Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Контрольная стройка Владимира Черкашина

Уральский Сбербанк 4 года строил головной офис в центре Екатеринбурга. Для Владимира Черкашина,главы банка, это 4 года выходных на стройке, тотального контроля за подрядчиками и более 2 тыс.фотографий

Банкир рассказал, почему пришлось менять подрядчиков и сколько Сбербанк потратит на капитальное строительство за год.

Переезд Уральского банка Сбербанка в новое 17-этажное здание на ул. Куйбышева начался в январе 2012 г. Сегодня в офис перебрались почти 1 300 сотрудников: все подразделения аппарата банка, кроме Центра сопровождения клиентских операций (ЦСКО) и Единого распределенного контактного центра (ЕРКЦ) — у них свои офисы. Прежнее главное здание Уральского Сбербанка на ул. Московской, 11 осталось в распоряжении недавно созданной структуры — Свердловского головного отделения Сбербанка (ГОСБ), которое возглавляет Вячеслав Решетников. Владимир Черкашин въехал в новый кабинет в числе последних. «Владимир Алексеевич скромно говорит о своей роли, но на самом деле он на стройке был постоянно, в каждый кабинет каждого из 17 этажей не по разу заходил. Вникал во все: сложные грунты, тонкости технологических решений и инженерных систем, вел переговоры с энергетиками, придумал библиотеку для посетителей», — предупредили «ДК» в банке.

Сегодня переезд сотрудников в новые кабинеты закончился?

— Да. Я переехал последним. До сих пор даже несколько коробок с книгами не разобрал. На самом деле, мы еще думаем, когда сделать официальное открытие офиса. Хотим избежать стандартных церемоний наподобие разрезания ленточки.

Здание довольно необычной формы: оно полукруглое. Когда вы выбирали проект, сразу представляли, чего хотите?

— Мы рассматривали одиннадцать эскизных проектов. У проектировщиков была задача выполнить эскиз с привязкой к месту — фасад головного офиса должен был завершить архитектурное обрамление Кафедральной площади: его образуют Атриум Палас Отель, Свято-Троицкий кафедральный собор, офис Группы Синара и теперь наш. Мы остановились на форме подковы — ее предложила московская компания «Моспроект». Эта форма, признаться, не самая удобная — много выпуклостей, гнутые стены не так легко использовать, планируя внутреннее пространство. Самым лучшим архитектурным решением в смысле соотношения внешних и внутренних площадей всегда был куб. Но нам не хотелось, чтобы здание выглядело обычной коробкой.

Вид с терассы 16-го этажа на Кафедральную площадь

Вы пару лет назад рассказывали, что проводите на стройке массу времени.

— Не массу. Но один из выходных дней — суббота или воскресенье — у меня стабильно проходил здесь. Я старался приезжать на стройплощадку один, чтобы в течение двух-трех часов обойти все здание. Неспешно поднимался по лестницам, внимательно все изучал, фотографировал и потом проводил оперативки с подрядчиками, делал замечания. За четыре года у меня в компьютере накопилось 2 тысячи фотографий! По ним можно историю строительства изучать.

Насколько вы лично вовлеклись в продумывание деталей?

— Иногда мне что-то приходило в голову, иногда — помощникам. Мы переработали всю сантехническую концепцию здания. Просто ходили, отмечали недочеты и вносили предложения.

Владимир Черкашин: "Офис построен на месте геологического разлома: в случае движений земной коры здесь возможны сотрясения до 5 баллов"

Но в структуре тербанка есть управление недвижимости и материально-технического обеспечения. Вы им не доверяете или вам просто близко строительство?

— Это ответственный, очень сложный и дорогой объект. Некоторые особо трудные работы подрядчики выполняли с задержками. Сделать качественно получалось не все и не сразу. Поэтому контроль был очень жесткий. Например, испытывали конструкции крепления фасада. На нем закреплены каменные плиты весом от 60 до 80 кг — натуральный индийский гранит.

Почему индийский?

— Ближе нет нужного оттенка. В России крепежи для таких фасадных плит делают из оцинкованной стали. Мы сочли ее недостаточно надежной и сделали крепления из нержавеющей стали. Провели цикл испытаний, включая огневые, на полигоне. В Свердловской области таких полигонов не оказалось, пришлось везти в Челябинскую. Получили все сертификаты соответствия. Но потом еще на всякий случай перепроверили крепежи на месте — подвешивали бетонный блок на уже вмонтированный в здание крепежный элемент. Теперь мы точно знаем, что каждое крепление выдерживает до 400 кг. А у нас один гранитный блок весом до 80 кг висит на четырех таких креплениях. С запасом.

Или взять бетон. Здание выполнено по сложнейшей строительной технологии — единым монолитом. Здесь мощная арматура и бетон высокой марки. Но чтобы быть уверенными, мы брали пробу с каждого миксера, который заезжал на площадку. Заливали бетонный кубик и, когда он застывал, отдавали на испытания — куб сжимали до разрушения.

Зачем такой запас прочности?

— Еще во время проектирования выяснилось: на месте строительства находится геологический разлом, который в случае движений земной коры может стать эпицентром сотрясений до 5 баллов. Мы построили здание, которое выдержит существенно больше 5 баллов. К тому же в головном офисе есть помещения особого назначения — денежные хранилища, сейфовые комнаты, комнаты хранения оружия. Конструктивно они все очень сложные.

Рабочий стол председателя с кипой документов, россыпью пультов и ручным эспандером.

Вы все строительные проекты банка так ведете?

(Улыбается.) Приходилось регулярно бывать и в офисе на ул. Малышева, который мы восстановили в первоначальном облике (Ленинское отделение Сбербанка, сдано в 2011 г. — Прим. ред.). Контролировал ход строительства ЕРКЦ на ул. Кислородной. Все эти объекты шли примерно в одно время. Поэтому иногда субботы и воскресенья я проводил то там, то здесь.

Стройка центрального офиса пришлась на кризис, когда девелоперы замораживали офисные проекты. Но у банка есть деньги, почему так долго — четыре года?

— Потому что, как я уже говорил, проект оказался очень сложным. Стройка шла даже дольше, чем мы ожидали. Уже в ходе строительства ужесточились требования контролирующих органов. Например, пожарных. Сейчас в каждом пожарном шкафу должно быть подключено не два рукава для пожаротушения, а четыре. И мы все переделывали. Нам было важно возвести здание, которое как можно дольше будет отвечать требованиям безопасности и комфорта, а не поскорее сдать объект. Все-таки не на продажу его строили. Приходилось пересматривать и некоторые бытовые вещи. Например, оборудование столовой. Мы постарались оснастить ее по самому последнему слову. Там мощная водоочистка: вода в кранах питьевого качества, а сами краны в раковинах включаются либо коленом, под мойкой, либо локтем. То есть работники кухни ничего грязного не касаются руками. То же самое в санитарных комнатах: вода, мыло, полотенца подаются автоматически. Мы очень внимательно отнеслись к тому, чтобы здание было современным с точки зрения гигиены и санитарной безопасности. Ведь тут трудится 1 300 человек.

"Это мой капитанский мостик", - с улыбкой говорит банкир (на терассе 16-го этажа). 

Хотите сказать, долго строили исключительно по внутренним причинам?

— Были и внешние. Наши генподрядчики сбивались со сроков. Поэтому мы дополнительно нашли крупную строительную организацию — «СКМ Групп» из Пензы, она завершала инженерные работы и проводила отделку.

Почему подрядчика не выбрали среди местных строительных компаний?

— Как оказалось, не все могут справиться с таким объектом, с его инженерным оснащением и отделкой. И это требовало участия высококлассных профессионалов в этой сфере. Например, всем кажется, что в коридорах здания — деревянные панели, а на самом деле — это керамика. Нам нужно было найти консенсус между эстетикой и требованиями пожарных. Это было непросто. У пензенской фирмы — хороший опыт, поэтому взяли ее.

Комната отдыха Владимира Черкашина. В ней лаконичный камин. 

Снаружи не сказать, что здание сложное.

— На самом деле оно по максимуму начинено разными современными системами. Мы в значительной степени автономны, не зависим от снабжающих организаций. Здание имеет, наверное, самую большую потребляемую мощность в городе — свыше 2,8 МВт! Для сравнения: обычный индивидуальный дом потребляет около 30 кВт мощности. Мы установили четыре дизеля, каждый мощностью 1 800 кВт, собственные сложнейшие системы кондиционирования, пожаротушения и теплоснабжения. Нет разве что своей скважины и генерации.

Две недели назад мы проводили комплексные испытания. Полностью отключали здание от электроснабжения, чтобы протестировать работу наших дизелей. Естественно, я не мог сидеть дома. Это, надо сказать, волнительный момент: здание на твоих глазах замирает и вновь оживает! План перехода на автономное снабжение был поминутный. На каждом этаже стоял сотрудник с рацией, который отчитывался о ходе операции со своей точки. Постепенно отключали электричество, кондиционеры, лифты. А потом все это последовательно включалось, но уже независимо от внешних источников. Все шло как в военной операции!

Сбербанк потратил на новый офис серьезные средства. Что обошлось дороже — инженерные системы или само строительство?

— Внутренняя начинка, конечно, очень дорогая, сопоставима по стоимости со зданием. Немало ушло на дизайнерские решения, на IT-оборудование и т. д. В каждом помещении, предназначенном для заседаний, у нас специальные акустические потолки, позволяющие слышать все отчетливо, как в концертном зале.

С помощью этого плазменного экрана г-н Черкашин общается с руководством в Москве. "Трачу на это 2-3 часа в день", - рассказал он. 

После сдачи центрального офиса Уральский Сбербанк планирует другие крупные стройки или на ближайшие годы уже все есть?

— Сначала мы закончим строить ЦСКО на ул. Гоголя. А так есть еще одна задумка тоже достаточно важного помещения, которое может появиться в Екатеринбурге. Оно небольшое — порядка 500 кв. м, но крайне важное для надежности работы всех систем банка. Хотя это — дело будущего, о нем рассказывать рано.

Кроме того, у нас полным ходом идет программа переформатирования офисов, которая реализуется по всей системе Сбербанка. Мы реконструируем более 200 офисов в год. Ремонтируем, приводим к новому фирменному стилю банка, полностью меняем все системы жизне­обеспечения — вентиляции и кондиционирования, отопления, водоснабжения. Многие наши офисы переезжают в более удобные и просторные помещения. Это огромная программа, исчисляемая миллиардами рублей. Она рассчитана до 2014 г. А дальше — начнем что-то новое. 

Подробнее о начинке нового офиса Сбербанка - в фоторепортаже

Авторы: Антонина Курносенко, Татьяна Апрельская.

Фото: Игорь Черепанов.

 

Новый дом Сбербанка

71 м - высота здания

27 тыс. кв. м - площадь здания

из 11 эскизных проектов выбирали новый офис Сбербанка на Урале

2 тыс. фотографий сделал Владимир Черкашин во время стройки

5 млрд руб. - общий объем капитальных затрат на Урале в 2012 г. (в основном - на переформатирование офисов)

Источник: данные банка.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.