Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Курт Риттер: Лучше управлять, чем владеть

В кризис группа Rezidor оказалась едва ли не единственной мировой гостиничной сетью, которая не прекратила российскую экспансию. «Здесь есть действительно большие возможности для бизнеса»,— восхища

В кризис группа Rezidor оказалась едва ли не единственной мировой гостиничной сетью, которая не прекратила российскую экспансию. «Здесь есть действительно большие возможности для бизнеса»,— восхищается Курт Риттер, президент и генеральный директор The Rezidor Hotel Group, развивающей в России бренды Radisson SAS и Park Inn.

Лучше управлять, чем владеть
The Rezidor Hotel Group — признанный новатор и динамичный игрок в отельном бизнесе. Группа раньше своих конкурентов начала избавляться от ненужных активов, чтобы высвободившиеся средства вкладывать в управление. С тех пор по этому пути пошли многие гостиничные операторы. Сегодня основные доходы отелей группы — это  продажа номеров, управление инфраструктурой для проведения конференций и мероприятий, ресторанное обслуживание. О том, почему The Rezidor Hotel Group не инвестирует в строительство собственных отелей, открывая по 50 гостиниц в год, и что ищет в российских городах, Курт Риттер рассказал «ДК».
Кто первый— тот и лидер
Первый отель компании Rezidor — Radisson SAS «Славянская» — открылся в России в 1991 г. С тех пор число объектов Rezidor в нашей стране, включая регионы, только росло. За 2010 г. Rezidor открыла в России семь гостиниц, а порядка 20 находятся в стадии строительства и начнут работать в ближайшие несколько лет. Залог успеха компания видит в том, что в свое время ей удалось одной из первых выйти на российский рынок и в результате получить определенное преимущество. Собственную, не такую, как у других гостиничных операторов, стратегию работы группа выбрала и в период кризиса. «Во время экономического спада мы, в отличие от многих конкурентов, не стали сворачивать планы по развитию бизнеса, наоборот, по нашему мнению, благодаря кризису мы нашли новые возможности для роста. Компания продолжает открывать по отелю в разных точках мира практически каждую неделю», — пояснил г-н Риттер.
Несмотря на такое агрессивное строительство сети, The Rezidor Hotel Group не владеет своими отелями. Почему вы отказались от собственности?
— По целому ряду причин, но это наша принципиальная позиция. Управление и владение отелями — это разные функции, и они должны разделяться. Кроме того, для нас отказ от собственности — вопрос рентабельности. Представьте: еженедельно мы открываем отели — это невероятно большая динамика для нашего бизнеса, что каждый подтвердит. В докризисные времена отель начинал приносить прибыль через 3-4 года, а в кризис сроки окупаемости увеличились. Если бы мы каждый раз вкладывали свои деньги в строительство, то просто не смогли бы развить такую сеть, потому что вынуждены были бы ждать отдачи от каждого нового проекта.
Очевидно, что от кризиса в таком случае пострадали не только собственники, но и вы, менеджеры. Какие изменения в вашей системе управления и доходности произошли за последние два года?
— Не могу сказать, что кризис стал негативным фактором для развития нашего бизнеса. Были проекты, которые пришлось отложить, однако сложный период в мировой экономике дал нам новые возможности. Например, стоимость строительства снизилась, девелоперы стали более реалистичны, ушли заведомо нерентабельные или слабо спланированные проекты, при этом на местные рынки начали приходить внешние инвесторы.
О финансовых показателях: да, небольшие убытки были. У нас есть отели, которые находятся под управлением, и отели, которые мы арендуем. Убытки приходятся на арендованную недвижимость (в основном европейскую), но ее в портфеле Rezidor не более 20%.
Каким же образом вы принимаете решение об открытии новых отелей в той или иной стране: ждете предложений от инвесторов или сами их ищете?
— По-разному. В любом случае у нас есть региональные филиалы, и вопрос о развитии в каждой отдельной стране может приниматься на местах. Мы в штаб-квартире в Брюсселе не можем знать всю специфику бизнеса в разных странах и доверяем нашим региональным менеджерам по развитию.
Группа Rezidor участвует в принятии решения об открытии каждого отеля? И кто устанавливает условия контракта с девелоперами: Брюссель или регионы?
— Проекты рассматриваются на брюссельском совете директоров. Основное, на что мы там обращаем внимание, — прозрачность бизнеса. Мы должны четко понимать, кто является владельцем, какова схема финансирования строительства. Если ответы неочевидны, то мы в проекте не участвуем.
А кто инвестирует в российские отели под вашим управлением?
— Примерно треть— это иностранные инвесторы. Остальные — российские.
Вы считаете российский бизнес в полной мере прозрачным? Есть ли какая-то специфика работы в нашей стране?
— У меня нет предубеждения, что российский бизнес более закрыт. Здесь в чем-то даже удобнее. Например, в Европе инвес­торы обычно вкладывают в проект 90% заемных средств и только 10% собственных. В России 40-50% собственных средств в проекте — норма. И это здоровый баланс.
Но это лишь одна сторона медали. А насколько удобно для вашего развития здесь российское законодательство? Сложно открыть бизнес?
— Бюрократические процедуры зачастую могут усложнить определенные процессы. Однако если говорить о помехах для нашего развития, то это визовый режим. Например, мы ежегодно организуем конференцию нашей группы в разных странах, в 2010 г. рассматривали возможность проведения такого мероприятия в России, в Петербурге. Но получить визы на пару тысяч делегатов нереально. От планов отказались. Думаю, что эти ограничения сокращают то количество денег, которые могли бы прийти в Россию.
Хватит и полмиллиона
Выбирая регионы развития, Rezidor ориентируется как на бизнес-туристов, так и на индивидуальных путешественников, предпочитая открывать отели в центральных районах городов. Например, в Москве и Московской области компания планирует довести количество гостиниц до десяти. «Вместе с тем нельзя сказать, что мы идем только в крупные города. У нас есть намерения и по открытию отелей в городах с населением от 500 тыс. человек. Например, в планах на ближайшие годы — дальнейшее развитие сети Park Inn и строительство гостиниц под этим брендом как минимум в 19 городах России», — отметил Курт Риттер.
Какова география ваших сегодняшних интересов?
— Приоритетные направления для роста нашего бизнеса — это и развивающиеся регионы: Россия и СНГ, Африка, Ближний Восток. Мы идем туда, где существует дисбаланс спроса и предложения на рынке гостиничных услуг, здесь ниша еще не занята международными игроками и есть шанс на лучшее развитие.
Как мы выбираем города? Если говорить о России, то в свое время мы составили список из 50 наиболее перспективных городов с точки зрения развития нашего бизнеса.
Каков алгоритм оценки города?
— Нас в первую очередь интересует развитие бизнес-сферы. Вот взять меня: я много езжу по разным странам и везде останавливаюсь в гостиницах известных брендов. Чаще в своих, конечно. Но если отели наших брендов в городе не присутствуют, то в тех гостиницах, услугами которых я уже пользовался. И так поступают большинство топ-менеджеров, бизнесменов. В российских регионах международных сетей практически нет, а местные бренды не вызывают у европейцев стопроцентного доверия. К примеру, даже неплохие местные отели неизвестны на европейском уровне, стало быть, иностранец, если у него будет выбор, вряд ли поселится в гостинице, не принадлежащей известной сети. В России я посещал отели местного уровня, где прекрасное качество обслуживания. Но уверяю, когда в город приходит международная сеть, пусть даже среднего качества, этот бренд имеет дополнительные преимущества.
Вы считаете, что в российских городах-миллионниках у вас не будет конкуренции?
— Я не это имею в виду. Если вы посмотрите на любой европейский или американский город, равнозначный Казани, Екатеринбургу или Новосибирску по количеству населения, то увидите как минимум 20 отелей международного уровня: «Шератон», «Хилтон», «Парк Инн», «Рэдиссон». А в российских мегаполисах «международников» практически нет. Это огромная диспропорция. Вот эту нишу рынка мы и планируем занять.
Кстати, как показывает наша практика, с приходом известных гостиничных брендов в городе начинает быстрее развиваться и другая инфраструктура, связанная с туризмом. Так что наш приход выгоден многим сторонам.
Что вы имеете в виду?
— Например, когда мы пришли в Киев, там работали только местные авиакомпании. Были перебои с перелетами. Крайне неудобно. Когда стали заходить сетевые отели, за нами пришли и авиаперевозчики — Lufthansa и другие. А пока много времени приходится тратить на то, чтобы добраться из регионов в другие точки мира. Мне, например, нужно возвращаться в Брюссель, и я вынужден летать с пересадками: сначала в Москву, оттуда— в Брюссель.
Открывая бизнес в российских городах, вы привозите опытный персонал или выращиваете кадры на местах?
— Мы, безусловно, приглашаем на работу местных жителей, и это очень важно, ведь мы создаем новые рабочие места. Везде большая часть персонала — это жители города. Однако генеральные управленцы могут быть и иностранцами. Кроме того, мы приглашаем и так называемых помощников по открытию — task-force. Это группа опытных специалистов различных направлений, они работают в гостинице порядка шести недель, обучают персонал.
Какую мотивацию вы используете в работе?
— Во-первых, работа в сетевом отеле— это серьезная школа. Мы регулярно проводим обучение, чтобы показать, как необходимо работать по международным стандартам наших сетей. Подчеркну, что сейчас мы делаем серьезные инвестиции в обучение сотрудников, и отмечу, что до кризиса это были меньшие суммы. Ну и во-вторых, мы предоставляем своим работникам возможность карьерного роста и даже переезда в другую страну. Например, российская горничная может дорасти до менеджера европейского отеля. И это большой стимул.
Rezidor Hotel Group
Международная управляющая компания сети отелей
Свыше 380 отелей более чем в 60 странах (включая строящиеся гостиницы).
Общий фонд— 81 тыс. номеров (на конец 2009 г.).
С ноября 2006 г. акции компании котируются на Стокгольмской бирже. Курт Риттер
Президент и исполнительный директор The Rezidor Hotel Group
Родился в 1947 г. в Швейцарии.
Образование: бизнес-школа Ecole Superieure de Commerce du Canton de Vaud, расположенная в кантоне на западе Швейцарии, и прес­тижная Школа отельеров в Лозанне (Ecole Hoteliere de Lausanne).
Карьера: 1970-1976 гг. — занимал разные должности в Ramada International Hotels; 1976 г. — генеральный директор отеля SAS Lulea Hotel в Швеции; 1979 г. — генеральный директор отеля SAS Kuwait Hotel; 1984 г. — вице-президент SAS International Hotels по странам Востока; с 1989 г. — президент и исполнительный директор SIH (с 1994 г. переименована в Radisson SAS Hotels & Resorts, а с 2001 г. — в Rezidor SAS Hospitality).
Отели Rezidor Hotel Group в России
Park Inn
3
в Санкт-Петербурге
2
в Москве
по 1
в Екатеринбурге, Мурманске, Ижевске, Новгороде, Казани, Астрахани (откроется в начале 2011 г.)
Radisson SAS
5
в Москве (два работают, три откроются до конца 2011 г.)
по 2
в Петербурге, Сочи, Ростове-на-Дону (один откроется в 2011 г.)
по 1
в Калининграде, Тюмени (в 2011 г.), Челябинске (в 2011 г.)

Источник: Rezidor Hotel Group.
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.