Подписаться
Курс ЦБ на 13.12
79,72
93,56

«Колбасило сильно» — Антон Халиков о том, как и почему перестроил свою компанию по agile

«Гибкий подход» позволил NetAngels ускорить выпуск продуктов в 4 раза и увеличить прибыль. Как шло внедрение, какие проблемы удалось решить и на какие грабли наступили — в материале DK.RU.

Два года назад владелец хостинг-провайдера NetAngels Антон Халиков начал перестраивать бизнес-процессы по технологии agile (в переводе с англ. «гибкий»). Обусловлено это было несколькими причинами. Во-первых, перестала расти прибыль, во-вторых, запуск новых продуктов шел слишком медленно, в-третьих, была проблема учета рабочего времени и распределения задач.

Мы попросили Антона рассказать, как выглядит agile в его компании, какие сложности возникли при внедрении этой технологии и какой был результат. С результата и начнем.

Итоги затеи с agile

Антон Халиков, основатель NetAngels:

— Благодаря «гибкому подходу» нам удалось запустить новые технологичные продукты в короткий срок. Думаю, мы ускорились раза в четыре.

Например, мы запустили облачный хостинг, который позволил нам конкурировать с мировыми гигантами: DigitalOcean и Amazon. Эта услуга дает владельцам сайтов максимальную защищенность от вирусов и взломов, максимальную простоту и максимальный функционал (например, объем для хранения данных можно увеличить в один клик).

Облачный хостинг стал флагманом компании, и прибыль снова пошла в рост. Клиентская база тоже снова начала увеличиваться.

А есть вещи, которые «не пощупать», но мы их тоже заметили: авралов стало существенно меньше, люди стали более расслаблены, но при этом работают эффективнее.

И еще очень важный момент: сотрудники стали чаще общаться друг с другом, потому что каждый день начинается с подведения итогов предыдущего рабочего дня и корректировок общего плана действий. Стало больше общения — стало меньше глухих телефонов.

Раньше, чтобы пообщаться, надо было ездить по корпоративам. Теперь мы превратились в компанию с горизонтальным управлением. Это история про то, чтобы каждый человек брал на себя больше ответственности и принимал решения на месте.

«Колбасило сильно» — Антон Халиков о том, как и почему перестроил свою компанию по agile
 1

В качестве иллюстраций использованы цитаты из книги Джеффа Сазерленда «Scrum: революционный метод управления проектами»

Когда пора быть гибче

Agile — это не конкретная методика, а определенная философия того, что в современном мире, с его бешенным темпом жизни, бизнес должен быть готов к постоянным изменениям. Есть несколько направлений, которые следуют этой философии. Самые известные — скрам и канбан. Их авторы описывают инструменты и технологии, позволяющие бизнесу работать эффективнее.

Я думал, что у нас и так «гибкие технологии». Но, когда копнул глубже, понял, что на деле это был культ карго, — рассказывает Антон. — Например, когда мы планировали новый продукт, в моей голове были одни сроки (допустим, мы должны его сделать к марту). Но по факту начинали в сентябре, а заканчивали к марту следующего года — когда рынку это уже не надо».

Осознав, что что-то пошло не так, Антон стал читать все, что попадалось ему в руки о современных методиках управления. Так он познакомился с книгой Джеффа Сазерленда «Scrum: революционный метод управления проектами».

«На эту тему много полезных книжек, но это основа, — поясняет Халиков. — Если начинать изучение agile, то с нее. Сначала я попросил прочесть ее всех топовых специалистов. Потом мы собрались и проговорили, что теперь попытаемся двигаться так, как там написано. Раскачивались больше полугода: а что, если так попробуем, а что, если эдак. Колбасило сильно.

У Сазерленда нет готовых рецептов, но суть в том, что ты должен все время стремиться к постоянному улучшению. Даются какие-то инструменты, а уж как ты их будешь применять в своей компании — решать тебе: придется поэкспериментировать.   

Текущая схема работы у нас уже похожа на то, что описывал Сазерленд. Команды более-менее довольны своей работой, и компания счастлива — во вменяемое время успеваем делать то, что планировали, и клиенты замечают позитивные изменения».

Базовые понятия

«Колбасило сильно» — Антон Халиков о том, как и почему перестроил свою компанию по agile
 2

В скраме есть своя терминология. Пробежимся по ней очень быстро, а если вы сами все знаете — переходите к ошибкам.

1. Владелец продукта — это тот, кто отвечает за общее видение. В NetAngels это сам Антон, но в целом это не обязательно должен быть собственник компании.

Владелец расписывает продукт на пользовательские истории — простые и понятные сценарии того, что может сделать продукт удобней для клиента. Эти истории ранжируются в зависимости от приоритетов и дробятся на задачи.

2. Скрам-мастер (Scrum Master) — человек, который управляет проектом и командой, участвует в распределении задач и следит за сроками. В NetAngels выбрали одного сотрудника, назначили его скрам-мастером и отправили на учебу в Москву.

3. Спринт — короткий отрезок времени, на который отводится определенное количество задач. В NetAngels определили, что спринт равен одной неделе.

«Когда спринт закрывается, смотрим — выполнены ли задачи. Если нет, то проговариваем, почему», — поясняет Халиков.

Иногда на эти встречи в конце недели приходят сотрудники из техподдержки, а иногда даже клиенты, и команда разработчиков рассказывает, как улучшался продукт и над чем они работали.

4. Стори-пойнт (story point) — условная единица, позволяющая измерять сложность задачи. В NetAngels договорились, что в стори-пойнтах будут оценивать не только сложность задачи, но и время, которое потребуется на ее решение. Путем экспериментов пришли к тому, что один рабочий день программиста будет равен трем стори-пойнтам (1 у.е. = 3 часа работы).

Например, стоит задача написать код для кнопки на сайте. Один программист говорит: «Я сделаю это за 2 стори-пойнта», а другой может сказать: «Да это намного проще, можно уложиться и в один. Делай так и так, а так не делай».

За счет того, что в обсуждении задач участвуют сотрудники с разным опытом, производительность увеличилась.

5. Ретроспектива — обсуждение итогов спринта.

«По идее, на ретроспективе команда обсуждает, какие были ошибки в работе и что сделать, чтобы было лучше. Но на протяжении полугода у нас это сводилось к тому, что мы друг с другом ругались по полтора часа. Потом ругаться перестали, но это превратилось в открытый микрофон, что тоже никому не надо.

Не уверен, что сейчас мы пришли к оптимальному способу проводить ретроспективы, но ругаться перестали, и обсуждение стало занимать вменяемое время», — рассказывает Антон.

«Колбасило сильно» — Антон Халиков о том, как и почему перестроил свою компанию по agile
 3

В NetAngels организовали площадку, на которой каждый может оставить любую идею: так ничего не забывается

Где ошибались

Антон Халиков, основатель NetAngels:

— Как я уже сказал, мы много экспериментировали и, конечно, ошибались. Самая эпичная история до сих пор ходит из уст в уста под названием «Прозрачность». Пока мы не адаптировали под наши нужды стори-пойнты, у нас была странная ситуация с учетом времени.

Например, есть список задач, которые нужно сделать за спринт. Программист делает треть, две трети задач переезжает на следующую неделю. Она подходит к концу — сделана снова треть. Логичный вопрос: чем ты занимаешься вообще? Возникают подозрения, что кто-то работает налево, сидя на работе.  

Тогда решили оценивать производительность в реальных единицах. Рабочая неделя — 40 часов. А точно ли сотрудник 40 часов отработал? Это усугублялось тем, что программисты не любят к 9 утра приходить (да я и сам не люблю).

Стали вводить учет рабочего времени — начались конфликты, потому что для программистов это болезненно: они ощущают это так, будто их посадили за решетку и пристегнули к батарее.

В итоге от этого решили отказаться и ввели те самые стори-пойнты. Это позволяет планировать, какое количество задач человек должен сделать за неделю. И когда задачи стали более-менее выполняться по плану, мы поняли, что не надо контролировать, кто сколько отработал, и неважно, когда сотрудник пришел-ушел. Людям стало спокойнее, а когда сотрудники не находятся в постоянном стрессе — работают лучше: проверено на себе.

«Колбасило сильно» — Антон Халиков о том, как и почему перестроил свою компанию по agile
 4

Халиков считает, что agile и другие инструменты, направленные на улучшение качества продукта и сервиса NetAngels, в этом году позволят увеличить оборот компании на 40%. А усилия, затраченные на реконструкцию бизнес-процессов, уже окупились. 

«Колбасило сильно» — Антон Халиков о том, как и почему перестроил свою компанию по agile
 5

Самое читаемое
  • «Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»«Работа в режиме «встань и иди» делает человека не героем, а пациентом гастроэнтеролога»
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Николай Смирнов остался на свободе: он получил пять лет условно и штраф 4,4 млн руб.Николай Смирнов остался на свободе: он получил пять лет условно и штраф 4,4 млн руб.
  • Металлурги прогнозируют кризис в отрасли в течение всего 2026 годаМеталлурги прогнозируют кризис в отрасли в течение всего 2026 года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.