Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

ЛУКОЙЛ зальет бензин через мобильники

Помимо заправочных станций, где с клиентами работают операторы, «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» и МТС продвигают формат АЗС, использующий систему моментальных платежей на базе ближней связи NFC. В Перми,

В ближайшие три года компания «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» намерена открыть в Свердловской области около 30 новых заправок, в том числе полностью автоматизированных, где потребитель будет рассчитываться за бензин с помощью сотового телефона. По словам Владимира Дмитриева, генерального директора компании, экспансию может ускорить поглощение независимых игроков.

Помимо заправочных станций, где с клиентами работают операторы, «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» и МТС продвигают формат АЗС, использующий систему моментальных платежей на базе ближней связи NFC. В Перми, где на прошлой неделе запустили первый такой объект, тестовая заправка заняла 11 секунд. С помощью новой технологии Владимир Дмитриев рассчитывает привлечь новых потребителей.
— Расширение сети АЗС — непрерывный процесс, который сдерживают два фактора — требования ФАС, не позволяющие игрокам доминировать в регионе, и не всегда очевидная коммерческая выгода при высоких затратах на отдельные объекты, — говорит г-н Дмитриев. — В Свердловской области у ЛУКОЙЛа есть пространство для маневра — сейчас компании принадлежит не более 20% розничных продаж нефтепродуктов (12% заправочных станций), а закон разрешает нам увеличивать долю рынка до 35%. Мы рассматриваем все возможности — и покупку небольших сетей, и строительство АЗС. Стандартная станция на три поста обходится компании примерно в 1 млн евро (с учетом стоимости земли) — если вы закладываете ее на свободном участке с хорошим грунтом. Но когда доходит до дела, выясняется, что нужно производить выторфовку или дробить скалу, а это уже совсем другие затраты. И мы считаем, стоит ли овчинка выделки.
Насколько вы свободны в своих действиях, связанных с расширением сети? Какие вопросы вам нужно согласовывать? Что можете решить сами?
— Система инвестиционного проекта предполагает и работу на местах, и консультации с центральным офисом. Весь цикл разделен на несколько фаз, у каждой — свое ответственное лицо. При согласовании бюджетов последнее слово за Москвой.
После того как в 2009 г. ЛУКОЙЛ приобрел заправочные станции компании «Едиар», крупных объектов для поглощения в Свердловской области не осталось. Кому из операторов вы предлагаете продать бизнес сейчас?
— Если не считать ЗАО «СКОН», больших независимых операторов действительно нет. Я не хотел бы называть конкретные имена, потому что переговоры продолжаются. Это небольшие сети, включающие 3-4 заправки. Но купить сеть местного игрока — не самоцель. У нас хватит сил, чтобы за три года построить в Свердловской области около 30 заправок, увеличив их число до 100.
Почему вы ограничились шестью заправками «Едиара», а не купили все?
— «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» начинал бизнес не в чистом поле — у нас были собственные заправочные комплексы, дислокация которых пересекалась с заправками «Едиара». А какой смысл ставить несколько точек на одном потоке, даже на расстоянии 15-20 км? Мы выбрали объекты, которые нам подходили, и предложили справедливую цену. Владельцев «Едиара» это устроило. Другое дело, что все купленные АЗС мы перестраивали заново — они не соответствовали требованиям надзорных органов в части экологии. По сути, мы платили за место и трафик.
Весной, когда бензина на заправках не хватало, независимые АЗС обвиняли федеральные компании, что те не отгружают им топливо, создавая преимущество для собственной розницы.
— ЛУКОЙЛ никого душить не собирается. Замечу, что в Свердловской области вертикально интегрированным холдингам принадлежит 55-60% рынка, а более 40% — частным фирмам, которые неплохо себя чувствуют, даже развиваются — строят новые объекты. В стране работает биржа, где любой участник рынка может купить неф­тепродукты — их цена регулируется рыночными механизмами, а в случае нарушений — антимонопольным комитетом.
У ФАС были претензии к ЛУКОЙЛу — и в Пермском крае, и в Свердловской области. В 2009 г. ЛУКОЙЛу и «Газпромнефть-Урал» присудили миллионные штрафы за сговор. Но ЛУКОЙЛ с вердиктом не согласился.
— Это философский вопрос. Антимонопольная служба считает, что права она, а у нас иная точка зрения. Поэтому мы встречаемся в суде, где каждая сторона предъявляет свои аргументы. Это долго. Иногда суд соглашается с нашими доводами, иногда встает на сторону ФАС.
Кто выигрывает в этом противостоянии?
— У нас все-таки не Олимпийские игры. Мы считаем, что не все законы совершенны — их надо дошлифовывать, а временами — дописывать, чтобы исключить двойное толкование. Поэтому подсчет очков мы не ведем, думаю, что антимонопольный комитет тоже не ведет. Но в любом случае мы стараемся действовать в правовом поле.
АЗС, позволяющая клиенту расплачиваться за бензин с помощью сотового телефона — это разработка компании или вы переняли чей-то опыт?
— Это наше ноу-хау. Чтобы оплачивать бензин с телефона, клиенту нужна специальная SIM-карта и NFC-антенна. На станции ему достаточно снять пистолет, установить его в бак автомобиля и поднести телефон к считывающему устройству, чтобы началась транзакция и отпуск топлива. В настоящее время эту услугу тестируют сотрудники МТС и ЛУКОЙЛа, а в ноябре она станет доступной для жителей Перми. Затем компания намерена распространить технологию на другие регионы. Мы полагаем, что NFC-платежи в короткий срок перевернут рынок розничных продаж — человек сможет рассчитываться со своего телефона в общественном транспорте, в магазинах, в ресторанах. По прогнозам, к 2015 г. доходы тройки ведущих операторов связи составят около $50 млн, из которых $10 млн будут приходиться на NFC.
Кто платит за транзакцию на заправке — ЛУКОЙЛ или МТС?
— Пока — ЛУКОЙЛ. Если говорить о проекте в целом, то стороны договорились о паритете — что-то взяла на себя МТС, что-то — мы. Цель — не считаться, а сделать новый шаг в бизнесе. Когда система заработает как часы, мы сядем и договоримся.
Намерены ли вы привлекать и других операторов связи?
— Сейчас мы работаем только с МТС, но в дальнейшем к проекту может присоединиться любой оператор «большой тройки».
Среднестатистический потребитель консервативен. Можно предположить, что новинка будет приживаться долго.
— Мы считаем, что альтернативы нет. К 2020 г. «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» планирует довести число АЗС в Перми, Екатеринбурге, Ижевске и Кирове с 306 до 350-400. Эти цифры коррелируют с ежегодным 4-8% приростом автопарка у населения и корпоративных клиентов. Но урбанизация городов оставляет все меньше пространства для классических АЗС. Если ничего не делать, очереди будут все длиннее и длиннее. Значит, нужно ускорить поток автомобилей, проходящих через заправочные станции. Так появился формат автоматического комплекса, занимающего мало места. На терминале мы внедрили все формы оплаты — от банковских карт до NFC-технологий.
Почему решили начать с Перми?
— В Перми у нас два офиса — наш и компании «ЛУКОЙЛ-информ», специалисты которой разрабатывали новый формат АЗС. Сюда стекается и вся информация из регионов. Поэтому логично было открыть первую автоматическую АЗС под боком. Тем более что на начальном этапе приходилось десятки часов торчать на объекте, доводя его до ума. Сейчас мы все технические вопросы решили, осталось запустить продукт в серию. NFC-технологии планируем внедрить повсеместно — и на автоматических АЗС, и на тех, где с клиентами работают операторы.
Как быстро вы будете строить новые заправки?
— До конца года в Перми заработают три комплекса. Мы рассчитываем на аудиторию в 2 тыс. человек из числа продвинутых пользователей, следящих за техническими новинками. Чтобы их стимулировать, дадим 2% скидку на топливо. В Свердловской области автоматические заправки появятся в 2012 г. — все будет зависеть от разрешений на земельные участки.
С кем вы договариваетесь?
— Соглашения между губернатором Александром Мишариным и Вагитом Алекперовым, действующие до 2015 г., предусматривают пять автоматических комп­лексов. Одновременно ведем переговоры с сити-менеджером Александром Якобом о строительстве автоматических станций в рамках договоренностей между Екатеринбургом и ЛУКОЙЛом. Это работа, которую мы начинали еще с Аркадием Чернецким, и нас радует, что при новой администрации не пришлось все делать с чистого листа.
Сколько времени будете окупать проект и как считаете его эффективность?
— Мы станем оценивать эффективность по числу людей, переходящих на новый вид оплаты. Очевидно, что количество таких потребителей будет прямо пропорционально усилиям по продвижению этой услуги. И тут мы рассчитываем на содействие МТС: она может рассылать клиентам SMS-сообщения с информацией о новой услуге (я фантазирую — договоренности пока нет). До сих пор мы тратили усилия на доработку технических моментов. Теперь пришло время выдохнуть, осмотреться, посчитать — и двигаться дальше. Тогда будут и цифры, и утвержденные планы, и конкретные действия.

«ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт» расширяет рынок сбыта в Свердловской области
70 АЗС
работает в регионе
20%
розничных продаж нефтепродуктов
30
новых точек откроется в ближайшие три года

Источник: «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт».
Самое читаемое
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • «В семейном бизнесе нет проблем с тем, кто главный. Кто собственник, тот и главный»«В семейном бизнесе нет проблем с тем, кто главный. Кто собственник, тот и главный»
  • «Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»«Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.