Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Леонид Шалимов — о министрах, коррупции, ЕГЭ, бизнесе и Путине на комбайне

Леонид Шалимов, взявший «промышленную» статуэтку премии «Человек года-2015», уволился с фразой «Любовь к родине не всегда бывает взаимной». DK.RU вспомнил другие яркие слова экс-главы НПО автоматики.

Глава НПО автоматики Леонид Шалимов давал DK.RU несколько интервью, где подробно рассказывал о том, зачем вернулся на предприятие из успешного бизнеса, как переживал вместе с НПО кризисы и делился собственными мыслями о министрах, коррупции, импортозамещении, ЕГЭ и т. д. В прошлом году г-н Шалимов стал лауреатом премии «Человек года» по версии DK.RU в номинации «Промышленник», обойдя девять руководителей крупнейших заводов региона — многие из номинантов отдали свои голоса главе НПО автоматики. 
 
Леонид Шалимов — о министрах, коррупции, ЕГЭ, бизнесе и Путине на комбайне 1
Церемония вручения премии «Человек года-2015», Леонид Шалимов: «Приятно, что эксперты выбрали наши предприятие, оценили ракетно-космическую отрасль и то, что в Екатеринбурге есть предприятие, которое построило четыре космодрома».
 
DK.RU не берется судить решение руководства страны, приведшее к уходу Леонида Шалимова в отставку по собственному желанию, а лишь предлагает сделать выводы самостоятельно — вспомнив слова и поступки уже экс-главы уральского ракетно-космического предприятия.
 

Про то, почему коррупция лучше ЕГЭ

 
— Последние ЕГЭ показали, что выпускники школ с трудом справляются с программой по математике, хотя требования уже опустили ниже плинтуса. По сути, учеников 9-11 классов не учат мыслить (педагоги и сами разучились это делать), а просто натаскивают на сдачу ЕГЭ. А будущим инженерам это противопоказано. Еще один из российских профессоров, работавший в элитных университетах Франции, предупреждал: не пытайтесь копировать западное образование. И приводил пример: студент, получивший задание вычислить радиус земного шара, приносил результат — 2,78 см, а на недоуменный вопрос преподавателя отвечал: я загрузил данные в компьютер, и тот выдал результат – с него и спрашивайте! Такие инженеры никаких машин не сконструируют. Поэтому я всегда выступал против тестирования на экзаменах. По мне, лучше коррупция, чем ЕГЭ. Коррупция не всегда мешает прогрессу, а ЕГЭ — это абсолютный тупик. Сегодняшним выпускникам не хватает базовых знаний и системного подхода. Советская школа, как ни крути, была на голову выше современной. И если мы сегодня не воспитаем новую научную элиту — о конкуренции на международном уровне можно будет забыть уже навсегда.
 

Про детство и Якунина

 
— Я все детство провел в деревне. Одна из моих профессий — тракторист широкого профиля. В равной степени я представляю, как устроен локомотив, потому что родился в семье железнодорожников. Когда Якунин (бывший руководитель РЖД) спросил, можем ли мы автоматизировать электровоз по примеру компании Siemens, я ответил: мы сделаем лучше. Приступая к новому проекту, я всегда читаю специальную литературу. Прежде чем автоматизировать гидролиз алюминия на БАЗе, детально изучил технологию. В принципе, мне без разницы, что автоматизировать. У меня самая лучшая специальность — системы автоматического управления.
 

Про старты и победы

 
— С развалом СССР НПО автоматики пришло в упадок, и в 1990-е гг. я ушел в коммерцию. Жизнь заставила. Но когда в 1996 г. представители министерства оборонной промышленности предложили возглавить НПО, согласился. Я хорошо запомнил этот день. Вечером собрал семью и объявил, что мне предложили вернуться. Реакция была эмоциональной: «Ты с ума сошел! У тебя бизнес приносит хорошие деньги. Зачем тебе это?» Но я сказал, что знаю, как надо действовать. Объем заказов на НПО автоматики к тому моменту равнялся нулю. Сотрудники не получали зарплату месяцами. Но я был уверен, что безвыходных ситуаций не бывает. Мое любимое изречение — «всегда надо стартовать». Без старта не будет и победы. В НПО автоматики мне пришлось начинать с нуля, но сегодняшнее состояние предприятия показало, что стратегия была выбрана правильная.
 
Леонид Шалимов — о министрах, коррупции, ЕГЭ, бизнесе и Путине на комбайне 2
 

Про взлет на дефолте

 
— В 1998-1999 гг. мы сделали резкий рывок. Дефолт сыграл на руку: обвал рубля в одночасье сделал всю российскую промышленность востребованной. Компании, закупавшие импортное оборудование за доллары, больше не смогли этого делать. В первую очередь к нам пришли естественные монополии — предприятия, живущие за счет платежей населения. Например екатеринбургский «Водоканал», который только-только начинал свою программу модернизации. Такие заказы позволили нам встать на ноги.
 

Про нефть и время

 
— Станок не сконструировать за месяц и не вывести в серийное производство за два. На это нужно время, а оно упущено. Недавно первый вице-премьер Игорь Шувалов это признал. У страны было много денег от продажи нефти, но вместо того, чтобы стимулировать машиностроение, вкладываться в научную разработку, мы бессистемно затыкали дыры в бюджете. Вот так он сказал!
 

Про отсталость

 
— При советской власти конструкторы станков не были заинтересованы в сложных технических решениях. С них спрашивали за металлоемкость оборудования. Если новый станок весил полторы тонны, то через год полагалось облегчить его конструкцию на 200 кг, потом – еще на 200. Помня об этом, конструктор создавал громоздкое сооружение, чтобы каждый год отщипывать от него по 200 кг, получать премии и жить, ни о чем не беспокоясь. Машиностроение было тяжелым в буквальном смысле. Но это не значит, что мы отстали навсегда, и надо с этим смириться. Нет таких задач, которые нельзя решить, если взяться за них с умом.
 
Потенциал российской промышленности велик. Когда мы покупаем технику за границей, не пытаясь создать собственную, причина не в технической отсталости, а в чьих-то интересах, которые я даже обсуждать не хочу. В свое время конструкторское бюро «Рубин», которое занималось атомными подводными лодками, создало скоростной локомотив «Сокол». Но руководство железной дороги от него отказалась. Говорили: мы выбираем технику другого поколения. Так вот. В 1993 г. я ездил в Германию, чтобы согласовать техническое задание на ориентацию и посадку немецкого спутника. Добирался поездом «Сапсан». Не прошло и 15 лет, как этот поезд появился в России. Я не хочу сказать, что нам продали устаревшую технологию. Дело в другом — еще в то время немцы предпочитали отдавать серьезную работу российским предприятиям. Почему бы им самим не решать эти задачи?
 

Про экономические нелепости

 
— С переходом от прямых закупок к конкурсной системе стало сложно конкурировать с предприятиями, которые демпингуют. И это замедляет развитие технологий. Победители конкурсов сами обычно ничего не делают. Передают заказ подрядчикам, отщипывая от контракта свой процент. Или закупают какое-нибудь старье за рубежом, получая за это легализованный откат — комиссионные. Я с этим встречался: предлагал одной фирме услуги, а руководитель мне говорит — «Нет, не интересно». Как это так, возмущаюсь, мы предлагаем продукцию вдвое дешевле, чем зарубежные аналоги. «Поэтому и не интересно, — отвечает. — Мы лучше возьмем подороже и получим комиссионные». И такие экономические нелепости на каждом шагу!
 
Леонид Шалимов — о министрах, коррупции, ЕГЭ, бизнесе и Путине на комбайне 3
 
Взять набившую оскомину проблему с платой за подключением к электросетям. Я открывал новую производственную площадку и получил счет на 4 млн руб. Мне непонятно, почему я должен капитализировать электросетевую компанию. Ведь я и так буду ежемесячно оплачивать электроэнергию, где есть инвестиционная составляющая. По справедливости, компания должна выпустить эмиссию на эти 4 млн и передать акции предприятию! Я, кстати, обращался с таким предложением в Минэкономики. Единственное, над чем они работают, — как списать эти затраты.
 

Про госзаказ и лотерею

 
— Я всегда считал, что самое удачное сочетание — это 30% оборонки и 70% диверсифицированной продукции. Проблема предприятий, обанкротившихся в 1990-е гг., в том, что они стояли на одной ноге — на госзаказах. В условиях рынка так бизнес не построишь. Бюджетное финансирование — это лотерея. Сегодня тебе крупно повезло, а завтра — окажешься на обочине жизни. Структура заказов нашего предприятия распределена в равных долях: треть заказов приносит Роскосмос, треть — Минобороны, и еще столько же приходится на гражданских клиентов. Это позволяет подстраховаться на случай глобальных экономических потрясений. Математика простая — если проседает одно направление, растет другое.
 

Про дизайн

 
— НПО Автоматики — диверсифицированная компания: нет ни одной отрасли, где бы мы ни работали. И когда я вижу направление, которое считаю перспективным, начинаю искать предприятие, которое уже работает в этой области и готово развиваться. Мы помогаем будущим партнерам разрабатывать конструкторскую документацию, изделие проходит все технологические этапы, начиная с опытного образца. Затем попадает на дизайнерскую экспертизу — мы не можем допустить, чтобы функциональные вещи выглядели как замшелый стул в сельском клубе. Хороший дизайн помогает завоевывать рынки. Поэтому в свое время мы с Уральской архитектурной академией сделали лабораторию промышленного дизайна, чтобы студенты научились привязывать свои разработки к технологическому процессу. Поначалу НПО автоматики предоставляло дизайнерские услуги безвозмездно — в бюджете была отдельная статья расходов, потом фирмы начали платить. 
 

Про Путина на комбайне 

 
— Одна зарубежная фирма, выпускающая сельскохозяйственные комбайны предложила мне приспособить ее машины для российского рынка. Дело было на выставке в Ганновере. Поразмыслив, я решил, что работать на иностранцев мне не хочется, и будет лучше, если НПО автоматики поможет Ростсельмашу усовершенствовать комбайны, сделав их конкурентными. Оставалось договориться с производителем сельхозтехники и найти предприятие, которое занялось бы этим проектом под нашим патронажем. Я отправил специалистов на Ростсельмаш, момент оказался благоприятный: на заводе как раз сменилось руководство, и новые люди хотели все радикально переделать. Нашлось и подходящее предприятие, которое занималось телемеханикой в энергетике. Когда начали приватизировать энергетические компании, этот рынок повалился, и фирме пришлось искать новые возможности.
 
Проект, связанный с комбайнами, пришелся кстати — он требовал обработки большого объема информации с передачей ее на расстояние. Теперь, благодаря нашей информационной системе, комбайнер может контролировать множество параметров. У нас есть фотография Владимира Путина, стоящего на этом комбайне. Когда он спросил, кто компьютеризировал машину, ему сказали: одна ракетная фирма из Екатеринбурга. Большую часть приборов, которые там используются, делаем мы. У Ростсельмаша осталась только одна проблема — как избавиться от монополизма НПО Автоматики.
 

Про малый бизнес и прощение долгов

 
— Предприятия вынуждены брать многие функции государства на себя. Мы вот стимулируем малый бизнес. На собственных площадях открыли технопарк и разместили уже более десяти компаний. Малые предприятия в промышленности — явление редкое. Было время, когда у НПО автоматики осталось без госзаказа, и сотрудники (и я в том числе) создавали малые предприятия, чтобы найти применение своим силам. Предприятие их поддерживало, как могло — прощало долги за аренду, если у тех не было денег. Так появились островки, которые мы начали объединять в архипелаг, когда государство вспомнило про нас и решило загрузить работой. Завод мониторит их финансовое состояние, чтобы они внезапно не исчезли с рынка. Взамен мы гарантируем таким партнерам определенные производственные объемы. Схема взаимодействия у нас достаточно простая, почти коммунистическая: НПО Автоматики может в любой момент пользоваться технической документацией малых предприятий, а те — конструкторскими разработками завода. И это дало свои плоды: со временем от этого архипелага стали отпочковываться новые островки.
 

Про маркетинг, чутье и подлодки

 
— Я всегда говорил, что маркетинг — не профессия, а состояние души. Может, даже особое чутье — как у собаки на зверя. Иногда мне помогает стечение обстоятельств. Так было с технологической начинкой для электровозов – мы никогда не пробились бы к руководству РЖД, если бы не помощь Эдуарда Росселя. И система управления дизель-генераторами на подводных лодках, а потом – и на всех кораблях, появилась, благодаря кулуарному разговору с директором оборонного завода. Он жаловался: «Не знаю, кому отдать заказ…» И я, будучи там, заверил, что нашей компании это по силам. Решив задачу, мы стали монополистами на достаточно большом рынке. Конструкции дизель-генераторов могут изменяться, а за системы управления по-прежнему отвечает НПО автоматики.
 

Про депутатов, министра и синдром кухонного мышления

 
— Об отечественном производителе вспоминают в кризисы, когда нужно спасать экономику. Руководитель Водоканала, перекрывавшего нам воду когда у завода не было средств, в дефолт 1998 г. позвонил мне и предложил сделать копию американского хлоратора воды. Но как я могу копировать? Я просто уважать себя перестану. Мы сделали собственную систему хлорирования воды, превосходившую по всем характеристикам американскую. Потом эту разработку внедряли и другие города, но тогда в нее никто не верил. Я называю это синдромом кухонного мышления. Депутаты Госдумы даже обиделись, когда я сказал им: на своих кухнях вы видите только импортную электронику и думаете, что российской не существует. Но она есть! Наша армия ей пользуется. Хотя один продвинутый министр обороны, любивший торговать мебелью, уже предлагал приобретать итальянские бронемашины.
 

Через десять лет…

 
— Через десять лет НПО автоматики сильно изменится. Во-первых (надо оправдывать название), на производственных площадках станет меньше ручного труда. У меня уже сегодня есть участки, где работают всего два-три человека. Но это на гражданском производстве, где высокие темпы можно поддерживать только за счет автоматизации. В военке человеческий фактор пока играет ключевую роль. Я бы предпочел, чтобы сотрудники больше занимались наукой и разработками, чем рутинным трудом. В конце концов, ведь именно для этого мы создаем машины! А во-вторых, надеюсь осуществить свой давний план — объединить российские приборостроительные предприятия в единую «Российскую приборостроительную компанию». Естественно — на базе НПО автоматики.
 
Леонид Шалимов — о министрах, коррупции, ЕГЭ, бизнесе и Путине на комбайне 4
 
Добавим, что, по сообщениям СМИ, сотрудники НПО автоматики начали сбор подписей в защиту Леонида Шалимова, подавшего заявление об отставке после переноса первого пуска с нового российского космодрома Восточный. Поводом стали выводы спецкомиссии, которая установила: причиной сбоя в старте ракеты-носителя стал кабель, изготовленный на НПО не по конструкторской документации.
 
В защиту г-на Шалимова также высказались космонавт Алексей Леонов и сенатор Совфеда РФ Аркадий Чернецкий. Первый считает, что решение экс-главы НПО автоматики было скоропалительным.
 
«Видно, что Шалимов — человек с совестью. Если бы у меня человек уходил в такой ситуации только из-за своего характера, осознавая степень своей ответственности, то я бы его, думаю, остановил, ради общего дела», — передает слова г-на Леонова Ura.ru.
 
Сенатор же считает, что возложение ответственности за сбой в старте ракеты-носителя на Леонида Шалимова — решение неоднозначное. При этом, как сообщает ТАСС со ссылкой на источник в ракетно-космической отрасли, неисправный кабель, из-за которого был перенесен первый запуск с космодрома Восточный, не был критически важен для старта — если бы автоматика не заметила неполадку, запуск все равно прошел бы успешно.
 
Напомним, в НПО автоматики Леонид Шалимов пришел сразу после окончания Челябинского политеха, в 1970 г., — на должность инженера. В последующие двадцать лет он занимал должности начальника лаборатории, председателя профкома, возглавлял совет трудового коллектива. В начале 1990-х гг. ушел в бизнес, но в 1996 г. вернулся и возглавлял НПО до 4 мая 2016 г.
 
Фото: архив DK.RU
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.