Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Когда россияне начнут покупать продукты в интернете, и кто победит «Пятерочку» / КОЛОНКА

«Когда вы с тележкой ходите по магазину и думаете, что выбираете товары, это не так. Вы собираете свой заказ за предприятие и экономите деньги сети». Победит ли онлайн обычные магазины — Антон Еликов.

Антон Еликов, сооснователь компании «Мерката»:

— Совокупно офлайн-ритейла в России больше, чем онлайн-магазинов: сетевых точек порядка 70 тыс., небольших розничных предприятий (магазинов у дома, павильонов, ларьков, всевозможных точек на рынках) — 700 тыс., а число интернет-магазинов находится на уровне 50-100 тыс. Это логично, ведь онлайну не нужно плодить множество отделений, чтобы быть рядом с покупателями — достаточно проникнуть в их смартфоны. Но статистика не учитывает покупки в группах ВКонтакте или аккаунтах в Instagram. Этот большой сегмент бизнеса не посчитан, но его нельзя списывать со счетов. Так, молодая предпринимательница в Instagram сделала выручку на уровне 360 млн руб. — продавала кофейные скрабы. Она покупает отработанный кофе в кофейнях за копейки и реализует через соцсеть. И еще большой вопрос, что победит в итоге — онлайн-ритейл или продажи в интернете.

В разных странах верх пока берет то онлайн, то офлайн. В Италии представлены оба вида розничной торговли, рынок гипермаркетов там составляет порядка 4 млрд евро каждый год, и он снижается, при этом сегмент рынка Food service delivery — все, что связано с едой в доставку, находится на уровне 200 млрд евро ежегодно. В Италии огромное количество производителей фермерских товаров, и продукты по большей части уезжают в доставку — люди любят вкусно поесть, на рестораны не всегда находится время, так что они заказывают домой много еды — как в готовом формате, так и в виде ингредиентов. И опыт Италии говорит: интернет-торговля продуктами питания может очень неплохо расти.   

В Великобритании сегмент онлайн тоже побеждает, причем только за счет особенностей Лондона. В столице платный въезд в центр города, платные парковки, и эти ограничения привели к отказу горожан от автомобилей. Соответственно, они перестают ездить закупаться продуктами в гипермаркеты, им стало удобнее ходить в магазины у дома. Но проблема в том, что в Лондоне очень высокая цена на недвижимость, и это отражается на стоимости продуктов. Поэтому сеть Tesco и Amazon делают в Лондоне 50% розничного товарооборота по продуктам питания — готовым и в ингредиентной форме.

Вот так внешние факторы города могут повлиять на специфику потребления людей. И если в России похожие инициативы воплотятся в жизнь, вполне возможно, что через несколько лет мы увидим, как классическая офлайн-розница будет перемещаться в онлайн.  

С другой стороны пример Китая: у немецкой компании Metro в цифровых каналах 12,5 млн подписчиков, из них 12 млн — китайцы. Они терпеть не могут бумажные каталоги, в отличие от немцев, и потребляют контент только в цифровом виде — в мобильном приложении, а лучше прямо в WeChat. Плюс Китай — это родина AliExpress, и это о многом говорит. Но при этом доля офлайн-торговли в КНР в значительной степени превышает онлайн. Покупатели получают предложения на смартфоны, оплачивать покупки могут там же, но все равно физически приходят в магазины. Видимо, это связано с  ментальностью, и онлайн там явно в отстающих.

Как и во Франции. Там просто засилье гипермаркетов. Причем крупные сети развивались очень бурно, государство их никак в этом не ограничивало, и в итоге полки оказались заставлены не слишком качественной продукцией. Не секрет, что гипермаркеты не любят работать с маленькими производителями, им нужен большой, который произведет товар с минимальной ценой, и он лучше всего зайдет в массового потребителя. Отсюда бутылки не литровые, а объемом в 950 мл, сливочное масло с растительными жирами и др. 

Население Франции в какой-то момент отказалось от такой снеди и породило спрос на фермерские продукты, которые не могли зайти в гипермаркеты. Из-за потребительского запроса появились рынки, куда раз в неделю приезжали фермеры и продавали там свои товары. Появилась «продажа в подписку», когда человек платит за поставку корзинки сезонных продуктов каждую неделю в течение всего года. Фермер получил гарантированный доход, покупатель — товар, все счастливы. Таким образом Франция справилась с перекосом в сторону сетевой крупноформатной розницы, которая выжгла маленького производителя. Но онлайн при этом не прижился. То же — в США.

Несмотря на работу гиганта, компании Amazon, американцы продолжают делать семейные вылазки в гипермаркеты на авто. Фактическое доля онлайн-торговли в Штатах всего 8%.  

А что в России? Примечательно, что пока идет «гонка героев» — борьба офлайновых гигантов «Магнит» и «Пятерочка» за перевес в числе точек, на рынке появляются форматы, которые больше походят не на продуктовый магазин, а ближе к кафе. Например, екатеринбургские «Готово» или Street Market Food & Buffet. Есть интересные форматы фермерских продуктов, которые продвигаются через Instagram, и люди к ним идут. Всех объединяет одно — они создают эмоцию. В сетевых магазинах в этом плане тоска, а в небольших персонал зачастую более открыт, там человек не механически покупает себе калории, а приобретает какую-то дополнительную историю.  

Есть еще один, пока не заметный сегмент — начал зарождаться пласт кооперации. Не секрет, что крупные сети, развиваясь, постепенно отгрызают долю и у небольших игроков, и при этом ущемляют в какой-то степени поставщиков — по цене, одних берут в ассортимент, других не берут. Отвергнутые предприниматели изыщут способ выжить: владелец маленького магазина, способный организовать максимально возможный уровень сервиса, и поставщик, который может обеспечить эффективную логистику и достаточную закупочную силу, чтобы конкурировать с торговыми сетями, плюс поставщики локального ассортимента, который никогда не появится в сетях, — это новая сила, способная конкурировать с гигантами. Ничего нового мы здесь не изобрели, похожий формат — голландская франшиза Spar, по сути, объединяющая множество небольших региональных предпринимателей, которые формируют сильный бренд на мировой арене.  

Резюмируя: борьба онлайн- и офлайн-ритейла в продуктовом сегменте имеет место быть, и каким будет облик российской розницы через 5-10 лет, сказать сложно.

Вероятнее, останутся оба формата: в каких-то городах из-за особенностей экосистемы будет много онлайна, а в массе по стране останутся в основном офлайновые магазины.

Не только из-за огромных территорий и логистики. А потому что создать эмоцию можно только в физическом контакте, в интернете с этим сложнее. Плюс офлайн все же рентабельнее. Когда вы с тележкой ходите по магазину и думаете, что выбираете товары, это не так. Вы собираете свой заказ за предприятие и экономите деньги сети. В онлайне же это должен делать человек с оплаченными трудочасами.

Текст написан на основе выступлений в рамках проекта Business Episode, организатор — «Деловая Россия». Автор текста: Екатерина Стихина

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.