Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Кирилл Шлаен: Банки – это не команда реаниматоров

Кирилл Шлаен, экс-гендиректор «Омега Спиритс»:   «Омега Групп» больше нет – ни юридически, ни фактически. За время безуспешных попыток урегулировать проблемные долги дистрибьюторский бизнес умер.

Кирилл Шлаен, экс-гендиректор «Омега Спиритс»:
 
«Омега Групп» больше нет – ни юридически, ни фактически. За время безуспешных попыток урегулировать проблемные долги дистрибьюторский бизнес умер. Теперь юридические лица, которые люди подразумевали, говоря «Омега Групп», обычно называются «группа связанных заемщиков» и управляют ими назначенные судом арбитражные управляющие. У меня больше нет должностей. Я – поручитель. Обо всех событиях могу лишь поделиться личным мнением.
 
Группа была одним из крупнейших в России дистрибуторов алкоголя. Мы 15 лет создавали себе имя. Договаривались об эксклюзивных контрактах, а это в нашем бизнесе - все. Шесть лет назад «Омега» решила вложить собственные средства в виноделие, а текущая деятельность финансировалась кредитными деньгами. Теперь можно сказать, что мы «сидели на кредитной игле», но тогда это выглядело иначе. Экономика бурно росла, все торопились развивать бизнес. Этот настрой разделяли все – и банкиры, и государство, и мы сами. А когда начался кризис, стало же всем непонятно – что дальше? Банкам мы предложили выбираться из ситуации вместе. Для борьбы за выживание мы мобилизовали все ресурсы. Закрыли все, что еще не давало прибыли или пострадало от кризиса: несколько незапущенных проектов, контракты, требовавшие новых вложений. Сократили персонал, склады, зарплаты. Пришлось взять крайне жесткие обязательства перед кредиторами. Часть банков пошла нам навстречу – это была возможность побороться за восстановление бизнеса вместе с нами, чтобы получить назад старые кредиты и заработать. Альтруистов, разумеется, не было.
 
В итоге в декабре 2008 года мы сформулировали свое видение антикризисной программы, провели переговоры и подали заявки на рефинансирование вместе с перечнем залогов. Только в марте 2009 года появились новые договоры. В середине апреля 2009, спустя более 4 месяцев фактического простоя мы получили первые транши на закуп товара. Все время простоя платили аренды, зарплаты, проценты, штрафы и пени по кредитам. Только за время отчаянной борьбы за выживание, мы заплатили больше 50 млн. рублей процентов по средней ставке свыше 20%. Это сейчас понятно, что так из кризисов не выходят, а тогда просто выбора не было.
 
В результате сложилась примерно такая ситуация: больной ложится на жизненно важную операцию, для проведения которой заложил все, что имеет. Начали резать. Наркоза нет. Инструментов тоже нет.  Все время ждут решений от руководства, которое занято с другими пациентами. У больного постоянно уточняют, хватит ли все-таки залогов, чтобы расплатиться, если он помрет. А когда дело доходит до пересадки жизненно важных органов, пациент уже не дышит. Электрошок не помогает. Такие впечатления остались…
 
А все дело в том, что банки, возвращаясь к нашей аналогии с больницей - это не команда реаниматоров. Это такие организации, у которых при наличии ликвидного залога стоимостью 20 рублей, можно взять 10, а отдать 12. Все остальное – это просто рекламные слоганы. В крупных банках невозможно оперативно решать нестандартные вопросы: на местах никто не берет на себя такую ответственность. Начинается бесконечное делегирование полномочий наверх, а потом обратно. Не каждый доживет. В конце концов, до кризиса мы были простым заемщиком, жили на коротких кредитах. Стали – очень сложным. Требовалось нечто принципиально другое: финансирование бизнес-плана большой группы юридических лиц под комбинированное обеспечение. Банкиры откровенно говорили: «Такого опыта у нас пока нет. Мы на вас тренируемся».
 
Договориться со Сбербанков в досудебном порядке, к сожалению не удалось. Когда мы обсуждали формат возможного мирового соглашения, «Омега» была готова на все. У нас был большой имущественный комплекс на юге страны. Нужно было время, чтобы его продать и отдать деньги кредиторам. Мы просили еще подождать, дать время, не начислять процентов. Бизнес был полностью истощен. Мы честно сказали, что платить проценты нам нечем. Наш вариант оказался неприемлем. Поэтому иски к нашим юрлицам пошли широким фронтом – все 50 компаний их получили.
 
Вслед за Сбербанком в суд пошли и остальные кредиторы. Потом началось соревнование их служб безопасности – кто быстрее что-нибудь арестует или опечатает. Оказалось, что многие банки, возглавляемые опытным и умным менеджментом, в критической ситуации начинают вести себя как обиженный ребенок, который кричит и рушит все вокруг. Ведет себя крайне нерационально с точки зрения его же интересов.
 
После всех этих перипетий, сам бизнес нисколько не стоит. Но в залоге у наших кредиторов находятся около 150 объектов недвижимости, в том числе торговая в центре Екатеринбурга, тысячи гектар земли на юге страны, основные средства работающих ресторанов. Цена этих залогов как минимум сопоставима с размером кредитов. И сейчас, когда рынок недвижимости стал подниматься, она растет. Полагаю, что магазины, ресторан, виноградарское и винодельческое хозяйство, завод в Анапе будут работать и дальше, кто бы ни стал их собственником после того, как банки получат обратно свои деньги. Что касается дистрибуции, то с этим точно покончено.
 
Мнение подготовлено на основе эксклюзивного интервью «ДК».
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.