Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Клуб монопольных самоубийц», — публицист Алексей Мельников о синдикате по продаже рекламы

«Четыре государственных или около того медиахолдинга – ВГТРК, «Первый канал», «Газпром медиа-холдинг» и «Национальная медиа-группа» создают компанию по продаже рекламы».

Блоги DK.RU

Алексей Мельников:

Золотая мечта государственной экономической системы России, - её суть, способ, цель и наблюдаемый сегодня итоговый провал – монополия. 

Кризис в экономике, если и добавил здесь что-то новое, так лишь более развитые формы реализации мечты.  

Четыре государственных или около того медиахолдинга – ВГТРК, «Первый канал», «Газпром медиа-холдинг» и «Национальная медиа-группа» создают компанию по продаже рекламы. Компанейское яблоко счастья разрежут на 4 равные части. 

Идея, по словам, «Газпром медиа-холдинга» «получила развитие в настоящее время в условиях спада на рекламном рынке и растущих издержек телевещателей».

Хорошо бы эту компанию назвать «Союз друзей». Взяв корпоративным девизом строчки из одноимённой песни Окуджавы: «Как вожделенно жаждет век / Нащупать брешь у нас в цепочке, / Возьмёмся за руки друзья, / Чтоб не пропасть поодиночке».  

Придуманная форма монополизации рынка известна и называется – синдикат, т.е. продажа услуг через единую сбытовую контору. 

Синдикат создаётся, когда перестают работать картельные соглашения о разделе рынка. Члены картеля вдруг осознают, что издержки контроля друг друга слишком велики – есть опасность того, что некоторые участники не будут держать цены на услуги на оговоренном уровне, начнут их в тайне снижать, отхватывая долю рынка у других заговорщиков. 

Чтобы устранить эту проблему, снизить издержки контроля и сделать процесс эксплуатации потребителей надежным были придуманы синдикаты. На этой новаторской для сегодняшней  России стадии и находятся четыре государственных медиа-страдальца. 

Но это ещё не конец истории. 

Синдикаты позволяют объединить сбыт услуг, но сохраняют в неприкосновенности производственную деятельность участников синдиката. 

Если издержки у членов синдиката разные, то, следовательно, одинаковый доход относится на разные затраты, делая одних участников сговора более прибыльными, чем другие. Это снова  приводит к неравенству – выигрышу одних, проигрышу других, подталкивая к объединению теперь уже и производственной деятельности. Так возникает трест.   
  
Пройдёт ли такой путь приближенная к государству российская медиа-индустрия – покажет будущее. Во всяком случае, для дальнейшего частичного или полного объединения здесь есть хорошая основа – конечная принадлежность одному собственнику. 

Но что же делать с создаваемой монополией? 

Обычно недовольные потребители монопольных услуг взывают к государству – требуют от антимонопольных органов не допустить создания картелей, синдикатов, трестов, призывают ввести ценовое регулирование.   

Это возможный путь. Но есть и другой – разрушение монопольных объединений не регулированием, а конкуренцией. 

Если монополия не в состоянии охватить весь рынок или же его значительную часть, то преимущество перед ней получают те, кто свободен в своей ценовой и сбытовой политике. Недаром «Газпром медиа-холдинг» сообщает, что «альянс планирует обсудить с компанией СТС Media возможность её вхождения в альянс …». 

Есть, однако, другой, более мощный инструмент – новые рынки, дающие потребителям по меньшей цене то, что им предлагают  монополисты на старом. 

Если присмотреться к участникам синдиката, то заметно, что основной их продукт – телевизионная реклама. 

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) падение рекламного рынка в сегменте телевидение за три квартала 2015 года составило 19%. 

Есть лишь один сегмент рекламного рынка, который показал рост в 12% - интернет. При этом по своему значению в абсолютных цифрах, реклама в интернете занимает не просто второе место после телевизионной, но составляет по данным АКАР две трети от рекламы на ТВ. 

В этих условиях создавать монополию на рынке телевизионной рекламы, держать цены выше конкурентных означает убивать самого себя - подталкивать рекламодателей к размещению рекламы в интернете, в растущем сегменте экономики, который всё более составляет конкуренцию телевидению. 

Происходит примерно то же, что и на нефтяном и газовом рынках. Ни картель ОПЕК, ни желание «Газпрома» стать монополистом, привязав к себе Европу трубами, не смогли устранить независимых поставщиков нефти и газа, ничего не смогли поделать с развитием поставок сжиженного природного газа и сланцевой революцией. Монополии проиграли. 

Но урок не усвоен. Новый рынок – старая монопольная идея. Из «разгульных нулевых» в «провальные десятые» государственным хипстреским экспрессом прибыла компания весёлых медийщиков, не привыкших экономить на себе. 

Добро пожаловать, друзья. Грабли лежат на выходе.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.