Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Когда дети делают не то, чего мы от них ожидаем, наша любовь начинает растворяться»

«Гуманная педагогика стремится воспитывать дух, авторитарная — силу. Но кто выживет в суровом мире: люди, сильные мускулами или сильные духом?». Паата Амонашвили о школе, детях и гаджетах.

Паата Амонашвили — президент «Международного центра гуманной педагогики», доктор психологических наук, автор многочисленных книг для детей и родителей. Гуманная педагогика призывает взрослых принимать ребенка таким, какой он есть, и соглашаться с его природой. Отец Пааты Шалва Амонашвили стал первым учителем-новатором, который способствовал активному продвижению таких идей и создал более 200 лабораторий гуманной педагогики по всему миру. Начиная с 1961 г., методика Амонашвили активно внедряется в учебных заведениях по всему миру. 

Накануне визита в Екатеринбург на конференцию для родителей «Папамамафорум», которая состоится 9 ноября, всемирно известный педагог на простых примерах рассказал DK.RU о принципах гуманной педагогики в действии. 

Паата Амонашвили о том, как не раздражаться на своего ребенка, каким образом выставлять рамки, которые будут ограничивать его изнутри, и выживет ли в современном мире ребенок, которого не учат давать сдачи обидчику. 

Паата Амонашвили

Паата Амонашвили, фото из личного архива

В гуманной педагогике фундаментом для построения любой формы общения с детьми и взрослыми является безусловная любовь. Без нее построить гуманно-личностные отношения не получится, — говорит Паата Амонашвили. — Чем отличается безусловная любовь от условной? Конечно, вы любите своего ребенка, но не проявляется ли иногда у вас условная любовь?

Например, если бы утром, когда вы собираетесь на работу, а он — в детский сад или школу, он торопился бы так же, как вы, помогал бы вам во всем — быстро одевался, первым бежал бы к двери, возможно, вы в тот момент любили бы его больше? Нежели когда он еле проснулся, завис с одним носком и никуда не торопится? 

В момент, когда дети делают не то, чего мы от них ожидаем, наша любовь начинает быстренько растворяться, и мы скатываемся к тому, что можем описать как раздражение. Там, где у нас проявляется раздражение, никакой безусловной любви быть не может.

Гуманная педагогика начинается с этого основополагающего ощущения — мы любим ребенка в любой момент. Будь он рад идти в детский сад или нет, торопится или нет и так далее. 

Если у нас есть безусловная любовь по отношению к ребенку, мы, скорее всего, задумаемся о том, что в нем есть своя собственная личность. Он — человек. Правда, у него еще нет достаточного опыта и определенных навыков и знаний, но это уже вполне сформировавшаяся личность. И в нем есть свои определенные, соответствующие возрасту устремления, страсти, желания и природные силы, которые движут им. 

Одна из природных сил — это сила развития. Ребенок развивается в любой момент времени. И у развития есть свои законы — ребенок ищет трудности, чтобы преодолеть их. Кроме того, в ребенке есть сила взросления — он хочет ощущать себя взрослым и признавать, что он прямо сейчас — пусть даже в четыре года — взрослый. В нем есть стремление ощущать себя свободным. 

В совокупности эти природные страсти часто двигают детей на очень странные, с нашей точки зрения, действия. Развитие может проснуться именно в тот момент, когда вы опаздываете на работу, а он зависает с какой-то игрушкой. Вдруг ребенок начинает искать трудности — залезает под кровать, радуется, прыгая на постели. И это развитие направляет его к определенным действиям, которые совсем не сочетаются с тем, что мы сейчас опаздываем. Ребенок хочет ощущения взрослости, а сама идея детского сада, куда, к примеру, вы и опаздываете, подчеркивает, что он никакой не взрослый — ведь в детский сад взрослые не ходят. Кроме того, он хочет ощущения свободы. Причем самой свободы ему никак не получить — ему хочется выбирать самому — пойти или не пойти в садик прямо сейчас. 

Если с безусловной любовью мы посмотрим на мир глазами ребенка, увидим, что время для него течет совсем по-другому, нежели для нас. Все это приводит к мысли, что в садик торопится вовсе не ребенок. И его мир, его стремления и страсти раздражают, потому что это вы торопитесь на работу. Там, где дети находят любовь — со стороны воспитательницы в садике, учительницы в школе и сами чувствуют любовь, поверьте, они туда очень торопятся. И будут даже переживать из-за выходных.

Попробуйте все это вместе взятое переложить к вашим обыденным жизненным обстоятельствам и посмотрите на них с этой точки зрения. Тогда, возможно, появятся идеи, как сделать так, чтобы ребенок сам очень сильно захотел бы в садик. Для этого подумаем, насколько он любит воспитательницу, увлечен своим развитием именно сейчас. И если он сильно увлечен, может, дадим ему пять минут, договорившись, что после этого мы куда-то уже отправимся? Гуманная педагогика, если суммировать, начинается с безусловной любви и продолжается поиском психологии согласия с любым ребенком в любом возрасте. А достигаем мы этого тем, что пытаемся понять, какие же природные силы движут ребенком. 

Психолог Екатерина Мурашова в большом интервью DK.RU говорила, что ребенку нужно ставить границы. В гуманной педагогике где заканчивается свобода и начинаются те требования, которые мы предъявляем ребенку?

— Конечно, дети должны следовать определенным правилам этики, морали. Должны быть ценности, которые будут их ограничивать в их часто спонтанных желаниях. И это все — дело воспитания. Воспитание мы определяем как питание духовной оси или, по-другому, это становление личностных качеств. 

Есть два пути, как можно выставлять ребенку рамки. Один способ — это внешние средства и рычаги. Я имею в виду запреты, покрикивания, наказания («Иди становись в угол», «Не получишь мороженое»), поощрения («Я тебя сейчас начинаю любить — вот тебе конфетка»). В школьных условиях внешняя форма наказания и поощрения — это отметки. Все это — путь авторитарной формы педагогики.

Читайте также: «Ощущение, будто вы угол ребенку сдаете». Дима Зицер* о детях, школе и родительских ошибках

Гуманно-личностный подход подразумевает, что мы делаем акцент не на внешних формах, а на воспитании — чтобы в ребенке появились внутренние ценности, которые будут ограничивать его изнутри. Что это за личностные качества? В первую очередь, забота обо всех — о взрослых, сверстниках. Ребенок, в котором воспитано это великое чувство заботы, конечно, будет ограничивать себя, когда ему захочется отнять игрушку или покричать, если родители устали и отдыхают. Поэтому давайте начнем думать, как вы в своем ребенке воспитываете это качество.

Дальше — качество дружбы. Если в детях подобающим образом воспитана дружба (даже в детсадовском возрасте), возникает меньше конфликтов. Затем — чувство безусловной любви. Когда ребенок безусловно любит своих родителей, он будет больше заботиться о них.

Так или иначе наше направление — это мысль о том, как воспитать в ребенке лучшие качества, которые будут ограничивать его изнутри. Необязательно, чтобы это произошло прямо сейчас. Наше воспитание направлено на отдаленное будущее — мы хотим, чтобы тогда, когда мы уже никак не сможем выставлять рамки нашему ребенку, эти качества изнутри направляли бы его на лучшие поступки. 

При этом есть другая позиция, когда говорят: мир суров, как в нем выживет такой ребенок, который и сдачи дать не сможет? 

— Воспитание вашего ребенка — это ваше решение. И вы по своей воле воспитываете в нем то, что считаете для него нужным и лучшим в будущем. И если вы считаете, что суровость является лучшим качеством, пожалуйста, можно воспитывать в ребенке и это. Если вы считаете, что давать сдачи, если тебя обижают, это лучшее качество — конечно, можно воспитывать и это качество. Родители, а затем воспитатели, учителя, наставники сами решают, что лучше. Я могу высказать лишь свои личные соображения. И они вот какие.

Есть некие непреходящие ценности, которые всегда были важны для любого человека в любое время и, скорее всего, будут важны и в будущем. Безусловная любовь — это одна из таких ценностей. Безусловно любящий человек, по моим наблюдениям, это не слабый человек, которого ударишь, и он подставит другую щеку. Наоборот, это сильные духом люди, пропитанные заботой обо всем человечестве и о близких, конечно же. Эти люди гораздо сильнее тех, кто заботится только о своих эгоистических стремлениях и своем комфорте. Люди, которые созидают не ради денег и личной выгоды, находят гораздо больше счастья, нежели те, кто и пальцем не пошевелит, если не знает, каков их гонорар. И это наш выбор.

Конечно, мир можно описать как суровый, но кто больше будет выживать в суровом мире — люди, сильные мускулами или даже финансами, или сильные духом? С моей точки зрения, лучше и счастливее себя будут чувствовать сильные духом.

И это снова наш выбор — кого мы хотим воспитать: человека, сильного мускулами (будь то даже умственные мускулы) или сильного духом? Это вопрос к каждому из нас. Человек, сильный духом, может быть воспитан не авторитарными методами, а гуманно-личностными.

Вы как раз и воспитывались в таких условиях в экспериментальной школе, которую открыл ваш отец. Ваш опыт о чем говорит?

— Я не считаю себя ни слабым, ни каким-то ущемленным человеком, потому что мир суров. Суров и суров. Зато любые жизненные обстоятельства, которые могут возникать передо мной, я буду в первую очередь принимать со смирением и думать об этом как об уроке. По моей вере, вся наша жизнь — это наша школа, мы учимся. И если мы хорошо учимся, достигаем большего духовного развития. А если мы раздражаемся по любому поводу — будь то: кто-то подрезал нас на машине, кто-то подтолкнул в метро, это не во благо нашего духовного развития. Гуманная педагогика стремится воспитывать дух, авторитарный подход — силу. Я рад своему воспитанию и своей судьбе за то, что попал в эту экспериментальную обстановку, где мои родители пробовали гуманно-личностный подход.

А если в одной семье сталкиваются два таких подхода? 

— Если это противоречия между супругами, конечно, надо искать единомыслие в воспитании. Там, где единомыслие не достигнуто, воспитание будет кривобоким. Если в семье есть любовь, можно достигать любого единомыслия. Если дело касается свекрови, тестя, тещи и там нет единомыслия, тоже начинаем с того, что благодарим своих родителей, уважаем и любим их — будь они ваши собственные или супруга или супруги. И любовью пытаемся решать все вопросы. Там, где не можем достичь единомыслия, будем осознавать, что воспитание будет неполноценным, хотя это не катастрофа — пусть отец воспитывает по-своему, мама дает свои образы. 

Единомыслие касается не только семьи, оно распространяется и на отношения между родителями и воспитателями в садике или учителями в школе, чтобы воспитание ребенка, начатое в семье, продолжалось в садике и школе.

Читайте также: «Родители имплантируют в мозг детям жвачку про ЕГЭ. Это поражение», — Екатерина Мурашова

А как вы относитесь к гаджетам и мультикам в детском возрасте? 

— Примерно до трех-четырехлетнего возраста, конечно, лучше, чтобы дети почти не соприкасались с гаджетами. Дело в том, что до трех лет дети воспринимают их содержание как реальность. Поэтому даже самый безобидный мультик может ребенка напугать. И до этого возраста лучше только живое общение. Для более старшего возраста можно использовать, но основной принцип — ребенок что-то смотрит или во что-то играет вместе со взрослым. Это не просто физическое присутствие, а совместная деятельность, когда взрослый и ребенок много общаются, размышляют, обсуждают происходящее. 

В подростковом возрасте очень важно, чтобы родители ограничивали не только ребенка, но и сами себя. Там, где мы ограничиваем детей, но никаких ограничений не выставляем себе, наши запреты ребенок воспринимает так, будто мы отнимаем у него любимую игрушку без причины. 

Это могут быть такие ограничения: к примеру, после 19 часов в никто из членов семьи не использует никакие гаджеты. Если нужно позвонить — звоним, но в остальном не используем. Или в выходные объявляем mobile free и вместе идем в хорошее место. Родители, прежде чем ограничивать ребенка, ограничивают себя. Тогда это будет эффективно. 

«Когда дети делают не то, чего мы от них ожидаем, наша любовь начинает растворяться»   1

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.