оснащение (одноместная детская яхта стоит 130 тыс. руб.), на зарплату тренерам, организацию и призовой фонд соревнований. Рассчитывать на государственную поддержку парусного спорта практически не приходится, поэтому схема финансирования сложная, источников много: благотворительные фонды (например, общественная организация «Спортивная Россия»), ДЮСШ (средства на зарплату тренеров), собственные меценатские средст­ва компании «Коматек» и др.

Часть денег яхт-клуб может заработать самостоятельно. Для этого существует плата за стоянку яхт. По сути, она-то и стала членским взносом с бизнесменов-яхтсменов в клубе. Назвать точные цифры — во сколько обходится «парковка» яхт, Юрий Крюченков затруднился. «Секретов нет, дело в том, что к каждой яхте подходим индивидуально. Есть люди, которые платят 10 тыс. руб. в месяц, а есть те, кто тысячу. Но при этом последние помогают, допустим, в ремонте яхт-клуба или закупают доски для восстановления пирса», — пояснил он. Сейчас сборы за стоянку яхт покрывают около 50% текущих расходов клуба.

Еще один способ заработать средства на функционирование яхт-клуба — организовать платное обучение для непрофессионалов. По правилам рулевой обязательно должен иметь удостоверение капитана, без которого он не может управлять парусником ни на местных водоемах, ни на зарубежных. Яхт-клуб дает собственникам судов возможность поучиться и получить удостоверение капитана международного образца. Корочки стоят 15 тыс. руб., цену обучения оговаривают индивидуально. Тренинги обычно проводят профессиональные спортсмены.

Таким образом, в Екатеринбурге по­явились все условия для развития яхтинга: есть водоемы, компания, производящая суда, организован клуб, где можно найти круг общения и пройти обучение1. Для популяризации яхтинга единомышленникам оставалось приобщить как можно больше людей. Этот вид спорта достаточно дорогой, и во всем мире яхтами традиционно владеет политическая и бизнес-элита. Екатеринбург не стал исключением. По­степенно в клуб потянулись местные бизнесмены.

Кто составит протекцию в элитную лигу

Чаще всего в яхтинг попадают через друзей-знакомых. «Мы с Валерой (Валерий Балябин — экс-франчайзи SELA, компаньон. — Прим. ред.) пришли в этот вид спорта пять лет назад, случайно. Друг пригласил нас пройтись на яхте по Белоярскому водохранилищу. И захватило, понравилось, решили построить свою яхту», — вспоминает Владимир Пашкин, экс-франчайзи SELA. Сейчас у компаньонов круизер «Рикошет 747». Александр Попов, генеральный директор ЗАО «Регионстрой»: «Во всем друг виноват, все звал: «Пойдем пройдемся под парусом!» Я пошел и уже через неделю его яхта стала моей».

Второй способ стать членом яхт-клуба — бизнесмен покупает лодку, о которой мечтал с детства, а уже потом думает, что с ней делать. «Яхту я всегда хотел и наконец приобрел. Большую, гоночную. Сначала думал переделать ее в круизную, но Валерий Язев (основатель корпорации «ЯВА», ныне депутат Госдумы. — Прим. ред.) отговорил. У него была такая же, он сказал, что мы соревноваться будем», — вспоминает АРТЕМ БЕУЛОВ, предприниматель из Заречного. Сейчас эта яхта стоит в Турции. Спорт увлек г-на Беулова настолько, что в Заречном на акватории Белоярского водохранилища он на собственные средства создал яхт-клуб, где занимается детская парусная секция. Вячеслав Фролов, директор гостиницы «Домашний отель», рассказывает, что вначале тоже купил яхту, а уже потом занялся спортом. «Свою первую лодку я приобрел в далеком 1996 г. за $8 тыс. Строили ее в «Спрее». Меня сразу пригласили на этап чемпионата Европы. Оказалось, что экипаж там есть, а лодка для него не пришла. Я предложил ребятам свою яхту, если они возьмут меня в состав экипажа». Позже эту лодку г-н Фролов продал. Сейчас на ней ходит команда из Снежинска, а себе директор «Домашнего отеля» построил другую яхту, которая пришвартована в Польше.

Бывают случаи и нестандартного «попадания в яхтинг». Например, г-н Крюченков до сих пор с улыбкой вспоминает один день из жизни клуба: «Однажды мне позвонил помощник Дмитрия Лавриненко, заместителя гендиректора «Уралсевергаза», и организовал нашу встречу. Г-н Лавриненко приехал в яхт-клуб с охраной — много джипов, его люди оцепили всю территорию. Он зашел, сказал, что хотел бы здесь позаниматься. Посидели, чай попили, сейчас он постоянно в клубе, недавно третье место в гонках занял».

По словам яхтсменов, часто люди находятся в плену стереотипа: клуб — закрытое общество. На самом деле попасть в него просто. Пришел на причал, сказал: хочу заниматься! Если понравится — остался. И еще члены клуба отмечают, что атмо­сфера в тусовке дружеская. Попав на яхту, человек освобождается от давления денег и статусов, от привычки командовать. Главный на борту — капитан, а все остальные члены экипажа равные среди равных.

С пользой для дела

Как признаются бизнесмены, хобби дает им три положительных момента: удовольствие, спортивные успехи и пользу для дела. Эмоциональную привязку чув­ствует каждый. Г-н Попов: «Невозможно передать те ощущения, когда держишь ветер в собственных руках! Ветер, волны, солнце, скорость — и все это без копоти и рева мотора: в этом есть особый драйв». Валерий Балябин говорит, что для него главное в этом виде спорта — возможность воспитания собственных детей: «Яхтинг — это красиво, чисто. В то же время здесь нужна мужская сила, смелость, сноровка, чувство локтя, понимание ветра. И еще здесь воспитывается командный дух, работать приходится не только парусами, но и головой. А иногда и палубу мыть надо. Через это в нынешний век индустриализации, когда все увлечены компьютерными играми, детей можно приобщить к живому».

О пользе для бизнеса яхтсмены говорят более сдержанно. Вячеслав Фролов: «Мы вместе ходим в море, поэтому друг другу доверяем и помогаем в различных ситуациях. Во всех уголках планеты появляются друзья, завязываются деловые контакты. У меня конкретных сделок пока не было, все в стадии обсуждения, но я знаю, к кому могу обратиться». Юрий Крюченков: «В нашем клубе сейчас активно занимается представитель и совладелец «Атомстройкомплекса» Павел Кузнецов. А теперь спросите меня: где вы будете плитку брать для строительства Центрального стадиона? Ответ: в «Атомстройкомплексе». Потому что помимо главных в бизнесе параметров цена — качество я смотрю на надежность людей. А с ним мы не раз в море ходили, он не подведет». Г-н Пашкин: «Я не буду сейчас конкретные примеры приводить, у каждого свой бизнес. Но одно скажу точно: тусовка — вещь полезная».

Часто бизнесмены используют яхтинг как инструмент продвижения собственной компании. Для этого они становятся спонсорами соревнований или проводят именные регаты. Начало таким гонкам положил Валерий Язев. «Я пришел к Валерию Афанасьевичу и предложил стать спонсором одной из трех регат — Кубка Америки с бюджетом в $100 млн, участия нашей команды в кругосветной гонке с бюджетом $50 млн и, наконец, именной регаты. Язев сказал: «С Кубком ты не к тому подошел, вокруг света мне неинтересно, потому что мой бизнес в регионе, а вот последнее заманчиво», — рассказывает г-н Крюченков. Так появилась знаменитая регата «ЯВА-трофи» с бюджетом в $15 млн. Почти десять лет она проходила на Урале, и на нее съезжались всемирно известные спортсмены. И лишь в этом году гонку перенесли в Москву, куда переместились интересы г-на Язева.

По примеру корпорации «ЯВА» проводить регаты стали и другие компании — «Униколор», SELA. «Мы свою регату позиционировали как мероприятие для развития парусного спорта вообще, а также для продвижения торговой марки», — замечает Владимир Пашкин. Регата обошлась компаньонам в 1 млн руб., деньги пошли на призовой фонд соревнований, обеспечение судей и на культурно-массовую программу — концерты при открытии и закрытии гонок.

«Парковать» яхты скоро будет негде

Несмотря на инвестиции, интерес со стороны бизнеса, людей-локомотивов, развивающих яхтинг, в этом виде спорта есть трудности. Яхтинг — дорогое увлечение. Если машину, велосипед, мотоцикл можно припарковать где угодно, то пришвартовать яхту — большая проблема. «В Екатеринбурге со стоянками год от года все сложнее. Все объекты инфраструктуры были построены в 70-е гг., сейчас спрос растет, и на всех места не хватает. Для строительства нового яхт-клуба требуются миллионы долларов. Бизнесу самостоятельно это не потянуть, нужны инвестиции со стороны городских властей», — поясняет г-н Балябин.

Юрий Крюченков соглашается, что ин­фраструктуры не хватает и нужны вливания. При этом он убежден: спонсорам, частным или государственным, такие инвестиции могли бы вернуться. «Я бы сломал стереотип, что спортивные объекты или мероприятия убыточны. Если к каждому событию подходить как к проекту, формируя его устав, программу, расписывая денежные потоки, то при хорошем менеджменте можно все это сделать рентабельным», — уверен он. И тут же резюмирует — в Екатеринбурге пока нет специалистов, которые могли бы сделать яхтинг прибыльным.

(1)Для бизнесменов в яхт-клубе организуют VIP-гонки. При этом команда набирается из непрофессионалов, а у штурвала часто стоит известный спортсмен. Призовой фонд местных соревнований доходит до 250 тыс. евро и формируется из взносов участников гонок. Нередко наши бизнесмены участвуют в международных VIP-регатах.

детали
Как стать яхтсменом

1 - Прийти в яхт-клуб на Верх-Исетском пруду и сказать: «Хочу ходить на яхтах!»
2 - Сходить в рейс с кем-нибудь из яхтсменов
3 - Купить парусную лодку (от 500 тыс. руб.)
4 - Обеспечить место стоянки яхты (5-10 тыс. руб. в месяц)
5 - Получить удостоверение капитана (15 тыс. руб. за корочки)
6 - Участвовать в VIP-гонках (членский взнос, из которого формируют призовой фонд, от 10 тыс. евро)
7 - Брать яхту в аренду, когда едешь в отпуск на море или океан
8 - Купить собственную большую яхту

Источник: опрос яхтсменов.
Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.