Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Лучшая защита от плагиата — очеловеченные отношения» — Александр Казанцев /МНЕНИЕ

«Атмосфера, микроклимат — это вполне осязаемые вещи. Я каждого нашего клиента знаю не только в лицо и по имени, но и у кого собака родила». Александр Казанцев, организатор школы I LOVE RUNNING EKB.

Иногда даже крупнейшие компании обвиняют друг друга в копировании идей, технологий или дизайна — в судебной практике множество таких примеров. Нередко с такой проблемой сталкиваются и уральские предприниматели. DK.RU публикует цикл колонок бизнесменов Екатеринбурга о плагиате — открывает его колонка Александра Казанцева*, организатора школы бега I LOVE RUNNING в Екатеринбурге:
 
— Я к бизнесу по типу Adibas отношусь плохо. В отличие от Adidas, китайские плагиатчики ничего не придумали, а решили пойти другим путем — ради трех копеек взяли спортивные штаны из дешевой синтетики и пришили к ним три полоски. Тех, кто копирует нас, я называю Adibas-клубы.
 
Я купил франшизу, заплатил деньги, создал в городе спрос на бег, и, разумеется, мне не хочется делиться наработанным с «подделками». Это не обида, в бизнесе вообще глупо обижаться. Негодование — самое подходящее слово. Негодование появилось сразу, как только открылась первая наша копия. Негодование было сильное еще и из‑за того, что человек, который скопировал нас, — выходец из нашей школы. И его школу я называю плагиатом — копией нас: от очень похожего названия и формата мероприятий до методики тренировок. Человек был внутри, знал мой бизнес до мельчайших подробностей, и он на старте принял для себя решение — делать так же, вести против меня борьбу моим же оружием. Плагиат часто там, где предательство. А предательство тяжелее воспринимать, нежели просто копию, которую открывает посторонний человек.
 
В течение месяца у меня был стресс. Но урок вынес — я больше не выделяю людей. Я на того человека сам надел корону. Больше так не делаю. Есть компания, и все мы работаем на ее благо. Это бизнес. 
 
Бег — это как колесо, оно давно изобретено, и его изобретателями, разумеется, были не мы. На бег как вид спорта у нас нет прав. Но у нас школа не о спорте, у нас школа о целях. У нас больше для тех людей, которые хотят поставить перед собой амбициозную цель и достигнуть ее — полумарафон, марафон, переплыть Босфор… Бегайте и учите бегать, но не кладите в основу своих школ нашу, не выстраивайте формат тренировок, как у нас, предлагайте другие старты. Плагиат — это комплекс заимствований. Даже на уровне названия школы. Например, первая копия использовала в своем названии наши слова и нашу идею — школа естественного бега. Зачем? Перед ним было непаханое поле, можно было назваться хоть как, но он выбрал этот путь — плагиат. Или мы сделали календарь с нашими учениками, а через месяц появляется то же самое у них. Это я тоже называю плагиатом.
 
«Лучшая защита от плагиата — очеловеченные отношения»  — Александр Казанцев /МНЕНИЕ 1
 Фото: личная страница на Facebook.com
 
Еще пример — прайс-лист. Его форму мы разрабатывали в течение месяца, она уникальна, но вслед за нами появился «оранжевый Adibas» (у каждой школы свой цвет, мы — зеленые). Плагиатчики выложили прайс с точно таким же «интерфейсом» (что называется, найди десять отличий). Хотя в одном это сыграло в нашу пользу: я выслал директору крупной компании, которая выбирала школу бега для обучения своих сотрудников, наш прайс и прайс конкурента. После просмотра плагиата люди выбрали нас. Крупные компании не готовы работать с теми, у кого такая репутация, неужели это трудно понять. Я верю, что всегда есть возможность из Adibas'a превратиться в нечто уникальное.
 
По истоптанной тропинке идти всегда проще, но бесперспективно. Если у тебя нет собственных сильных сторон, то компания продержится недолго.
 
Ситуация на нашем рынке уже начала меняться, концепция плагиата дает сбой. Дело в том, что у нас очень узкий рынок. Из 1,3 млн жителей города мы можем привлечь порядка 30‑40 тысяч. Конечно, бегающих людей намного больше, но, повторюсь, мы не о спорте, мы для тех, кто хочет достигать цели. В итоге нам нужно разрабатывать каждого потенциального клиента. К примеру, открывается новый салон красоты. Их задача — переманить клиентов из другого салона. У нас некого забирать, наших клиентов не существует, их нужно подогревать, формировать в них спрос. Для того чтобы человек принял решение пойти к нам, уходит от трех месяцев до года, и это большая работа. Наши конкуренты, когда открывались, думали, что рынок бегунов уже есть и он огромен, что хватит на всех — самая главная ошибка. Они попытались наших клиентов переманить. И поначалу им даже это удавалось, методика копирования работала, ученики заглядывались в ту сторону, где цена ниже, а набор услуг вроде тот же, но спустя время люди стали возвращаться к нам, потому что у нас своя технология преподавания, она все время совершенствуется и дорабатывается. 
 
Любая компания — это не один человек, это целая команда. Наша команда — не только сотрудники в Екатеринбурге, с нами головной офис в Москве, большая семья филиалов по России (33 города), которые помимо того что тоже генерируют много интересных идей для клиента дают еще и хороших стратегических партнеров, позволяя нам предлагать клиентам больше. Например, мы совместно с компанией BMW проводим в Екатеринбурге запуски групп на забег в Мюнхен. Локальной уральской школе бега с BMW договориться нереально, а Москва смогла. Или зарубежные старты. У нас есть ученики, которые хотят участвовать только в зарубежных марафонах и полумарафонах, отечественные они не воспринимают (честно сказать, у наших организация страдает). Любой зарубежный стандарт у нас обеспечивается Москвой. Туда обязательно заранее вылетает сотрудник головного офиса, все готовит для приезда учеников школы, встречает их, перед стартом еще раз объясняет, как бежать, напутствует, проводит разминку, а на финише мы их встречаем, обнимаем, фотографируем. Наши конкуренты как‑то пытались организовать зарубежный старт, причем выбрали полумарафон, который стоял в нашем расписании — в Иерусалиме. В мире сотня полумарафонов, но почему‑то они взяли Иерусалим. В итоге переключились на старты поближе — лишь на российские.
 
В России опасно быть уникальным и большим. Я общался с одним местным ресторатором. Он сказал: «Когда у меня было два-три ресторана, все шло отлично. Но как только я вырос, пришли из контролирующих органов и дали понять, что пора делиться». В итоге он сам стал помощником депутата, чтобы обезопасить свое дело. Игра на ценностях идет до тех пор, пока ты маленький. 
 
Один наш конкурент, у которого есть связи, пытался нам сорвать тренировки в манеже. Хорошо, руководство манежа разобралось, все мирно решили, но осадок остался. Что делать? Играть по тем же правилам — обзаводиться связями. В Законодательное Собрание мне уже предлагали. Пока держусь, так как считаю, что спорт должен быть вне политики. 
 
«Лучшая защита от плагиата — очеловеченные отношения»  — Александр Казанцев /МНЕНИЕ 2
 Фото: Валентина Шумилова
 
Наша витрина соответствует содержанию. Когда нас копируют, то перенимают только витрину, а содержание — не под силу. Мы своих учеников садим в «Боинг» и летим с ними к цели, потому что у нас есть все технические возможности для этого — самолет, команда, средства безопасности. А наши копии катают людей на дирижабле, на котором написано «Боинг». Дирижабль — неплохая штука в целом, однажды интересно прокатиться, но до Москвы я бы на нем не полетел. К нам сейчас многие возвращаются, осознав разницу между «Боингом» и дирижаблем. 
 
Люди готовы переплачивать за имя, за лидерство этого бренда. Мы специально делали акции: снижали ценник, думая, что людей будет больше, и поднимали ценник, думая, что людей будет меньше. Результаты: число клиентов не менялось.
 
У нас специфичный клиент и специфичная услуга. Большинству людей не важно, в какой магазин идти за хлебом, но вот парикмахера, стоматолога, косметолога, как и тренера, люди ищут своего. Плюс очень важный момент — модно. Без ложной скромности, I LOVE RUNNING — модно, потому что у нас тусовка, потому что у нас известные лица, потому что они выкладывают фотки с тренировок и забегов на свои странички в соцсетях. Мы осознанно очень много тусуемся: вместе завтракаем, лепим пельмени на ужин, устраиваем праздники. И у нас, как в бане, все равны — менеджеры среднего звена и собственники заводов. И людям это нравится: для первых — это перспективы, для вторых — возможность почувствовать себя нормальными людьми без преклонения, которое уже поднадоело. 
 
Еще одна хорошая защита от плагиата — очеловеченные отношения. Атмосфера, микроклимат — это вполне осязаемые вещи, которые можно и нужно создавать, а потом культивировать среди клиентов. Я каждого нашего клиента знаю не только в лицо и по имени, но и у кого собака родила.
 
Людям это важно. Чем теснее отношения с клиентами, тем человеку сложнее будет уйти к конкуренту. Вот ходит девушка на маникюр к своей подруге уже долгие годы, и вдруг ей новая знакомая предлагает сделать маникюр у нее. Новый мастер может даже стоить дешевле, но она не пойдет к нему, потому что отношения с подругой важнее. Многим, кто от нас ушел по объективным причинам, было не совсем удобно — мы же как беговая семья для них были. Практически со всеми учениками, кто ушел в другие клубы, встречаемся на беговых стартах и приветливо общаемся — все‑таки начинали у нас и стали родными. 
 
Проблема плагиатчиков в том, что они по умолчанию считают себя вторыми. Им этого достаточно. Они выбирают, за кем бежать, и бегут. В их головах даже мысли нет, чтобы обогнать.
 
Они зарабатывают свою копейку — и хорошо. Если честно, то это и нам хорошо, потому что первый — изначально в выигрыше. Конкуренты если не развиваются сами по себе, а копируют нас, то всегда на шаг позади. Копии безопаснее, чем конкуренты. Ты всегда знаешь, чего от них ждать — того, что ты сделал вчера. Конкуренты создают свой продукт, генерируют свои фишки, которым мы можем проигрывать. Например, одна из школ придумала услугу — индивидуальные тренировки в удобное для клиента время. Это конкурентное преимущество, потому что мы не можем предложить индивидуалок, к примеру, в два часа дня. Когда запрос поступил от наших клиентов, мы сели, посчитали и решили, что выводить тренера днем на тренировку двух-трех человек — невыгодно. У нас концепция другая, и мы не готовы под каждого клиента менять компанию. Это неправильно, неэффективно, а главное — ты теряешь свою суть. Мы потеряли клиентов — они ушли в ту школу, где ребята это предложили. Негодования и претензий нет. Молодцы. Не буду скрывать, что мы сами перенимаем кое‑что у таких ребят. К примеру, мы всегда делали упор исключительно на бег. А одна школа начала давать плюсом общую физическую подготовку. Беговая тусовка небольшая, слухи поползли, пришел запрос от наших учеников: «Хотим тоже ОФП». Почему бы и нет, мы включили комплекс упражнений в разминку. Важно: этот нюанс никак не поменял нашу стратегию. Это не плагиат. Мы просто в свой поезд добавили один вагон и дальше движемся собственным путем. 
 
Колонка вышла в журнале «Бизнес и жизнь» № 112, июнь 2016 г. Материал подготовила Ольга Раева.
 
Истории предпринимателей Екатеринбурга — в сообществе «Бизнес и жизнь» на Facebook
* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.