Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Какие сети DIY нацелились на Екатеринбург

эксперты Андрей Ендальцев руководитель отдела маркетинга сети магазинов «Водяной» Надежда Иванова директор по маркетингу компании «АГОРА» Евгений Мельников заместитель генерального директора по ком

На екатеринбургском рынке строительного ритейла ожидается очередной виток интервенции международных игроков. Крупные местные операторы намерены удержать свои доли за счет запуска новых форматов и расширения торговых площадей. Мелким сетям предстоит провести реконцепцию или приготовиться к продаже.

эксперты
Андрей Ендальцев
руководитель отдела маркетинга сети магазинов «Водяной»
Надежда Иванова
директор по маркетингу компании «АГОРА»
Евгений Мельников
заместитель генерального директора по коммерции компании «Олипс»
Сергей Москалев
руководитель отдела маркетинга компании «ВТК Премьер»
Ринат Мухаметвалеев
исполнительный директор «Треста СКМ»
Владимир Мухачев
коммерческий директор ТК «КОР»
Игорь Суханов
генеральный директор группы компаний «Оборонснабсбыт»
Валентина Уралова
независимый консультант в сфере строительного ритейла

Когда объемы продаж стройматериалов перестанут расти?
Какие сети DIY нацелились на Екатеринбург?
Есть ли возможность развития у мелких магазинов стройматериалов?

Поданным Комитета по товарному рынку администрации г. Екатеринбурга, за 2007 г. количество магазинов стройматериалов и сопутствующих товаров (без учета торговых комплексов) уве­личилось незначительно — с 85 до 88. Но уже с начала 2008 г. их число выросло до 96. Стройритейлеры, как оценивают эксперты, занимают уже 90 тыс. кв. м торговых площадей. Согласно планам крупных мест­ных и федеральных игроков, эта цифра в ближайшие год-два может вырасти минимум в два раза. «Операторам рынка нужно приготовиться к работе в условиях низкой доходности: затраты будут расти, а выручка на 1 кв. м снижаться», — прогнозирует РИНАТ МуХАМЕТВАЛЕЕВ, исполнительный директор «Треста СКМ».

Рынку стройматериалов осталось расти три-четыре года

Как отмечают аналитики РБК, оборот российского рынка розничной торговли строительными материалами в магазинах формата DIY по итогам 2007 г. составил $14 млрд. При этом почти 50% продаж пришлось на Москву, Санкт-Петербург и города с населением свыше 1 млн человек. Доля Екатеринбурга 3% — не менее $420 млн.

Своим ростом рынок по-прежнему обязан увеличивающимся доходам населения и необходимости модернизации жилья. По оценкам аналитиков, свыше половины россиян проживают в домах, построенных в 1971-1995 гг., более 25% — в домах, возведенных в 1957-1970 гг. Согласно данным исследования TGI-Russia (Российский Индекс Целевых Групп), в среднем в России почти 30% домохозяйств за последние двенадцать месяцев делали ремонт вторичного жилья или дачи.

В прошлом году в Екатеринбурге ввели в эксплуатацию 810 тыс. кв. м жилой недвижимости, почти в каждой новоприобретенной квартире проводился ремонт. В планах мэрии на 2009 г. — построить до 1 млн кв. м жилья.

НАДЕЖДА ИВАНОВА, директор по маркетингу компании «АГОРА», добавляет: несмотря на радужные прогнозы горадминистрации, темпы роста рынка недвижимости, а значит, и стройматериалов могут в этом году несколько замедлиться. «Из-за ужесточения условий выдачи ипотечных кредитов и повышения ставки по ним на 2-3% покупка жилья идет не так активно, как в 2007 г. Это соответственно сказывается на потребности в ремонте. Кроме того, уже с 2006 г. ощутимо перераспределились денежные средства потребителей между рынками: люди стали тратить больше денег на машины, туристические поездки и т. д.», — констатирует г-жа Иванова. Как считает ИГОРЬ СУХАНОВ, генеральный директор группы компаний «Оборонснабсбыт», в ближайшие три-четыре года спрос продолжит активно расти, но уже с 2012 г. дальнейшего увеличения объемов продаж операторам ждать не стоит.

Сегодня на екатеринбургском рынке много некрупных компаний, жизненный цикл которых составляет два-три года, поясняет АНДРЕЙ ЕНДАЛЬЦЕВ, руководитель отдела маркетинга сети магазинов «Водяной». Ключевых же игроков, по его подсчетам, 15-20, на их долю приходится до 80% всех продаж строительных и сопутствующих материалов. Последние два-три года лидеры не меняются: ритейл-порт «Докер», КОР, «Трест СКМ» («СтройАрсенал» и «СуперСтрой»), OBI, ряд крупных специализированных сетей, таких как «Водяной», «Бегемот», DOOR & FLOOR (компания «АГОРА»). АНАТОЛИЙ ЛИСЬЕВ, директор департамента маркетинга «Треста СКМ», полагает, что рыночные доли операторов остались прежними, поскольку компании поддерживают постоянную клиентскую базу. Впрочем, ряд экспертов заметили укрепление позиций «Оборонснабсбыта» в связи с активным продвижением нового, уникального формата для города — ритейл-парка: количество арендаторов «Докера» увеличилось до 315 (в марте 2007 г. их было 270).

Такая стабильность не продлится долго. Уже в ближайшем будущем покупательские потоки подвергнутся корректировке из-за появления новых крупных игроков. В частности, в марте 2008 г. на месте Уралмашевского рынка открылся гипермаркет «Дом» общей площадью 10 тыс. кв. м. «Мы торговали на этой территории строительными материалами на протяжении десяти лет, правда, с контейнеров. Затем провели маркетинговые исследования и пришли к выводу, что нужно развивать новый формат», — рассказывает СЕРГЕЙ ПУШКАРЬ, директор управляющей компании «Город 2000». По его словам, в связи со спецификой Орджоникидзевского района 80% товаров будет представлено в сегментах эконом и средний. Помимо новых местных игроков заработать на рынке стройритейла хотят и иногородние операторы. Как сообщает Комитет по товарному рынку администрации г. Екатеринбурга, о своих намерениях открыть гипермаркеты в городе в 2009-2010 гг. заявили две международные сети.

Иностранцы споткнулись о недвижимость

Самое ожидаемое событие для мест­ных игроков — запуск гипермаркетов формата DIY сети Leroy Merlin (входит в Groupe Auchan). Как стало известно по итогам встречи Эдуарда Росселя с делегацией представителей французских деловых кругов во главе с послом Франции в России Станисласом де Лабуле, Leroy Merlin готов вложить в строительство своих магазинов в Свердловской области 4 млрд руб. Анонсировалось, что Leroy Merlin намеревается открыть гипермаркеты не только в Екатеринбурге, но и в Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском и других областных городах. Средняя площадь одного магазина  — 10-12 тыс. кв. м. Ассортимент — около 35 тыс. наименований. Пока официальной информации о площадках для размещения этого оператора нет, однако переговоры с девелоперами и администрацией города представители Leroy Merlin ведут.

О планах открыть гипермаркет в Екатеринбурге вновь заявила английская сеть Castorama. Ритейлер уже несколько лет пытается начать работать в городе, однако не может найти подходящую площадку. Поэтому Castorama решила осваивать Уральский регион с Челябинской области — там в нынешнем году появятся два гипермаркета.

Недавно представители британской компании King Fisher (управляет в России сетью магазинов Castorama. — Прим. ред.) в очередной раз посетили столицу Урала и провели переговоры с премьер-министром Свердловской области ВИКТОРОМ КОКШАРОВЫМ. Чиновник отметил, что найти в городе походящий свободный участок стройритейлеру, вероятнее всего, не удастся. Поэтому он предложил King Fisher рассмотреть вариант размещения магазинов на территориях городов-спутников Екатеринбурга, в частности в Березовском или Арамиле. Как сообщил МАЙКЛ БЬЕРКЛУНД, директор по недвижимости King Fisher, средняя площадь каждого из семи торговых центров, открытых в России, составляет около 12 тыс. кв. м, но компания готова запускать магазины меньшей площади — 5-6 тыс. кв. м, в том числе и в других городах области. Г-н Кокшаров предложил представителям британской компании как можно скорее подготовить технические требования для создания первого гипермаркета Castorama, а также подобрать уполномоченного, с которым будут вестись дальнейшие переговоры.

Кроме того, как сообщили в Комитете по товарному рынку, ищет себе площадки под новые гипермаркеты и немецкая сеть ОBI.

По мнению аналитиков, варягам вряд ли удастся быстро осуществить намеченные планы. Г-н Суханов конкретизирует: из-за удорожания заемных средств и себестоимости строительства сроки ввода в эксплуатацию торговых объектов в ближайшие год-два замедлятся. «Для местных игроков это возможность укрепить свои позиции на рынке», — считает он. Однако Игорь Суханов замечает, что по этим же причинам ГК «Оборонснабсбыт» скорректировала сроки реализации проекта второй очереди ритейл-порта «Докер».

Г-н Мухаметвалеев полагает, что даже открытие в Екатеринбурге еще двух-трех строительных гипермаркетов не изменит существенно объемы продаж у лидеров — город может вместить 10-15 подобных магазинов, пока же их всего четыре.

Эксперты прогнозируют: предстоящие несколько лет станут самыми интересными в развитии екатеринбургского рынка стройматериалов. «Его будущий облик будет зависеть от того, как сложится противостояние или партнерство между столичными и местными игроками», — подытожил г-н Ендальцев.

Местные игроки прирастают квадратными метрами

Готовясь к появлению международных конкурентов, ведущие местные операторы стройритейла наращивают объемы собственных площадей или заходят в строящиеся ТЦ по рыночным арендным ставкам. К примеру, в начале июля в ТОЦ «Вега» на Новомосковском тракте открылся второй в Екатеринбурге DIY-гипермаркет «СтройАрсенал» площадью 6,3 тыс. кв. м. По словам ВЛАДИМИРА КАТАЕВА, гендиректора «Треста СКМ» (управляет магазинами строительных и отделочных материалов «СуперСтрой» и гипермаркетами «СтройАрсенал»), ритейлер ведет активную экспансию и рассматривает различные варианты работы своих розничных точек как по торговому формату, так и по месту размещения. Г-н Мухаметвалеев уточнил, что в Екатеринбурге его компания по возможности готова открыть еще четыре «СтройАрсенала».

С этого года «Трест СКМ» стал самой крупной розничной сетью на рынке DIY в России по числу торговых подразделений. Сейчас функционируют 50 точек (с учетом франчайзинговых магазинов). К 2011 г. сеть может вырасти до 74 магазинов общей площадью около 290 тыс. кв. м. Часть средств на развитие даст новый инвестор — фонд Aurora Russia. Он приобрел за $32 млн 24,3% компании Grindelia Holdings Ltd, владеющей 99,5% ЗАО «Вариант-Инвест», которому, в свою очередь, принадлежат сети «СуперСтрой» и «СтройАрсенал». В сделку стоимостью $32 млн вошли 34 магазина, в том числе 31 супермаркет «СуперСтрой» и три гипермаркета «СтройАрсенал» общей площадью 53 тыс. кв. м. Фонд Aurora Russia стал совладельцем магазинов.

Ринат Мухаметвалеев убежден, что вторая точка «СтройАрсенала» в Екатеринбурге будет столь же успешной, как первая. ВАЛЕНТИНА УРАЛОВА, независимый консультант в сфере строительного ритейла (бывший коммерческий директор «Треста СКМ». — Прим. ред.), не разделяет оптимизма топ-менеджмента «Треста СКМ». «Во-первых, проект ТОЦ «Вега» изначально не был заточен под арендаторов DIY — у него маленькая парковка, небольшой вход, нет лифтов, эскалаторов. Во-вторых, вряд ли арендаторы ТОЦ будут сидеть на трафике за счет «Меги» — мало кому из покупателей захочется вначале провести полдня в одном большом ТЦ, а затем отправиться в другой. В-третьих, норма отдачи с 1 кв. м в DIY — $400. По моим данным, показатели OBI ниже, а открытие фактически на той же территории «СтройАрсенала», скорее всего, приведет к каннибализму — магазины просто «съедят» друг друга». «Мы укладываемся в показатели эффективной отдачи с кв. м. И, насколько мне известно, OBI в Екатеринбурге один из самых успешных по стране», — парирует г-н Мухаметвалеев. Но в то же время он уверен, что новый «СтройАрсенал» перетянет на себя большую часть покупателей OBI.

По мнению ЕВГЕНИЯ МЕЛЬНИКОВА, заместителя генерального директора по коммерции компании «Олипс» (управляет рынком «Новомосковский»), запуск ТОЦ «Вега» (где помимо «СтройАрсенала» есть магазины ГК «Росстайл» с четырьмя форматами — «Декор-престиж», ориентированный на средний сегмент, «Декор-буржуа» — на премиальный, детский «Маленькая страна» и «Все для дома». — Прим. ред.), скорее всего, усилит эффект синергии торгового узла в районе ул. Металлургов. «Например, наша компания продолжит развитие площадки рядом с РК «Новомосковский». В частности, мы занимаемся проектом строительства административно-торгового здания рядом с рыночным комплексом, который также позволит увеличить трафик», — комментирует г-н Мельников.

В прошлом году увеличил свои площади «Оборонснабсбыт», запустив первую очередь ритейл-порта «Докер» — в эксплуатацию ввели восемь двухэтажных магазинов общей торговой площадью 14,6 тыс. кв. м. В этом году на прилегающей к «Докеру» территории должно начаться строительство второй очереди.

Подумывает над расширением своей площадки и КОР. Как сообщил «ДК» ВЛАДИМИР МУХАЧЕВ, коммерческий директор ТК «КОР», новую концепцию развития объекта утвердят в следующем году. «Сейчас мы сосредоточились на развитии собственной торговли и формировании костяка сильных и эффективных арендаторов. Смотрим, какая у них посещаемость, рекламная активность, отзывы о них покупателей. Если результаты нас не устраивают, это повод расстаться с арендатором», — делится опытом г-н Мухачев.

Еще один оператор рынка — оптовая компания «ВТК Премьер» (развивает сеть «М-Квадрат») — расширил площади за счет нового формата магазина. «Мы отметили рост доли покупателей, которые не производят ремонт самостоятельно, а пользуются услугами специализированных бригад. Поэтому решили строить по городу сеть магазинов «Стройплатформа» (до 2 тыс. кв. м каждый), в которых бригадиры могут сделать крупные заказы и получить товар на нашей оптовой базе», — объясняет СЕРГЕЙ МОСКАЛЕВ, руководитель отдела маркетинга компании «ВТК Премьер». Сейчас у оптовика три магазина «Стройплатформа» в Екатеринбурге и один в Тюмени. В планах — увеличение количества точек в регионе.

По убеждению г-жи Ураловой, на фоне расширения торговых площадей у крупных игроков небольшим сетям (до пяти точек) и неструктурированной рознице остается два пути. Первый и наиболее очевидный — продаться. Владимир Мухачев полагает, что основная причина для этого — проблемы в выстраивании взаимоотношений с поставщиками. «Они охотнее сотрудничают с гипермаркетами, которые делают большие заказы. Но даже крупным игрокам сложно найти хорошего партнера: дистрибьюторов, работающих с тем же уровнем менеджмента, что и ритейлеры, сейчас мало. Они еще не настолько ответственны, как, например, в продовольственной рознице», — подчеркивает г-н Мухачев.

Однако даже если мелкий ритейлер решит вопросы логистики и ассортимента, крупные сети не захотят покупать разрозненные, отдельно стоящие и разные по площади магазины, предостерегает Валентина Уралова. Хотя, добавляет она, такие небольшие точки, скорее всего, заинтересуют операторов формата drogery (хозтовары, парфюмерия, косметика и т. п.) или house hold («все для дома»).

Второй путь — узкая специализация и точная настройка на целевую аудиторию. Свободные ниши на рынке еще есть, убеждена г-жа Уралова. «Мы разрабатываем концепцию для одной местной маленькой сети. Если DIY уходят в самообслуживание, испытывая серьезные трудности с подбором персонала и экономя на издержках, то небольшие магазины, наоборот, могут сделать ставку на качественное консультирование. Нашему заказчику мы посоветовали не делать больших товарных запасов, а работать в основном с образцами продукции среднего ценового сегмента». Как полагает Валентина Уралова, средний класс, который устал от огромных магазинов со стеллажами стройматериалов, вероятно, оценит такой подход.

Ритейл-парки размещаются на окраинах города или в пригороде и представляют собой комплексы из 1-3-этажных зданий, расположенных на одной территории площадью до 200 тыс. кв. м, объединенных общей парковкой. У каждого магазина есть отдельный вход.

Самое читаемое
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?Крупнейший бизнес выплатит в мае–июле дивидендов на 2,2 трлн руб. Кому повезет?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.